г. Владимир |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А43-16363/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ОГРН 1055238038316, ИНН 5260148520) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2021 по делу N А43-16363/2021, принятое по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" к Департаменту финансов города Арзамаса и муниципальному казенному учреждению "Служба городского хозяйства" о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании приняли участие представители публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - Коробов Ю.С. на основании доверенности от 24.12.2021 N 497 сроком действия по 02.03.2024 и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 135, т.2), администрации города Арзамаса - Никитина И.Н. на основании доверенности от 13.04.2021 N 42 сроком действия до 31.12.2022 и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 100,101, т. 2).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решениями Арбитражного суда Нижегородской области по делам N А43-54051/2019 от 27.08.2020, N А43-44193/2019 от 02.09.2020, N А43-12333/2020 от 03.06.2020, N А43-9502/2020 от 07.07.2020, N А43-40707/2018 от 05.07.2019, N А43-30766/2019 от 01.10.2019, N А43-23567/2019 от 01.11.2019, N А43-14626/2020 от 09.11.2020 удовлетворены требования публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго НН", общество, взыскатель, заявитель) о взыскании с муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" (далее - МКУ "СГХ", учреждение, должник) задолженности.
На основании вышеуказанных решений Арбитражным судом Нижегородской области выданы исполнительные листы.
ПАО "ТНС энерго НН" письмами от 05.10.2020 исх. N ТНС-3832/24, исх. N ТНС-3833/24, от 20.11.2020 исх. N ТНС-7066/АРЗ/06, исх. N ТНС-7065/АРЗ/06, от 08.12.2020 исх. N ТНС-8337/АРЗ/06, от 16.01.2021 исх. N 24-06/0587, исх. N 24-06/0588, от 25.01.2021 исх. N ТНС-1200/АРЗ/06 в адрес Департамента финансов города Арзамаса (далее - Департамент) направлены исполнительные листы по вышеуказанным делам для исполнения.
Получение Департаментом исполнительных листов подтверждается материалами дела.
Общество 09.04.2021 направило требования о приостановлении операций по лицевым счетам должника, в ответ на которое Департамент сообщил о частичном исполнении требований исполнительных документов в пределах бюджетных средств, а также том, что приостановление операций на лицевом счете должника приведет к дестабилизации работы не только МКУ "СГХ", но и администрации г.Арзамаса (т.1, л.д.45-50).
Неисполнение требований исполнительных листов в полном объеме явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением к Департаменту о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении до полного погашения задолженности по исполнительным листам, выданным по указанным делам, осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах МКУ "СГХ", к учреждению - о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении запроса-требования о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных документов, выданных на основании вышеуказанных решений Арбитражного суда Нижегородской области в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, и обязании устранить допущенные нарушения.
Арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), решением от 06.09.2021 заявленные Обществом требования удовлетворил в части требований, предъявленных к должнику.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных к Департаменту требований, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
ПАО "ТНС энерго НН" не согласно с выводом суда о том, что частичное исполнение Департаментом требований исполнительных документов свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны Департамента и не является основанием для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах МКУ "СГХ".
При этом Общество отмечает, что частичное исполнение по исполнительным листам, выданным по делам N А43-14626/2020, А43-9502/2020, А43-12333/2020 было произведено только 13.07.2021, то есть после обращения ПАО "ТНС энерго НН" с исковым заявлением по настоящему делу в Арбитражный суд Нижегородской области.
Заявитель указывает, что длительное неисполнение судебных актов о взыскании задолженности по оплате поставленной электроэнергии нарушает его право на получение присужденных денежных средств.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель администрации города Арзамаса (далее - Администрация) в судебном заседании просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Общества.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Администрации, Первый арбитражный апелляционный установил правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам казенных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства, порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Абзацем 1 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ).
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац 6 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу пунктов 1 - 7 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ должен быть исполнен должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением случаев отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов).
Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает не только определенные действия должника по исполнению исполнительного документа, но и конкретные действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Приостановление в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ соответствующим органом, осуществляющим ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения операций по расходованию средств на всех лицевых счетах в отношении должника, не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 БК РФ является прямо предусмотренной законом обязанностью органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений и приостановление вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Департамент на основании пункта 3.1.21 Положения о Департаменте финансов города Арзамас, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 30.09.2016 N 72 (далее - Положение о Департаменте), осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций органов местного самоуправления города Арзамаса, муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений, иных юридических лиц.
Пунктом 3.1.22 Положения о департаменте предусмотрено, что Департамент осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым органам местного самоуправления города Арзамаса, муниципальным казенным, бюджетным и автономным учреждениям, иным юридическим лицам в Департаменте в предусмотренных бюджетным законодательством случаях.
Следовательно, в данных отношениях Департамент выступает в качестве специального органа муниципальной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на средства местного бюджета, учитываемые на лицевых счетах МКУ "СГХ".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, исходил из отсутствия у Департамента оснований для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в связи с частичным исполнением требований исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Нижегородской области по делам N А43-54051/2019 от 27.08.2020, N А43-44193/2019 от 02.09.2020, N А43-12333/2020 от 03.06.2020, N А43-9502/2020 от 07.07.2020, N А43-40707/2018 от 05.07.2019, N А43-30766/2019 от 01.10.2019, N А43-23567/2019 от 01.11.2019, N А43-14626/2020 от 09.11.2020, в пределах остатка объемов финансирования расходов и выделенных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).
