город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2022 г. |
дело N А53-19276/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от АО "Почта России": представитель Выставкина Т.В. по доверенности от 15.10.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.12.2021 по делу N А53-19276/2021
по заявлению акционерного общества "Почта России" (ИНН 7724490000,
ОГРН 1197746000000)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН: 6167080043,
ОГРН: 1056167010008)
о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" (далее - заявитель, АО "Почта России", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, управление) от 27.05.2021 N 645 по делу об административном правонарушении N 1983 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб. и признании недействительным представления от 27.05.2021 N645 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Почта России" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности. В протоколе об административном правонарушении от 17.11.2020 по делу N 1983, в нарушение части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, не указано как время, так и место совершения административного правонарушения. Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области нарушен порядок внесения изменений в протокол об административном правонарушении. В протоколе N 1980 от 17.11.2020 отсутствуют сведения о времени и месте совершения административного правонарушения, что является нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Кроме того, 27.05.2021 административным органом внесено представление N 645 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Представление административного органа напрямую взаимосвязано с постановлением по делу об административном правонарушении от 27.05.2021 по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, с которым общество также несогласно, считает незаконным и подлежащим отмене арбитражным судом.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Почта России" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Ростовской области поступило обращение Мальцева В.Г. по вопросу несоблюдения сроков доставки (вручения) международного отправления N LC139685383CN и посылки N 80110649184262.
Согласно материалам дела, посылка N 801106499184262 принята 17.06.2020 в 18:54 в ОПС 394061 Воронеж. Установленный срок поступления вышеуказанного отправления в адресное ОПС Куйбышево - 24.06.2020.
19.06.2020 посылка N 80110649184262 прибыла в МСЦ 344965 Ростов-на-Дону и только 27.06.2020 была отправлена в адресное ОПС 346940 Куйбышево, куда поступила в тот же день с нарушением контрольного срока пересылки на 3 дня по вине сотрудников МСЦ Ростов-на-Дону 344965.
Таким образом, МСЦ 344965 Ростов-на-Дону УФПС Ростовской области, филиал АО "Почта России" не было обеспечено качественное предоставление услуг почтовой связи в части соблюдения сроков пересылки посылки N 80110649184262, чем допущено нарушение подпунктов "а" и "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234).
В Управление Роспотребнадзора из Управления Роскомнадзора по Ростовской области поступили материалы проверки на действия АО "Почта России" (вх. от 24.08.2020 N 1-07/2184).
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 17.11.2020 специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора, в отсутствие законного представителя общества, при наличии доказательств его надлежащего уведомления, протокола N 1983 по признакам наличия в действиях АО "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола направлена в адрес общества заказным письмом с уведомлением.
27.05.2021 заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора, в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего уведомления, вынес постановление N 645, которым АО "Почта России" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб.
27.05.2021 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 645.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, используя право на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, АО "Почта России" обратилось в суд с заявлением мотивировав его процессуальными нарушениями, в частности не указания даты и времени места совершения административного правонарушения, что является существенными недостатками протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Предметом административных правонарушений выступают установленные обязательные требования к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются Федеральными законами от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Объективная сторона административного правонарушения выражается в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.
Согласно пункту 32 Правил N 234оказания услуг почтовой связи почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. О поступлении, в частности, регистрируемых почтовых отправлений, в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики) опускаются извещения, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).
При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных. Доставке по адресу, указанному на почтовом отправлении, в частности подлежат почтовые отправления и уведомления о вручении категории "Заказное".
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи, услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовым перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Согласно пункту 46 Правил N 234 операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Согласно статье 4 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы, услуги, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых работа, услуга такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Таким образом, согласно Нормативам частоты и сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 срок пересылки регистрируемой письменной корреспонденции определяется по дате отправки почтового отправления из места по дате поступления в адресное отделение почтовой связи.
Из материалов дела следует, что срок пересылки составил 3 дня, чем не было обеспечено качественное предоставление услуги почтовой связи по соблюдению сроков пересылки почтового отправления.
Довод АО "Почта России" о том, что отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации, является неверным.
Поскольку совершенное АО "Почта России" нарушение свидетельствует о нарушении оказания населению услуг, не соответствующих требованиям Закона Российской Федерации от 17.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N2300-1) и Правил N234.
В данном случае общество привлечено к ответственности за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям Закона о защите прав потребителей и Правилам оказания услуг почтовой связи в пределах компетенции Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из изложенного, АО "Почта России" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что проверка проведена надлежащим должностным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Апелляционной коллегией отклоняется довод общества о процессуальных нарушениях, допущенных при составлении протокола, в части не указания даты и времени места совершения административного правонарушения.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по факту выявления нарушений действующего законодательства 17.11.2020 в отношении АО "Почта России" возбуждено дело об административном правонарушении N 1983. Протокол об административном правонарушении N 1983 составлен в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола. О дате составления протокола юридическое лицо уведомлено по средствам телеграммы, поданной в адрес общества 12.11.2020, указанная телеграмма получена обществом 13.11.2020 в 09 час. 45 мин. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес общества почтовым отправлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Представителем АО "Почта России" 17.12.2021 представлены пояснения по делу об административном правонарушении, в которых указывалось, что в протоколе об административном правонарушении в нарушение пункта 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отражены время и место совершения административного правонарушения, что является его существенным недостатком.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора 25.02.2021 в адрес общества направлено уведомление о необходимости явки законного представителя 13.04.2021 в Управление Роспотребнадзора для внесения изменений в протокол N 1983 от 17.11.2020.
13.04.2021 в присутствии представителя АО "Почта России" должностным лицом Управления Роспотребнадзора внесения изменения в протокол об административном правонарушении от 17.11.2020 следующего содержания: "21.10.2020 года в 10:00 в помещении Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Селиванова,66 установлено:". Копия протокола с внесенными изменениями направлена в адрес АО "Почта России" почтовым отправлением, что подтверждается списком почтовых отправлений реестр N 5561258.
Таким образом, дополнения внесены в части даты и места выявления правонарушения. В протоколе об административном правонарушении достаточно полно отражены установленные факты объективной стороны правонарушения, а именно, номер отправления, требуемые сроки его доставки, нормативные документы, нарушенные Обществом, допущенная просрочка. Таким образом, считаем, что допущенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении являются незначительными, не влекущими нарушения прав общества. Изменения в протокол внесены в присутствии представителя по доверенности, при наличии надлежащего уведомления общества.
Апелляционная коллегия полагает, что поскольку на дату внесения изменений в протокол дело об административном правонарушении не было рассмотрено по существу (окончательный акт по делу не вынесен, производство по делу об административном правонарушении не окончено), внесение изменений в протокол не противоречит части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
В соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В пункте 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из оспариваемого постановления усматривается, что административный орган установил обстоятельство, отягчающее административную ответственность (повторное совершение правонарушения), в связи с чем, правомерно назначил наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Совершенное АО "Почта России" правонарушение не может быть расценено как малозначительное.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на права потребителей.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении АО "Почта России" к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
АО "Почта России" вину в совершении правонарушения не признало, мер к устранению нарушений не приняло.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд не правомерно не усмотрел оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд также не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. АО "Почта России" соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое обществом представление по своему содержанию отвечает обязательным требованиям, предъявляемым к ненормативным правовым актам.
В частности, как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, предписание (представление) должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания (представления), могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Несоблюдение требования об исполнимости предписания (представления) ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания (представления), в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что так же противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.
Поскольку в действиях АО "Почта России" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то Управлением Роспотребнадзора сделан обоснованный вывод о необходимости выдачи АО "Почта России" представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2021 по делу N А53-19276/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19276/2021
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