г. Тула |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А09-6977/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Афанасьевой Е.И., при ведении протокола помощником судьи Никитиной В.В., рассмотрев апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.10.2021 по делу N А09-6977/2021 (судья Рожкова Е.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Спектора Вячеслава Семеновича (г. Брянск, ИНН 323301684135, ОГРН 305323319900021) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, ИНН 3257000008, ОГРН 1133256000008), управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057478, ОГРН 1043244026605) о признании незаконными и отмене постановления от 27.04.2021 N 20 и решения от 18.06.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Левшенкова Романа Станиславовича: Корольчук А.Н. (доверенность от 02.07.2021),
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области: Монетовой Е.И. (доверенность от 11.01.2021 N 2.2.1-16/1), Герман Ю.В. (доверенность 11.01.2021 N 2.2.1-16/12).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Спектор Вячеслав Семенович (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Брянску (далее - инспекция) от 27.04.2021 N 20 о назначении административного наказания и решения Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - управление) от 18.06.2021.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что предприниматель обоснованно привлечен к административной ответственности; в соответствии с действующим законодательством, инспекция приняла весь комплекс мер принудительного взыскания задолженности.
Инспекция считает, что изменение управлением даты совершения административного правонарушения не повлекло принятия неправомерного решения, о привлечении предпринимателя к административной ответственности, ввиду наличия в его действиях события административного правонарушения.
От предпринимателя в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией при рассмотрении сведений по уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации налогоплательщиком установлено, что по состоянию на 19.03.2021 предприниматель имеет задолженность в сумме 3 106 396,86 рублей, в т. ч. по основному долгу 2 871 526,51 рубль, из них просроченная задолженность по налогу свыше трех месяцев 1 941 839, 35 рублей.
Как установлено инспекцией, данная задолженность образовалась в связи с неуплатой имущественных налогов за 2017-2019 годы, а также по единому налогу на вменённый доход, по налогу на доходы физических лиц, упрощённой системе налогообложения, страховым взносам, а также пени за несвоевременную уплату налогов, страховых взносов.
Как полагает инспекция, с учётом размера задолженности по обязательствам, налогам, пеням и штрафам, а также с учётом срока наличия такой задолженности предприниматель обязан был обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Инспекцией в адрес предпринимателя 23.08.2019 N 08-67/35414 было направлено письмо, с сообщением об обязанности обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
По факту выявленного нарушения, в соответствии со ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), инспекцией 19.03.2021 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 20, в котором зафиксирован факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ.
Инспекция, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении вынесла постановление о назначении административного наказания от 27.04.2021 N 20, согласно которому предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением инспекции от 27.04.2021 N 20, предпринимателем была подана жалоба в управление.
Управлением при рассмотрении жалобы предпринимателя было установлено, что инспекцией был неверно определён срок для направления предпринимателю в арбитражный суд заявления о признании несостоятельным (банкротом), и, как следствие, неверно определена дата совершения предпринимателем административного правонарушения.
Таким образом, решением от 18.06.2021 управление определило дату совершения предпринимателем правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ 05.06.2019, а также принимая во внимание, что правонарушение совершено предпринимателем впервые и с 01.08.2016 предприниматель включён в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф в размере 5 000 рублей был заменён на предупреждение.
Полагая, что указанные акты инспекции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы предпринимателя, он обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, предприниматель укал, что инспекцией, при вынесении постановления от 27.04.2021 N 20, не принято во внимание наличие арбитражного дела N А09-1503/2017 по заявлению ПАО Сбербанк в лице Брянского отделения N 8605 ПАО Сбербанк о признании предпринимателя несостоятельным должником (банкротом).
Инспекция, в свою очередь, указывала, что согласно ст.43 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон N 127-ФЗ) основанием для отказа судом в принятии заявления, о признании должника банкротом, является подача заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве и введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Как установлено судом первой инстанции, управление при вынесении решения по жалобе предпринимателя пришло к выводу о совершении им правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ, не 03.07.2020, а 05.06.2019, указав вместе с тем, что неверное указание инспекцией даты совершения правонарушения не является основанием для отмены оспариваемого постановления.
Вместе с тем, суд области пришел к выводу, что изменение даты совершения правонарушения, на более позднюю, ухудшает положение заявителя.
Таким образом, изменение оспариваемого постановления, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности, является недопустимым (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции установил, что данный факт является самостоятельным основанием для отмены решения управления от 18.06.2021 и постановления от 27.04.2021 N 20.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что при возобновлении производства банкротства в рамках дела N А09-1503/2017, инспекция имеет право включения в реестр требований кредиторов имеющейся задолженности.
Таким образом, формальных признаков (задолженность перед бюджетом или контрагентами в сумме более 500 000 руб. в течение трех месяцев) недостаточно для возникновения у руководителя должника обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве.
Между тем судом не учтено следующее.
В протоколе от 19.03.2021 N 20 об административном правонарушении (т.1., л.д. 96-100) составленном инспекцией, указан перечень неисполненных денежных обязательств обязательных платежей перед бюджетом РФ (в совокупности, составляющие свыше 500 000 рублей, не исполненные в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены). При этом из протокола усматривается и предпринимателем не было оспорено, что задолженность превышающая 500 000 рублей образовалась у него по сроку уплаты от 03.12.2018.
В соответствии с п. 2 ст. 213.3 Закона N 127-ФЗ заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 213.4 Закона N 127-ФЗ гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
Предпринимателем в нарушение п. 2 ст. 213.4 Закона N 127-ФЗ не представлено заявление в Арбитражный суд Брянской области в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей на сумму свыше 500 000 рублей в установленный законом срок.
Таким образом, если у предпринимателя задолженность возникла по сроку уплаты 03.12.2018 и указанные требования не были исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, т.е. до 03.03.2019, то в течении 30 дней, т.е. не позднее 16.04.2019 предприниматель обязан был обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Указанная дата, по мнению суда апелляционной инстанции и является датой совершения правонарушения.
Также материалами дела установлено, что на момент совершения правонарушения по данным официального сайта арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) дело N А09-1503/2017 было прекращено путем заключения мирового соглашения кредиторов от 28.05.2018. Заявление от кредиторов Астапенко С.С. и Титенок Л.А. о возобновлении процедуры банкротства и введении реализации имущества гражданина о возобновлении производства поступило только 20.05.2019.
С учётом вышеизложенного, начиная с 16.04.2019 в действиях предпринимателя имело место длящееся правонарушение, выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что факт подачи заявления от кредиторов Астапенко С.С. и Титенок Л.А. о возобновлении процедуры банкротства и введении реализации имущества гражданина по делу N А09-1503/2017 не имеет правового значения для разрешения вопроса о привлечении предпринимателя к ответственности. Во-первых, до момента подачи заявления, как указано выше, предусмотренная законом обязанность не исполнялась более месяца (с 16.04 до 20.05.2019), а, во-вторых, заявление не рассмотрено до настоящего времени, т.е. процедура банкротства является завершённой.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предприниматель обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, решение Арбитражного суда Брянской области от 12.10.2021 о признании незаконными и отмене постановления инспекции от 27.04.2021 N 20 о назначении административного наказания и решения управления от 18.06.2021, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 12.10.2021 по делу N А09-6977/2021 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Спектора Вячеслава Семеновича отказать
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6977/2021
Истец: Спектор Вячеслав Семенович
Ответчик: ИФНС России по г.Брянску, Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области
Третье лицо: Домашнева Я.А.