г. Вологда |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А13-8335/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области представителя Орловой Н.В. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Злак" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2021 года по делу N А13-8335/2021,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; ИНН 3525236499, ОГРН 1103525003207; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Злак" (адрес: 162585, Вологодская область, Шекснинский район, Любомирово село, улица Труда, дом 5, квартира 18, ИНН 3524009493, ОГРН 1023502291977; далее - Общество) о взыскании 7 213 619 руб. 50 коп. средств субсидии.
Решением суда от 24.09.2021 (с учетом определения от 03.11.2021 об исправлении опечатки) иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Общество обращалось в Департамент с заявлением о расторжении договоров на основании пункта 6.4.1. Общество находится в стадии ликвидации с 08.07.2020, отсутствие скота обусловлено ликвидационными мероприятиями.
Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы Вологодской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 N 1222, а также государственной программы "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы", утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 26.08.2019 N 791, Департамент и Общество (получатель) заключили договоры о предоставлении субсидии из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 07.07.2017 N 383, 29.05.2018 N 257, 21.11.2018 N 557.
Согласно пункту 1.1 предметом договора от 07.07.2017 N 383 является предоставление в 2017 году из областного бюджета субсидий в целях производства сельскохозяйственной продукции на возмещение части затрат получателя на приобретение молодняка крупного рогатого скота мясных, помесных и молочных пород для выращивания и откорма; на приобретение коров и (или) племенных нетелей и (или) на возмещение части затрат на увеличение поголовья коров за счет воспроизводства стада (на прирост поголовья коров).
В соответствии с пунктами 4.3.1-4.3.3 договора получатель субсидии обязан представлять в Департамент документы, установленные пунктом 3.1.2 договора; обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 2.17 Порядка предоставления субсидий, указанных в приложении 2 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора; представлять в Департамент отчет о достижении показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5 договора, а именно: в случае получения субсидии на возмещение части затрат получателя на приобретение молодняка крупного рогатого скота мясных, помесных и молочных пород для выращивания и откорма - в срок до 31 марта года, следующего за годом получения субсидии, в случае получения субсидии на прирост поголовья коров - ежегодно в срок до 31 марта года, следующего за отчетным годом, на который договором установлен показатель результативности. В случае получения субсидии на прирост поголовья коров получатель также обязан представлять в Департамент ежегодно в срок до 31 марта года, следующего за отчетным годом, на который договором установлен показатель результативности, отчет о движении скота и птицы на ферме по форме согласно приложению 3 к Порядку предоставления субсидии за декабрь отчетного года.
Пунктом 5.2.1 договора установлено, что в случае невыполнения получателем показателей результативности, предусмотренных договором, субсидия подлежит возврату, согласно расчету, установленному в соответствии с пунктом 4.3 Порядка предоставления субсидии.
Приложением 2 к договору установлены показатели результативности при предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение коров и (или) племенных нетелей и (или) на возмещение части затрат на увеличение поголовья коров за счет воспроизводства стада, плановое значение показателя - 113 голов на срок 31.12.2017, 31.12.2018, 31.12.2019, 31.12.2020.
Департамент перечислил Обществу 2 336 449 руб. 50 коп. платежным поручением от 10.07.2017 N 1253.
В связи с непредставлением Обществом отчетов за 2020 год Департамент направлено письмо от 19.04.2021 о предоставлении отчетности.
Общество 20.04.2021 предоставило отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020 и отчет о движении скота и птицы на ферме за декабрь 2020 года.
В результате проверки представленных отчетов Департамент установил, что установленный договором от 07.07.2017 N 383 показатель результативности предоставления субсидии Обществом не выполнен, поголовья коров на отчетную дату не имеется.
Департамент 28.04.2021 направил Обществу требование о возврате субсидии в размере 2 336 449 руб. 50 коп.
Департамент и Общество (получатель) заключили договор от 29.05.2018 N 257.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом договора является предоставление в 2018 году из областного бюджета субсидий в целях производства сельскохозяйственной продукции, направленных на возмещение части затрат получателя на приобретение коров и (или) племенных нетелей и (или) на возмещение части затрат на увеличение поголовья коров за счет воспроизводства стада (прирост поголовья коров).
