город Томск |
|
1 февраля 2022 г. |
Дело N А45-12862/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (N 07АП-12024/2021) на решение от 25.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12862/2021 (судья Хорошилов А.В.), по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1025402467859, ИНН 5406011130, 630009, г.Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 42) к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3/1) о признании незаконным и отмене представления от 25.03.2021 N 51-21- 11/10-3139.
Третьи лица: 1) Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области; 2) Министерство здравоохранения по Новосибирской области,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Кудряшов Ю. В. по дов. от 12.11.2021, диплом,
От заинтересованного лица: Михайлова М. А. по дов. от 10.01.2022, диплом,
От третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - заявитель, Учреждение, ГБУЗ НСО "ССМП") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, казначейство, Управление, УФК по Новосибирской области) о признании незаконным и отмене представления от 25.03.2021 N 51-21-11/10-3139 (далее -
оспариваемое представление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Министерство здравоохранения по Новосибирской области (далее - Министерство) и Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - УФНС России по НСО).
Решением от 25.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что дополнительные выплаты, произведённые работникам ГБУЗ НСО "ССМП" в ноябре, декабре 2020 года не могли быть расценены как стимулирующие; ГБУЗ НСО "ССМП" получило средства для выплат не из федерального бюджета, а из бюджета Новосибирской области. Источники поступления средств в бюджет Новосибирской области для ГБУЗ НСО "ССМП" квалифицирующего значения для оценки правоотношений не имели; сумма районного коэффициента подлежит налогообложению.
Управление в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления - доводы отзыва.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего отзыва, заслушав представителей Учреждения и Управления, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 28.01.2021 N 83 "О назначении внеплановой выездной проверки в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области в период с 01.02.2021 по 05.02.2021 в отношении ГБУЗ НСО "ССМП" проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N31 18-р за 2020 год.
По результатам проверки 05.02.2021 составлен акт выездной проверки, в котором в качестве одного из нарушений указано нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 81 статьи 217 НК РФ, пункта 4.3.11 Соглашения от 18.12.2020 N 999, заключенного между Минздравом Новосибирской области и ГБУЗ НСО "ССМП" в части пунктов 5 и 9 Порядка и условий осуществления дополнительных выплат медицинским работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными приказом Минздрава НСО от 15.12.2020 N3191, выразившееся в том, что ГБУЗ НСО "ССМП" не осуществлены в полном объеме выплаты медицинским работникам медицинской организации (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVTD-19) на территории Новосибирской области, выразившиеся в недоплате медицинским работникам ГБУЗ НСО "ССМП" за счет средств субсидии на иные цели, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, средств дополнительных выплат на сумму 93 817,00 рублей, в связи с удержанием налога на доходы физических лиц с суммы начисленных дополнительных выплат стимулирующего характера за декабрь 2020 года медицинским работникам ГБУЗ НСО "ССМП" за фактически отработанное время и перечисленного платежным поручением от 31.12.2020 N 7872 в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска на сумму 93 817,00 рублей.
18.02.2021 заявителем в УФК по Новосибирской области направлены возражения на акт проверки с просьбой изменить акт проверки, исключив из него указание на нарушение налогового и бюджетного законодательства со стороны ГБУЗ НСО "ССМП".
18.03.2021 УФК по Новосибирской области отклонило возражения ГБУЗ НСО "ССМП" на акт проверки.
25.03.2021 Управлением в адрес ГБУЗ НСО "ССМП" выдано оспариваемое представление, в соответствии с которым заявитель обязан устранить бюджетное нарушение и обеспечить выплату медицинским работникам в размере неправомерно удержанных сумм в качестве подоходного налога с начисленных дополнительных выплат, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок не позднее 90 календарных дней со дня получения представления.
Учреждение, не согласившись с оспариваемым представлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2БК РФ).
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансовобюджетной сфере" органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательный для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации на 2020 год" (далее - Распоряжение N 3118-р) предусмотрено выделение из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 08.12.2020 N 511-п "О выплатах медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Новосибирской области" установлены на период с 1 ноября по 31 декабря 2020 года дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Новосибирской области (далее - выплаты), в размере недополученных средств в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" и установленными постановлением Правительства Новосибирской области от 25.04.2020 N 137-п "О выплатах стимулирующего характера медицинским и иным работникам на период предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Новосибирской области" выплатами стимулирующего характера, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); выплатами стимулирующего характера за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, и средств областного бюджета Новосибирской области за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Выплаты за ноябрь 2020 года производятся в декабре 2020 года, за декабрь 2020 года - не позднее 25 декабря 2020 года.
