г. Самара |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А55-14796/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмеджановой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.01.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2021 по делу N А55-14796/2021 (судья Мехедова В.В.), возбужденному по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" (ИНН 6314007537, ОГРН 1026300895180), г.Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871), г.Самара, о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" (далее - ЗАО "СЗ Нефтемаш") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения размера исковых требований) о взыскании с муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) задолженности по оплате оказанных в мае 2020 года - марте 2021 года услуг в сумме 18 422 руб. 73 коп., пени в сумме 607 руб. 82 коп.
Решением от 28.09.2021 по делу N А55-14796/2021 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Департамент в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ЗАО "СЗ Нефтемаш" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В соответствии со ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ЗАО "СЗ Нефтемаш", являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе г.о.Самара, эксплуатирует котельную в комплекте с технологическим оборудованием, а также имущество, необходимое для использования котельной в соответствии с ее целевым назначением, по адресу: г.Самара, Куйбышевский р-н, ул.Белорусская, 88, которая принадлежит обществу на праве собственности.
С 01.09.2017 на основании заключенного с Департаментом договора аренды от 15.01.2018 N 000191-М ЗАО "СЗ Нефтемаш" эксплуатирует тепловые сети и сети горячего водоснабжения в Куйбышевском районе г.о.Самара.
От указанного котельной осуществляется поставка тепловой энергии на отопление и ГВС в отношении многоквартирного дома N 95 по ул.Белорусской в г.Самаре.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ЗАО "СЗ Нефтемаш" в порядке ст.157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно выписке из ЕГРН с 24.10.2019 собственником квартиры N 58 в доме N 95 по ул.Белорусской в г.Самаре является муниципальное образование городской округ Самара. В квартире никто не зарегистрирован.
Департамент осуществляет права собственника в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (ст.ст.45, 47 Устава городского округа Самара).
ЗАО "СЗ Нефтемаш" в обоснование исковых требований сослалось на то, что в мае 2020 года - марте 2021 года в отношении указанного объекта недвижимости были оказаны услуги по поставке тепловой энергии на отопление, тепловой энергии и горячей воды на горячее водоснабжение, оплату которых Департамент не произвел.
ЗАО "СЗ Нефтемаш" направило Департаменту претензию от 02.04.2021 N 10/640 с просьбой погасить задолженность в общей сумме 18 422 руб. 73 коп.
Департамент претензию не исполнил, в связи с чем ЗАО "СЗ Нефтемаш" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
П.1 ст.539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст.548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ст.39 ЖК РФ установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.157 ЖК РФ).
Ведение аналитического учета операций по расчетам за коммунальные услуги и пени, в том числе: начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде г.о.Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени; представление населению платежные документы на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме, рекомендованной действующим законодательством; получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведений об изменении количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещений и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги; обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет-сайт; учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочие обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" на основании заключенного с ЗАО "СЗ Нефтемаш" агентского договора от 01.09.2018 N 18/18-ПД.
Судом первой инстанции установлено, что объем оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартира является изолированной, нормативов потребления тепловой энергий и горячего водоснабжения для граждан г.о.Самара, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 N 131 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению".
Как верно указал суд первой инстанции, начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
Возражения Департамента о непредставлении ЗАО "СЗ Нефтемаш" подробного расчета задолженности являются несостоятельными, в связи с чем не принимаются судом во внимание.
В соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Ссылка Департамента на то, что документы, содержащие состав и размер платежей с их обоснованием, ему не направлялись, подлежит отклонению, поскольку неполучение платежных документов ресурсоснабжающей организации не является основанием для освобождения собственника помещения от обязанности по оплате оказанных услуг и потребленного ресурса.
Согласно п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.1.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара (утв.Постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002 N 154) Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно п.4 ст.45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент.
На основании ст.47 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Таким образом, в рассматриваемых правоотношениях надлежащим ответчиком является именно Департамент.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
Размер неустойки (пени) установлен в ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
По расчету ЗАО "СЗ Нефтемаш", неустойка за просрочку оплаты по состоянию на 26.05.2021 составила 607 руб. 82 коп.
Суд первой инстанции проверил расчет и признал его верным.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, учитывая, что факт и объем оказанных услуг, размер задолженности подтверждаются материалами дела и Департаментом не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности полностью или в части на дату вынесения судебного акта не представлены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ЗАО "СЗ Нефтемаш".
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Довод Департамента о том, что он освобожден от уплаты государственной пошлины, подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции взыскал с Департамента не государственную пошлину в федеральный бюджет, а расходы по уплате государственной пошлины в пользу ЗАО "СЗ Нефтемаш" на основании ч.1 ст.110 АПК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции не рассматривает, поскольку в силу ст.333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2021 года по делу N А55-14796/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14796/2021
Истец: ЗАО "Самарский завод Нефтемаш"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара