г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А26-1320/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: 1 - 6 - не явились, извещены;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29240/2021) Администрации Лахденпохского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2021 по делу N А26-1320/2021, принятое
по иску Федерального казённого учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск федерального дорожного агентства" (185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Антикайнена, 1, А, ОГРН: 1021000531199, ИНН: 1001117010)
к Администрации Лахденпохского муниципального района (186730, Республика Карелия, г.Лахденпохья, ул.Советская, 7А, ОГРН: 1021000993815, ИНН: 1012001120)
третьи лица:
1) Федеральное дорожное агентство; 2) Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия; 3) Администрация Мийнальского сельского поселения; 4) Совет Лахденпохского муниципального района; 5) территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
об обязании принять имущество в муниципальную собственность
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" (далее - Истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Лахденпохского муниципального района (далее - Ответчик, Администрация) об обязании принять из федеральной собственности в собственность муниципального образования объект капитального строительства "Автомобильная дорога А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р21 "Кола", км. 208+925 - км 209+658, кадастровый номер 10:12:0000000:5729, протяженностью 715 м.; земельный участок, кадастровый номер, кадастровый номер 10:12:0000000:5744, площадью 15 781 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Администрация Мийнальского сельского поселения, Совет Лахденпохского муниципального района, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ее податель указывает на отсутствие правовых оснований для принятия спорной имущества в муниципальную собственность.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили.
В апелляционный суд от Учреждения и Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия поступили отзывы на апелляционную жалобу, в котором они возражали против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Федеральная автомобильная дорога А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928.
Согласно представленной выписке из ЕГРН 11.12.2019 зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления за Учреждения на федеральную автомобильную дорогу А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", км 208+925 - км 209 + 658 с кадастровым номером 10:12:0000000:5729.
09.12.2019 года в составе объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Строительство автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 197 - км 215, Республика Карелия" введен в эксплуатацию новый участок автомобильной дороги, являющийся спрямлением-обходом населённого пункта п. Ихала.
В связи с вводом в эксплуатацию нового объекта Учреждение обратилось в Администрацию письмом от 01.06.2020 N И-1923 с просьбой принять в муниципальную собственность Лахденпохского муниципального района дублирующий участок автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", утративший федеральное значение, состоящий из объектов недвижимого имущества: объект капитального строительства "Автомобильная дорога А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", км. 208+925 - км 209+658, кадастровый номер 10:12:0000000:5729, протяженностью 715 м; земельный участок, кадастровый номер, кадастровый номер 10:12:0000000:5744, площадью 15781 кв.м.
Письмом от 16.12.2020 N 7166 Администрация отказала в принятии участков старого направления в муниципальную собственность, представ Учреждению протокол заседания Совета Лахденпохского муниципального района от 24.09.2020.
Полагая незаконным отказ Администрации принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав, что спорный объект, утративший федеральное значение, находящийся вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности, предназначен для решения вопросов местного значения, не может находиться в федеральной собственности, поскольку не является имуществом, необходимым для обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений, следовательно, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность района.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ст. 3, 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения с иском в суд послужил отказ Администрации от принятия участка автодороги старого направления (Объект капитального строительства "Автомобильная дорога А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", км 208+925 - км 209+658", кадастровый номер 10:12:0000000:5729, протяжённостью 715-м), который стал являться дублирующим и утратил федеральное значение после ввода 09.12.2019 в эксплуатацию участка автомобильной дороги нового направления: Объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Строительство автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 197 - км 215, Республика Карелия", являющегося спрямлением-обходом населённого пункта п. Ихала.
Из материалов дела следует, что спорный дублирующий участок дороги, проходящей по территории Лахденпохского района, используется неограниченным кругом лиц для перемещения транспорта и жителей населенных пунктов Лахденпохского района, то есть, для решения вопросов местного значения, следовательно, должен быть использован для нужд муниципального района.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, не содержит информации о протяженности и километровой привязке начала и конца автомобильной дороги федерального значения А-121 "Сортавала", как и об её участках, утрачивающих федеральное значение, становящихся дублирующими ввиду строительства и ввода в эксплуатацию новых участков а/м дороги. Поэтому необходимости во внесении изменений в перечень не имеется, так как данном случае изменений в перечне ни в протяженности, ни в наименовании автодороги не происходит.
Спор о принадлежности конкретного объекта тому или иному публично-правовому образованию на праве собственности, разрешается арбитражным судом вне зависимости от факта включения такого объекта в соответствующий реестр или перечень собственности, а исходя из публичных полномочий муниципального образования и Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 10278/13 по делу N А50-7933/201).
В силу части 10 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог, поэтому спорный участок подлежит передаче в муниципальную собственность.
После ввода в эксплуатацию участка нового направления автомобильной дороги общего пользования федерального значения участок старого направления утратил статус федерального значения, поскольку перестаёт отвечать требованиям частей 5 и 6 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Спорный участок автодороги км 208+925 - км 209+658, кадастровый номер 10:12:0000000:5729, протяжённостью 715-м, как отрезок, служит соединению автомобильной дороги общего пользования местного значения поселения (проходящей в черте н.п. Ихала, км 209+658 - км 210+834) и автомобильной дороги общего пользования регионального значения (км 206+840 - км 208+925), расположен в границах муниципального района, используется для нужд муниципального района, а именно для внешнего сообщения муниципального района с п.Ихала, и не отвечает критериям отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.08.2010 N 175-П, поскольку:
а) не соединяет городские округа, административные центры муниципальных районов со столицей Республики Карелия - городом Петрозаводском (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения);
б) не соединяет городские округа, административные центры муниципальных районов между собой, а также с пунктами пропуска на государственной границе с Финляндской Республикой, границами сопредельных субъектов Российской Федерации (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения);
в) не является подъездом от автомобильных дорог общего пользования федерального значения или автомобильных дорог, указанных в пунктах "а" и "б", к крупнейшим транспортным узлам, имеющим региональное значение (морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным узлам), а также подъездом к объектам социально-культурного, экономического и исторического значения и иным объектам, имеющим региональное значение;
г) не соединяет населенные пункты с автомобильными дорогами общего пользования федерального значения или автомобильными дорогами, указанными в пунктах "а" и "б".
При таких обстоятельствах спорный объект подлежит передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2021 по делу N А26-1320/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1320/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - МУРМАНСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: Администрация Лахденпохского муниципального района
Третье лицо: Администрация Мийнальского сельского поселения, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Совет Лахденпохского муниципального района, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Карелия, Федеральное дорожное агенство, Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства".