город Омск |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А70-12429/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Летучевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15512/2021) общества с ограниченной ответственностью "Тавда - Уют" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 по делу N А70-12429/2021 (судья Буравцова М.А.), принятое по иску Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тюменский" (ИНН 7204165518, ОГРН 1117232004900) к обществу с ограниченной ответственностью "Тавда - Уют" (ИНН 7224048202, ОГРН 1127232035864) о взыскании неосновательного обогащения в размере 317 374 руб. 07 коп.
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тюменский" (далее - МО МВД России "Тюменский", отдел, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тавда - Уют" (далее - ООО "Тавда - Уют", общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 317 374 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 по делу N А70-12429/2021 исковые требования удовлетворены, с общества в пользу отдела взыскано 317 374 руб. 07 коп. неосновательного обогащения. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 9 347 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "Тавда - Уют" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что срезка температурного графика (поддержание постоянной температуры теплоносителя в тепловой сети независимо от температуры наружного воздуха) в данном случае отсутствует в связи с тем, что осуществляется автоматическое регулирование подачи тепла на отопление и перерасчёт базового показателя температуры наружного воздуха по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха при расчетном методе и автоматическом регулировании тепла не применим. ООО "Тавда - Уют" не допускало нарушений условий контрактов. По утверждению заявителя, истец обязан был установить и ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии, данный довод ответчика судом первой инстанции не проанализирован, ему не дана оценка, имеющиеся в материалах дела документы не исследованы.
До начала заседания суда апелляционной инстанции от ООО "Тавда - Уют" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 1 статьи 266 и статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 по настоящему делу.
Как установлено судом первой инстанции, 23.03.2018 между ООО "Тавда - Уют" (теплоснабжающая организация) и МО МВД России "Тюменский" (потребитель) заключен государственный контракт N 46 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) (далее - контракт N 46), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (далее - тепловую энергию) расположенному по адресу с. Нижняя Тавда, ул. Ленина 15, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. 12-15).
Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 674 194 руб. 23 коп., в том числе НДС 102 843 руб. 19 коп. (пункт 4.1 контракта).
Срок действия контракта с момента подписания до 31.12.2018. Настоящий контракт распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018 (пункт 7.1 контракта).
18.03.2019 между ООО "Тавда - Уют" (теплоснабжающая организация) и МО МВД России "Тюменский" (потребитель) заключен государственный контракт N 47 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) (далее - контракт N 47), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (далее - тепловую энергию) в зданиях, расположенных по адресам: с. Нижняя Тавда, ул. Октябрьская 6, с. Нижняя Тавда, ул. Ленина, 15, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. 31-41).
Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 657 618 руб. 44 коп., в том числе НДС 20% - 109 603 руб. 07 коп. (пункт 4.1 контракта).
Срок действия контракта с момента подписания до 31.05.2019. Настоящий контракт распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019 (пункт 7.1 контракта).
22.07.2019 между ООО "Тавда - Уют" (теплоснабжающая организация) и МО МВД России "Тюменский" (потребитель) заключен государственный контракт N 63 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) (далее - контракт N 63), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (далее - тепловую энергию) в зданиях, расположенных по адресам: с. Нижняя Тавда, ул. Октябрьская 6, с. Нижняя Тавда, ул. Ленина, 15, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. 68-71).
Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 283 540 руб. 48 коп., в том числе НДС 20% - 47 256 руб. 75 коп. (пункт 4.1 контракта).
Настоящий контракт действует с момента подписания по 30.11.2019 включительно (пункт 7.1 контракта).
26.12.2019 между ООО "Тавда - Уют" (теплоснабжающая организация) и МО МВД России "Тюменский" (потребитель) заключен государственный контракт N 73 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) (далее - контракт N 73), согласно которому теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (далее - тепловую энергию) в зданиях, расположенных по адресам: с. Нижняя Тавда, ул. Октябрьская 6, с. Нижняя Тавда, ул. Ленина, 15, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. 82-84).
Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 190 941 руб. 41 коп., в том числе НДС 20% - 31 823 руб. 57 коп. (пункт 4.1. контракта).
Настоящий контракт действует с момента подписания по 31.12.2019 включительно, а также распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.12.2019 (пункт 7.1 контракта).
03.03.2020 между ООО "Тавда - Уют" (теплоснабжающая организация) и МО МВД России "Тюменский" (потребитель) заключен государственный контракт N 46 (далее - контракт N 46) (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (далее - тепловую энергию) в зданиях, расположенных по адресам: с. Нижняя Тавда, ул. Октябрьская 6, с. Нижняя Тавда, ул. Ленина, 15, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. 88-89).
Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 701 842 руб. 70 коп., в том числе НДС 20% - 116 973 руб. 78 коп. (пункт 4.1 контракта).
Настоящий контракт действует с момента подписания по 30.09.2020 включительно, а также распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020 (пункт 7.1 контракта).
23.09.2020 между ООО "Тавда - Уют" (теплоснабжающая организация) и МО МВД России "Тюменский" (истец, потребитель) заключен государственный контракт N 47 (далее - контракт N 47) (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (далее - тепловую энергию) в зданиях, расположенных по адресам: с. Нижняя Тавда, ул. Октябрьская 6, с. Нижняя Тавда, ул. Ленина, 15, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. 111-113).
Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 466 076 руб. 85 коп., в том числе НДС 20% - 77 679 руб. 48 коп. (пункт 4.1 контракта).
Настоящий контракт действует с момента подписания по 31.12.2020 включительно, а также распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.10.2020 (пункт 7.1 контракта).
За периоды октябрь-декабрь 2018 года, 2019-2020 года по вышеуказанным государственным контрактам ответчик поставлял истцу тепловую энергию на отопление, что так же подтверждается счетами на оплату, актами за спорный период.
Истец потребляемую тепловую энергию оплачивал в полном объеме на основании выставленных счетов согласно платежным поручениям.
На основании предписания УМВД России по Тюменской области от 25.12.2020 N 11/344 была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности истца за период с 01.12.2018 по 01.12.2020, в ходе которой выявлена переплата по государственным контрактам от 23.03.2018 N 46, от 18.03.2019 N 47, от 22.07.2019 N 63, от 26.12.2019 N 73, от 03.03.2020 N 46, от 23.09.2020 N 47 в связи с тем, что принимались и оплачивались счета за тепловую энергию без учета среднемесячной фактической температуры воздуха (т. 1 л. 130-132).
Согласно расчётам истца (т. 1 л. л. 127-129) переплата за 2019 год составила 317 374 руб. 07 коп.
Истец обратился к ответчику с требованием выявленную переплату вернуть на его расчетный счет (т. 1 л. 133-136).
Неисполнение ответчиком требований истца в добровольном порядке послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности неосновательного получения обществом стоимости тепловой энергии без учета среднемесячной фактической температуры воздуха.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2020 N 46-КГ20-6-К6).
По смыслу статьи 1102 ГК РФ в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Для целей указанной статьи приобретением является получение имущества от лица, его имеющего (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (пункт 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
В данном случае неосновательное теплоснабжающей организации, по мнению потребителя, заключается в неправомерном получении платы за тепловую энергию без учета среднемесячной фактической температуры воздуха.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ, пункта 1 статьи 548 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Пунктом 1 частью 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ предусмотрено осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
В силу части 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В соответствии с пунктом 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика).
Согласно пункту 115 Правил N 1034 при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
Пунктом 116 Правил N 1034 предусмотрено, что в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.
В силу пункта 117 Правил N 1034 пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.
В случае если в период срезки температурного графика в тепловой сети при положительных температурах наружного воздуха отсутствует автоматическое регулирование подачи тепла на отопление, а также, если срезка температурного графика осуществляется в период низких температур наружного воздуха, величина температуры наружного воздуха принимается равной температуре, указанной в начале срезки графика. При автоматическом регулировании подачи тепла принимается фактическое значение температуры, указанной в начале срезки графика.
