г. Красноярск |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А33-33472/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Белоглазовой Е.В., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кимом С.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 06 апреля 2021 года по делу N А33-33472/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (ИНН 2447012666, ОГРН 1142454001062, далее - ООО "Енисейэнергоком"; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации города Енисейска Красноярского края (ИНН 2447002442, ОГРН 1022401277392, далее - Администрация г. Енисейска; ответчик) о взыскании 37 966,33 руб., в том числе: 37 941,27 руб. - задолженность по оплате коммунальных услуг за жилые помещения, расположенные в г. Енисейске, по адресам: ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14 (с 17.01.2020 по 30.09.2020); ул. Гастелло, 1, кв. 5 (с 04.06.2019 по 30.09.2020); 25,06 руб. - пени за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 в отношении кв. 14 по ул. Лесозаводская, 23/1 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 25.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город".
Определением от 29.12.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" (далее - ООО УК "Наш город"; соответчик).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований к Администрации города Енисейска Красноярского края отказано, исковые требования к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО УК "Наш Город" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- наниматели, собственники помещений в многоквартирных домах по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Лесозаводская, д. 23/1, ул. Гастелло, д. 1 заключали прямые договоры на поставку коммунального ресурса;
- ООО УК "Наш город" не заключало договор о приобретении коммунального ресурса (договор ресурсоснабжения) с ООО "Енисейская энергетическая компания";
- в спорный период в квартирах по адресам: ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14, ул. Гастелло, 1, кв. 5, проживали наниматели, которые обязаны оплачивать коммунальные услуги;
- задолженность за коммунальные услуги должна быть взыскана с Администрации города Енисейска Красноярского края.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству, с учетом отложения на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство назначено на 25.01.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу, истец поддерживает позицию ООО УК "Наш Город", считает, что задолженность за коммунальные услуги должна быть взыскана с Администрации города Енисейска Красноярского края.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для подачи иска в суд к Администрации города Енисейска Красноярского края послужила неоплата коммунальных услуг (отопление) в общей сумме 37 941,27 руб., оказанных в отношении следующих муниципальных жилых помещений:
- кв. 14 по адресу: г. Енисейск, ул. Лесозаводская, 23/1, - за период с 17.01.2020 по 30.09.2020 на сумму 17 422,72 руб.;
- кв. 5 по адресу: г. Енисейск, ул. Гастелло,1, - за период с 04.06.2019 по 30.09.2020 на сумму 20 518,55 руб.
При этом материалами дела подтверждается наличие у истца в спорный период статуса ресурсоснабжающей организации, осуществляющей производственную деятельность по выработке ресурсов и предоставлению коммунальных услуг, в том числе - снабжению коммунальными услугами и ресурсами спорных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Енисейска Красноярского края.
Кроме того, материалами дела подтверждается и ответчиками не оспорено, что спорные объекты находились в заявленный период в муниципальной собственности; не были переданы гражданам по договорам социального найма; в многоквартирных домах, где расположены квартиры, есть управляющая организация (ООО УК "Наш город" согласно сведениям с сайта "Реформа ЖКХ").
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по ходатайству истца привлечено ООО УК "Наш город", являющееся управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, где расположены спорные муниципальные жилые помещения.
Исходя из обстоятельств дела, сложившейся судебной практики, истец просит взыскать спорную задолженность с одного из ответчиков - с Администрации города Енисейска Красноярского края, с ООО УК "Наш город".
В обоснование предъявления иска к двум ответчикам истец ссылается на нахождение спорных помещений в муниципальной собственности, что подтверждается представленными в материалы дела Выписками из реестра муниципальной собственности, а также на наличие у ООО УК "Наш город" статуса управляющей организации в отношении домов, в которых расположены жилые помещения. При этом истец ссылается на то, что ООО УК "Наш город" не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку собственники помещений спорных МКД вносят плату за коммунальные услуги напрямую истцу, который фактически имеет статус исполнителя коммунальных услуг в отношении данных домов.