Вместе с тем, принятие мер по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника должно быть произведено не зависимо от наличия или отсутствия бюджетных средств должника, а также обязательств перед третьими лицами.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Таким образом, факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для приостановления операций по лицевым счетам должника ввиду того, что произведено частичное погашение задолженности по исполнительным листам, признается судом апелляционной инстанции ошибочным.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
В материалах дела отсутствуют доказательства отсрочки, рассрочки или отложения исполнения решений Арбитражного суда Нижегородской области по указанным делам, либо документов, отменяющих или приостанавливающих исполнение судебных актов, на основании которых выданы исполнительные листы.
В судебном заседании представитель Администрации подтвердил, что исполнительные листы по указанным выше решениям Арбитражного суда Нижегородской области не отозваны взыскателем и находятся на исполнении в Департаменте.
Материалами дела подтверждается, что исполнительные листы по делам N А43-54051/2019 от 27.08.2020, N А43-44193/2019 от 02.09.2020, N А43-12333/2020 от 03.06.2020, N А43-9502/2020 от 07.07.2020, N А43-40707/2018 от 05.07.2019, N А43-30766/2019 от 01.10.2019, N А43-23567/2019 от 01.11.2019, N А43-14626/2020 от 09.11.2020 поступили на исполнение в Управление, однако, в нарушение приведенных выше норм права, ни в установленный законом срок (три месяца), ни на момент обращения Общества в суд с рассматриваемыми требованиями в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ не исполнены (денежные средства по исполнительным документам взыскателю не перечислены), в предусмотренные законом сроки не возвращены взыскателю, операции по расходованию средств на лицевых счетах должника не приостановлены, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, при получении исполнительных листов от Общества Департамент извещал должника о том, что в случае неисполнения указанных в них требований, Департамент принимает решение о приостановлении операций по лицевым счетам учреждения.
Кроме того, определениями Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2021 по делам N А43-54051/2019, А43-23567/2019, от 05.04.2021 по делу N А43-44193/2019, от 18.02.2021 по делу N А43-40707/2018, от 06.07.2021 по делу N А43-14626/2020, от 25.02.2021 по делу N А43-9502/2020, от 24.02.2021 по делу N А43-12333/2020, от 25.02.2021 по делу N А43-30766/2019 на МКУ "СГХ" наложены штрафы за неисполнение принятых судебных актов в качестве мер, направленных на понуждение должника исполнить требования исполнительных документов.
С учетом изложенного в рассматриваемом случае Департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по приостановлению расходных операций по лицевым счетам МКУ "СГХ" в порядке, установленном частью 7 статьи 242.5 БК РФ.
Длительное неисполнение требований вступивших в законную силу судебных актов нарушает права и законные интересы ПАО "ТНС энерго НН", создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По сведениям Департамента обязательство по исполнительному листу по делу N А43-30766/2019 исполнено должником на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в полном объеме.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции в целях восстановления нарушенных оспариваемым бездействием прав и законных интересов Общества, считает необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Департамент финансов города Арзамаса приостановить до полного погашения задолженности осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" в порядке части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по указанным выше исполнительным листам, за исключением исполнительного листа, выданного на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-30766/2019 от 01.10.2019.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований к Департаменту и обязании Департамента в срок один месяц со дня вступления настоящего постановления в законную силу приостановить до полного погашения задолженности осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах МКУ "СГХ" в порядке части 7 статьи 242.5 БК РФ по указанным выше исполнительным листам, за исключением исполнительного листа, выданного на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-30766/2019 от 01.10.2019.
Арбитражным судом Нижегородской области нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы ПАО "ТНС энерго НН" по уплате государственной пошлины относятся на Департамент.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению заявителю.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2021 по делу А43-16363/2021 в обжалуемой части отменить.
Признать незаконным бездействие Департамента финансов города Арзамаса в части неприостановления до полного погашения задолженности по исполнительным листам, выданным по делам N А43-54051/2019 от 27.08.2020, N А43-44193/2019 от 02.09.2020, N А43-12333/2020 от 03.06.2020, N А43-9502/2020 от 07.07.2020, N А43-40707/2018 от 05.07.2019, N А43-30766/2019 от 01.10.2019, N А43-23567/2019 от 01.11.2019, N А43-14626/2020 от 09.11.2020, осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства".
Обязать Департамент финансов города Арзамаса в срок один месяц со дня вступления настоящего постановления в законную силу приостановить до полного погашения задолженности осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" в порядке части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по указанным выше исполнительным листам, за исключением исполнительного листа, выданного на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-30766/2019 от 01.10.2019.
Взыскать с Департамента финансов города Арзамаса в пользу акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот рублей).
Возвратить публичному акционерному обществу "ТНС энерго Нижний Новгород" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежным поручениям от 06.10.2021 N 37460 и от 28.10.2021 N 41030.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16363/2021
Истец: ПАО "ТНС энерго НН"
Ответчик: Департамент финансов города Арзамаса, МКУ "СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"
Третье лицо: Администрация города Арзамаса Нижегородской области