Медицинскими организациями, участвующими в предотвращении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Новосибирской области, работа в которых дает право на установление дополнительных выплат, формируется локальный нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностей прочих категорий работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Новосибирской области, согласно приложению к настоящему постановлению.
В постановлении N 511-п указано на то, что оно принимается с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, которое в свою очередь было издано взамен Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
Постановление N 511-п указывает, что источником финансового обеспечения являются средства федерального бюджета.
Во исполнение постановления N 511-п издан Приказ Минздрава Новосибирской области от 15.12.2020 N 3191 "О выплатах медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Новосибирской области".
Согласно данному приказу разработаны и утверждены:
- порядок и условия осуществления дополнительных выплат медицинским работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- порядок и условия осуществления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку прочим категориям работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Новосибирской области.
Судом первой инстанции установлено, что спорные выплаты осуществлялись за период с 01.11.2020 по 31.12.2020 на основании порядка и условий осуществления дополнительных выплат медицинским работникам.
В пункте 5 названного Порядка было указано, что "дополнительные выплаты, предоставляемые в соответствии с настоящим Порядком, являются ежемесячными целевыми выплатами стимулирующего характера, носят дополнительный характер, не отменяют ранее установленные компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, Отраслевым соглашением по государственным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Новосибирской области, на 2019 - 2021 годы.
С учетом издания приказа Минздрава Новосибирской области от 05.02.2021 N 210 из пункта 5 были исключены слова "стимулирующего характера".
Как верно отметил суд первой инстанции, исключение слова "стимулирующего" не изменяет фактически целей осуществляемых выплат с учетом Постановления N 511-п, Постановлений Правительства РФ N 415, N1762 и Распоряжения N 3118-р.
Руководствуясь нормами статей 210, 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суд первой инстанции отметил, что правила об исключении из налогообложения применяются в случае, если выплаты осуществлены на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, и если источником финансового обеспечения таких выплат являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что выплаты обеспечены 100% за счет средств федерального бюджета, что отвечает условиям пункта 81 статьи 217 НК РФ.
Согласно преамбуле, Порядок N 935-п утверждён в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, в целях осуществления в 2020 году дополнительных выплат стимулирующего характера.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Новосибирской области, за счет средств дотаций, выделенных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, подпадают под пункт 81 статьи 217 НК РФ и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Не зависимо от того, на основании какого порядка и условий, утвержденных приказом Минздрава Новосибирской области N 3191, осуществлены выплаты, они все подпадают под действие пункта 81 статьи 217 НК РФ, поскольку их целевое назначение стимулирование работников, оплата за особые условия труда и дополнительную нагрузку, что прямо предусмотрено в пункте 81 статьи 217 НК РФ.
Таким образом, выплаты, осуществляющиеся на основании распоряжения Правительства РФ от 26.11.2020 N 3118-р, и имеющие стимулирующий характер, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
ГБУЗ НСО "ССМП" ссылается на то, что получило средства для выплат не из федерального бюджета, а из бюджета Новосибирской области.
Между тем, согласно соглашению от 18.12.2020 N 999, средства поступили в виде субсидии на иные цели из областного бюджета Новосибирской области в 2020 году в сумме 2 143 353,00 руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета в сумме 1 221 016,00 руб. (КБК 126.0909.99.000.58480.612, код субсидии 126.00.0050) в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минздраву Новосибирской области как получателю средств областного бюджета Новосибирской области на 2020 год. Проверкой Управления было установлено, что использованы данные средства были также по коду 58480.
Отклоняя доводы ГБУЗ НСО "ССМП" в части неверного указания заинтересованным лицом суммы 93 817 рублей - без учета вычета НДФЛ с районного коэффициента и тем самым её завышения на 15 584 рубля, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава Новосибирской области N 3191, приказом ГБУЗ НСО "ССМП" от 25.12.2020 N 4650-к, медицинским работникам ГБУЗ НСО "ССМП" установлены размеры дополнительных выплат стимулирующего характера за ноябрь - декабрь 2020 года уже с учетом районного коэффициента, таким образом, начисление районного коэффициента является составной частью данной выплаты (статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию, изложенную Учреждением в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12862/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12862/2021
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Станция скорой медицинской помощи"
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Новосибирской Области
Третье лицо: Министерство здравоохранения по Новосибирской области, Управление Федеральной Налоговой службы по Новосибирской области, Управление Федеральной Налоговой службы по Новосибирской области и, Седьмой арбитражный апелляционный суд