Данные обстоятельства послужили основанием начисления истцом задолженности по коммунальным услугам (отопление) в отношении спорных объектов за период с 04.06.2019 по 30.09.2020 в размере 37 941,27 руб.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате коммунальных услуг, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в качестве материально-правового требования по настоящему делу истцом (ресурсоснабжающая организация) заявлено о взыскании с ответчиков (собственник жилых помещений и управляющая компания) задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению за жилые помещения по адресам: ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14 (с 17.01.2020 по 30.09.2020); ул. Гастелло, 1, кв. 5 (с 04.06.2019 по 30.09.2020) в размере 37 941,27 руб. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснил, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям, не урегулированным нормами ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а так же обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Статьей 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из изложенных норм и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, теплоснабжающая организация должна иметь в собственности или на ином законном основании источники тепловой энергии и (или) тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией. В качестве теплоснабжающей организации может выступать любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее у другого лица с целью возмездной передачи потребителям. При этом отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг и неустойки с ООО УК "Наш город", отказывая в удовлетворении исковых требований к Администрации города Енисейска Красноярского края, суд первой инстанции исходил из того, что ООО УК "Наш город" является управляющей организацией в спорных многоквартирных домах, где расположены муниципальные жилые помещения. При этом, судом первой инстанции не установлены основания для взыскания задолженности по коммунальным услугам в отношении данных помещений непосредственно с собственника (Администрации города Енисейска Красноярского края), поскольку это противоречит требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий электрическую энергию или иные энергетические ресурсы, и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство вводит в это правоотношение дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации соответствующие коммунальные ресурсы, а с другой, оказывает потребителям коммунальные услуги.
В рассматриваемом случае определяющее значение для установления лица, обязанного оплатить истцу (ресурсоснабжающей организации) поставленную тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг по отоплению в жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, имеет правильное разрешение вопроса о том, кто являлся в спорный период исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного дома, так как именно исполнитель является лицом, предоставляющим коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (потребителям) и лицом, обязанным производить расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленные ею для этих целей коммунальные ресурсы. Статус исполнителя коммунальных услуг предполагает как наличие права требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей, так и наличие обязанности производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации.
Поскольку порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации, для правильного разрешения настоящего спора суду первой инстанции необходимо было в предмет исследования по делу включить вопрос об избрании собственниками жилого дома, а в установленных законом случаях - органами местного самоуправления, одного из способов управления многоквартирным домом, перечисленных в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что жилые многоквартирные дома по адресам: г. Енисейск, ул. Гастелло, д. 1 и г. Енисейск, ул. Лесозаводска, 23/1, находятся на обслуживании ООО УК "Наш город", что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 11.05.2017, договорами управления многоквартирным домом, заключенными с собственниками помещений), а также сведениями ГИС ЖКХ (информация официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В целях создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о государственной информационной системе), в котором определены: основные понятия, принципы и порядок создания государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предъявляемые к ней требования, полномочия Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания, модернизации и эксплуатации ГИС ЖКХ на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона о государственной информационной системе в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Закона о государственной информационной системе лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о государственной информационной системе информация, содержащаяся в системе, является официальной. Государственный информационный ресурс системы подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированным в Минюсте России 20.02.2015 N 36121, определён адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru
Из материалов дела следует, что в спорный период договоры энергоснабжения между истцом и управляющей компанией ООО УК "Наш город" не были заключены. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения (пункты 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что размеры цен (тарифов) устанавливаются решениями органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 6.1, 6.2, 7.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Управляющая компания может быть освобождена от сбора платы за коммунальные услуги с собственников помещений в многоквартирном доме при наличии у таких собственников в законодательно установленных случаях прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктами 8, 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из положений указанных норм следует, что по общему правилу управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является сама ресурсоснабжающая организация.
Порядок заключения управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последнему счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 15 Правил N 354.
Соответствующие разъяснения изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос N 9).
Таким образом, управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома и, как следствие, лицом, обязанным оплатить поставленный коммунальный ресурс, при наличии договора ресурсоснабжения, заключенного в установленном порядке с ресурсоснабжающей организацией, либо в отсутствие такового при наличии доказательств того, что между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией фактически сложились договорные отношения по снабжению коммунальным ресурсом, а именно - доказательств того, что управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации и что ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
Суд апелляционной инстанции установил, что в спорный период между истцом и ООО УК "Наш город" не были заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов в спорные многоквартирные дома.