В соответствии с абзацем двадцать вторым пункта 3 Правил N 1034 срезка температурного графика представляет собой поддержание постоянной температуры теплоносителя в тепловой сети независимо от температуры наружного воздуха.
В пункте 66 Методики N 99/пр предусмотрено, что для целей отопления и вентиляции в случае, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, определение количества тепловой энергии на отопление и вентиляцию расчетным путем осуществляется по формуле: Qo(в) = Qб x (tвн - tфнв) / (tвн - tрнв) x T, Гкал, (8.2), где: Qб - базовый показатель тепловой нагрузки, указанный в договоре, Гкал/ч; tвн - расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений, °C; tфнв - фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период, °C; tрнв - расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления (вентиляции), °C; T - время отчетного периода, час.
При бездоговорном потреблении тепловой энергии рассчитывается в соответствии с разделом IX.
Таким образом, при определении количества тепловой энергии на отопление и вентиляцию Qo(в) расчетным путем, применяется базовый показатель тепловой нагрузки, указанный в договоре Qб, перерасчет которого производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за отчетный период по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии, что закреплено в пункте 66 Методики N 99/пр, а также величина tрнв, представляющая собой расчетную температуру наружного воздуха для проектирования отопления (вентиляции), которая при отсутствии автоматического регулирования подачи тепла на отопление в период срезки температурного графика подачи теплоносителя в тепловой сети при положительных температурах наружного воздуха, принимается равной температуре начала срезки температурного графика; а при автоматическом регулировании принимается фактическое значение tрнв.
Пересчет базового показателя тепловой нагрузки производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за отчетный период по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии (пункт 67 Методики N 99/пр).
Согласно пункту 68 Методики, если в период срезки температурного графика подачи теплоносителя в тепловой сети при положительных температурах наружного воздуха отсутствует автоматическое регулирование подачи тепла на отопление, а также при срезке температурного графика подачи теплоносителя в период низких температур наружного воздуха - величина (tрнв) принимается равной температуре начала срезки температурного графика; а при автоматическом регулировании принимается фактическое значение (tфнв).
Следовательно, довод ответчика о том, что перерасчёт базового показателя температуры наружного воздуха по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха при расчетном методе и автоматическом регулировании тепла не применим, является ошибочным.
В подтверждение температуры наружного воздуха за спорный период истцом в материалы настоящего дела представлена справка от 14.01.2021 года N 51-11-27/11 о средней месячной температуре воздуха за период с октября 2018 года по декабрь 2020 года по с. Нижняя Тавда Нижнетавдинского района и по г. Тюмени и Тюменскому району Тюменской области (т. 1 л. 126).
На основании представленных данных согласно расчетам истца размер переплаты за поставленную тепловую энергию составил 317 374 руб. 07 коп. (т. 1 л. 127-129).
Данный расчет проверен судом первой инстанции, признан верным.
Представленные истцом сведения о средней месячной температуре воздуха в вышеуказанный период и расчет переплаты за поставленную энергию ответчиком не оспорены, контррасчет не представлен.
Доводы подателя жалобы о надлежащем исполнении им условий контракта и неисполнении потребителем обязанности по установке прибора учета в рассматриваемом случае с учетом вышеприведенных норм не исключают наличие оснований для определения стоимости потребленной отделом тепловой энергии с учетом среднемесячной фактической температуры воздуха
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении относятся на подателя жалобы.
Поскольку ООО "Тавда - Уют" при подаче апелляционной жалобы не были представлены платежные документы, подтверждающие уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе, требование суда о необходимости предоставления таких документов заявителем не исполнено (определение от 24.12.2021), то с ООО "Тавда - Уют" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 по делу N А70-12429/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тавда - Уют" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12429/2021
Истец: МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ТЮМЕНСКИЙ"
Ответчик: ООО "ТАВДА - УЮТ"