В целях разрешения вопроса о наличии (отсутствии) в спорный период между истцом и ООО УК "Наш город" фактических договорных отношений по снабжению коммунальным ресурсом как между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, суд апелляционной инстанции исследовал представленные в материалы дела доказательства, а также доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции, и установил следующие обстоятельства:
- счета за поставленные коммунальные ресурсы истец ООО УК "Наш город" не выставлял (доказательства выставления счетов отсутствуют, согласно пояснениям сторон счета не выставлялись);
- истец начислял гражданам, проживающим в спорном доме, плату за коммунальные услуги, принимал от граждан денежные средства в качестве платы за коммунальные услуги (квитанции об оплате напрямую истцу, судебные приказы, приложенные к пояснениям истца от 18.01.2022);
- в спорный период ООО УК "Наш город" не оплачивало истцу стоимость поставленных коммунальных ресурсов (доказательства внесения ООО УК "Наш город" оплаты истцу за поставленные коммунальные ресурсы в материалах дела отсутствуют).
Доказательств того, что между истцом и ООО УК "Наш город" сложились фактические договорные отношения по снабжению коммунальным ресурсом как между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в материалы дела не представлено. Напротив, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что именно истец в спорный период являлся исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Наш город".
Также в материалы дела истцом представлены протокол от 11.05.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Енисейск, ул. Гастелло, д. 1, на котором было принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела, ООО УК "Наш город" не может быть признано исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Обязанность по оплате поставленных коммунальных ресурсов не может быть возложена также на нанимателей спорных жилых помещений, поскольку в спорный период в жилых помещениях, расположенных по адресам: ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14 (с 17.01.2020 по 30.09.2020); ул. Гастелло, 1, кв. 5 (с 04.06.2019 по 30.09.2020), никто не проживал, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, а именно:
- типовым договором найма жилого помещения в общежитии от 18.11.2008 N 83, заключенным между Администрации г. Енисейска и гражданином Рапота А.Н. (наниматель), согласно пункту 1 которого наниматель принял в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: г. Енисейск, ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14;
- договором найма жилого помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда от 03.10.2013 N СД-187 (дополнительные соглашения от 19.09.2014, от 09.12.2015, 12.11.2019), заключенным между Администрацией г. Енисейска и Василенко В. М. (наниматель), согласно пункту 1 которого наниматель принял в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: г. Енисейск, ул. Гастелло, д. 1, кв. 5;
- распоряжениями главы города Енисейска Красноярского края от 17.01.2020 N 21-р, от 04.06.2020 N 577, о расторжении указанных договоров найма спорных жилых помещений;
- выпиской из домовой книги от 27.01.2021, согласно которой Василенко В.М. не проживает в квартире N 5 по адресу: г. Енисейск, ул. Гастелло, д. 1 с 25.03.2020;
- выпиской из домовой книги от 27.01.2021, согласно которой Рапота А.Н. не проживает в квартире N 14 по адресу: г. Енисейск, ул. Лесозаводская, 23/1.
Как следует из материалов дела, в период с 04.06.2019 по 30.09.2020 истцом оказаны коммунальные услуги в отношении жилых помещений, указанных в иске, на сумму 37 941,27 руб.
При расчете истцом применены тарифы, утвержденные Приказами РЭК Красноярского края N /N 225-п от 04.12.2014, 356-п от 11.12.2015, 276-п от 06.12.2016, 242-п от 30.11.2017, 264-п от 17.12.2018, 300-п от 11.12.2019, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края, утвержденные Постановлением Правительства Красноярского края N 217-п от 30.04.2015; учтена документально подтвержденная площадь спорных жилых помещений.
Указанный расчет является верным, т.к. произведен истцом исходя из тарифов и нормативов, утвержденных в установленном законодательством порядке.
Спорные жилые помещения находились в период образования предъявленной к взысканию задолженности в муниципальной собственности г. Енисейска Красноярского края, что сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из вышеприведенных норм права, пока в каждом конкретном случае не доказано иное, на собственнике жилого помещения лежит обязанность по оплате потребленных коммунальных ресурсов либо ресурсоснабжающей организации, либо управляющей компании и, соответственно, несения негативных последствий при неисполнении или ненадлежащем исполнении данной обязанности.
Администрация г. Енисейска Красноярского края по настоящему делу возражений по существу спора не заявила.
Администрацией г. Енисейска Красноярского края не опровергнут довод истца о наличии у Администрации города Енисейска Красноярского края непогашенного долга в размере 37 941,27 руб. по оплате коммунальных услуг за жилые помещения, расположенные в г. Енисейске, по адресам: ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14 (за период с 17.01.2020 по 30.09.2020); ул. Гастелло, 1, кв. 5 (за период с 04.06.2019 по 30.09.2020), и 25,06 руб. - пени за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 в отношении кв. 14 по ул. Лесозаводская, 23/1 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Поскольку доказательства погашения задолженности в заявленной сумме в материалы дела не представлены, арифметическая правильность расчета не оспорена ответчиком, требование истца о взыскании с Администрации г. Енисейска Красноярского края задолженности в сумме 37 941,27 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
При этом суд учитывает пояснения истца об отсутствии заключенных им договоров теплоснабжения с управляющей компанией ООО УК "Наш город" спорных многоквартирных домов, а также фактических договорных отношений с ней, поскольку начисление и сбор платы за коммунальные ресурсы осуществлялись непосредственно истцом, которому собственники (наниматели) помещений вносили плату за коммунальные ресурсы напрямую.
По результатам оценки пояснений истца и ООО УК "Наш город", а также с учетом требований действующего законодательства апелляционный суд считает, что в сложившейся ситуации истец в качестве ресурсснабжающей организации вправе взыскивать задолженность за коммунальные ресурсы, поставленные в спорные многоквартирные дома, непосредственно с собственника жилых помещений (муниципальное образование г. Енисейск). Данное обстоятельство, как и факт незаселения спорных квартир, не оспорен Администрацией г. Енисейска при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции и при рассмотрении дела апелляционным судом.
Несвоевременная оплата данной задолженности послужила основанием для предъявления истцом требования о взыскании с ответчика пени за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 в отношении кв. 14 по ул. Лесозаводская, 23/1.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (пункт 1);
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (пункт 14).
В ответе на вопрос N 7 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020, указано следующее.
Статьей 18 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлено, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020.
Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Кроме того, пунктом 5 Постановления N 424 приостановлено 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3-5 Постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 01.01.2021 (или в случае внесения изменений - иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 06.04.2020. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона N 98-ФЗ, пунктов 3-5 Постановления N 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
За неисполнение обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг, потребленных кв. 14 по ул. Лесозаводская, 23/1, истцом начислены пени за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 в сумме 25,06 руб., исходя из размера задолженности, сроков оплаты, действующей единой ключевой ставки 4,25%, что не нарушает права ответчиков.
Указанный расчет является верным, поскольку произведен истцом с учетом размера пени, предусмотренного пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действовавших редакциях), единой ключевой ставки 4,25%, что соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 от 30.04.2020.
Арифметическая правильность данного расчета не оспорена, ходатайство о снижении размера пени в установленном порядке ими также не заявлено, а у суда отсутствуют основания для самостоятельного уменьшения размера пени в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку доказательства оплаты пени в материалы дела не представлены, требование истца о взыскании пени с Администрации г. Енисейска Красноярского края в размере 25,06 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
С учетом положений части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Администрации города Енисейска Красноярского края 37 966,33 руб., в том числе: 37 941,27 руб. - задолженность по оплате коммунальных услуг за жилые помещения, расположенные в г. Енисейске, по адресам: ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14 (с 17.01.2020 по 30.09.2020); ул. Гастелло, 1, кв. 5 (с 04.06.2019 по 30.09.2020); 25,06 руб. - пени за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 в отношении кв. 14 по ул. Лесозаводская, 23/1 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Оснований для удовлетворения исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" апелляционным судом не установлено.
На основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 25 804 руб. платежным поручением N 13765 от 22.03.2021.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком оплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании чек-ордера ПАО Сбербанк от 09.11.2021 (операция N 3559241).
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. платежным поручением N 8206 от 06.11.2020.
В связи с удовлетворением исковых требований к Администрации г. Енисейска Красноярского края на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с данного ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 апреля 2021 года по делу N А33-33472/2020 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить к администрации города Енисейска Красноярского края. Взыскать с администрации города Енисейска Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (ИНН 2447012666, ОГРН 1142454001062) 37 966,31 руб., в том числе: 37 941,27 руб. - задолженность по оплате коммунальных услуг за жилые помещения, расположенные в г. Енисейске по адресам: ул. Лесозаводская, 23/1, кв. 14 (17 422,72 руб. - с 17.01.2020 по 30.09.2020); ул. Гастелло, 1, кв. 5 (20 518,55 руб. - с 04.06.2019 по 30.09.2020); 25,06 руб. - пени за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 по задолженности в отношении кв. 14 по ул. Лесозаводская, 23/1, в г. Енисейске, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (ИНН 2447012666, ОГРН 1142454001062) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" (ИНН 2447009840, ОГРН 1072447001076) отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-33472/2020
Истец: ООО "ЕНИСЕЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация г. Енисейска Красноярского края, ООО УК Наш город