Согласно пунктам 4.3.1-4.3.3 договора получатель субсидии обязуется представлять в Департамент документы, установленные пунктом 3.1.2 настоящего договора; обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 2.17 Порядка предоставления субсидий, указанных в приложении 2 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора; представлять в Департамент отчет о достижении показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.4.1 договора, а именно: в случае получения субсидии на прирост поголовья коров - ежегодно в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом, на который договором установлен показатель результативности. В случае получения субсидии на прирост поголовья коров получатель также обязан представлять в Департамент ежегодно в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом, на который договором установлен показатель результативности, отчет о движении скота и птицы на ферме по форме согласно приложению 3 к Порядку предоставления субсидии за декабрь отчетного года.
Пунктом 5.2.1 договора установлено, что в случае невыполнения получателем показателей результативности, предусмотренных договором, субсидия подлежит возврату, согласно расчету, установленному в соответствии с пунктом 4.3 Порядка предоставления субсидии.
Приложением 2 к договору установлены показатели результативности при предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение коров и (или) племенных нетелей и (или) на возмещение части затрат на увеличение поголовья коров за счет воспроизводства стада, плановое значение показателя - 113 голов на срок 31.12.2018, 31.12.2019, 31.12.2020, 31.12.2021.
Департамент перечислил Обществу 3 900 000 руб. платежным поручением от 29.05.2018 N 1207.
В связи с непредставлением Обществом отчетов за 2020 год Департамент 19.04.2021 направил Обществу требование о предоставлении отчетности.
Общество 20.04.2021 предоставило отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020 и отчет о движении скота и птицы на ферме за декабрь 2020 года.
В результате проверки представленных отчетов Департамент установил, что показатель результативности предоставления субсидии, установленный Обществу в соответствии с договором от 29.05.2018 N 257, не выполнен, поголовья коров на отчетную дату не имеется.
Департаментом 28.04.2021 направлено требование о возврате субсидии в размере 3 900 000 руб.
Департамент и Общество (получатель) заключили договор от 21.11.2018 N 557.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом договора является предоставление в 2018 году из областного бюджета субсидий в целях производства сельскохозяйственной продукции, направленных на возмещение части затрат получателя на приобретение коров и (или) племенных нетелей и (или) на возмещение части затрат на увеличение поголовья коров за счет воспроизводства стада (прирост поголовья коров).
Согласно пунктам 4.3.1-4.3.3 договора получатель субсидии обязуется представлять в Департамент документы, установленные пунктом 3.1.2 договора; обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 2.17 Порядка предоставления субсидий, указанных в приложении 2 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора; представлять в Департамент отчет о достижении показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.4.1 договора, а именно: в случае получения субсидии на прирост поголовья коров - ежегодно в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом, на который договором установлен показатель результативности. В случае получения субсидии на прирост поголовья коров получатель также обязан представлять в Департамент ежегодно в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом, на который договором установлен показатель результативности, отчет о движении скота и птицы на ферме по форме согласно приложению 3 к Порядку предоставления субсидии за декабрь отчетного года.
Пунктом 5.2.1 договора установлено, что в случае невыполнения получателем показателей результативности, предусмотренных договором, субсидия подлежит возврату, согласно расчету, установленному в соответствии с пунктом 4.3 Порядка предоставления субсидии.
Приложением 2 к договору установлены показатели результативности при предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение коров и (или) племенных нетелей и (или) на возмещение части затрат на увеличение поголовья коров за счет воспроизводства стада, плановое значение показателя - 113 голов на срок 31.12.2018, 31.12.2019, 31.12.2020, 31.12.2021.
Департамент перечислил Обществу 977 170 руб. платежным поручением от 23.11.2018 N 2748.
В связи с непредставлением Обществом отчетов за 2020 год Департамент направил Обществу письмо от 19.04.2021 о предоставлении отчетности.
Ответчик 20.04.2021 предоставил в Департамент отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020 и отчет о движении скота и птицы на ферме за декабрь 2020 года.
В результате проверки представленных отчетов Департаментом установил, что показатель результативности предоставления субсидии, установленный ответчику в соответствии с договором от 21.11.2018 N 557, не выполнен, поголовья коров на отчетную дату не имеется.
Департамент направил Обществу требование от 28.04.2021 N 4 о возврате субсидии в размере 977 170 руб.
Общая сумма предоставленных Обществу субсидий составила 7 213 619 руб. 50 коп.
В связи с неисполнением в добровольном порядке Обществом требований по возврату полученных субсидий, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях реализации государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 N 1222, государственной программы "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 26.08.2019 N 791, утвержден Порядок предоставления субсидий на прирост поголовья коров (далее - Порядок).
Данный Порядок определяет категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий на прирост поголовья коров, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 1.4 Порядка получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), и юридические лица, индивидуальные предприниматели, относящиеся к организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством, в соответствии со статьей 3 Закона области от 08.05.2013 N 3047-ОЗ "О развитии сельского хозяйства в Вологодской области", состоящие на учете в налоговых органах на территории области на дату подачи заявления о предоставлении субсидии, увеличившие поголовье коров, принадлежащих им на праве собственности, в текущем году на первое число месяца подачи заявления.
Пунктами 2.7 - 2.8 Порядка установлено, что решение о предоставлении субсидий или об отказе в предоставлении субсидий принимается правовым актом Департамента в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока проверки документов, установленного в пункте 2.5 Порядка. Департамент в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет сельхозтоваропроизводителя: о предоставлении субсидии с предложением о заключении договора о предоставлении субсидии с приложением проекта договора; об отказе в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 2.17 Порядка эффективность предоставления субсидии оценивается Департаментом на основании достижения результата - сохранения поголовья коров (голов) в течение трех лет, следующих за годом предоставления субсидии, и значений показателя, установленного Договором, - поголовья коров, голов.
Значения результата устанавливаются на три года, следующих за годом предоставления субсидии, по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны соответствовать поголовью коров, указанному на конец месяца, предшествующего месяцу подачи заявления, в представленной в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка копии отчета о движении скота и птицы на ферме по форме СП-51, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 29.09.1997 N 68, или ином первичном учетном документе, отражающем движение скота и птицы на ферме.
Значение показателя устанавливается по состоянию на 31 декабря года получения субсидии и должно быть не менее поголовья коров, указанного на конец месяца, предшествующего месяцу подачи заявления, в представленной в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка копии отчета о движении скота и птицы на ферме по форме СП-51, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 29.09.1997 N 68, или ином первичном учетном документе, отражающем движение скота и птицы на ферме.
Для подтверждения выполнения результатов, показателей сельхозтоваропроизводители представляют в Департамент ежегодно в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом, на который Договором установлены результаты, показатели, по состоянию на 31 декабря года, следующего за отчетным, документы, перечисленные в пункте 3.1 Порядка.
В случае непредставления сельхозтоваропроизводителем документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, Департамент в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока их предоставления запрашивает документы, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка, у сельхозтоваропроизводителя, сельхозтоваропроизводитель должен представить их в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (пункт 3.3 Порядка).
Пунктами 4.1-4.4 Порядка предусмотрено, что Департамент, органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В случае нарушений сельхозтоваропроизводителем условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленных по фактам проверок, проводимых Департаментом и органами государственного финансового контроля (за исключением условия по выполнению показателей, результата и условия о предоставлении отчетности), Департамент в течение 30 календарных дней со дня установления данных фактов направляет получателю субсидий заказным письмом с уведомлением требование о возврате субсидии в областной бюджет в объеме, в отношении которого выявлено нарушение условий предоставления субсидии, в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования. В случае не поступления средств в течение 30 календарных дней со дня направления требования Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока для возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
В случае нарушения сельхозтоваропроизводителем условий по выполнению показателя, результата, предусмотренных Договором, объем средств, подлежащий возврату, рассчитывается по формуле.
Решение о возврате субсидии в связи с невыполнением результатов, показателей принимается Департаментом в течение 30 календарных дней со дня установления факта нарушения. Департамент в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии направляет сельхозтоваропроизводителю заказным письмом с уведомлением требование о возврате полученной субсидии (части субсидии) в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня направления требования. В случае не поступления средств в течение указанного срока Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока возврата принимает меры к взысканию субсидии в объеме, определенном в соответствии с настоящим пунктом, в судебном порядке.
Как установил суд первой инстанции, следует из материалов дела, к заявлению по предоставлению субсидии по договору от 07.07.2017 N 383 Общество представило отчетность за январь-май 2017 года, указало сведения о наличии голов на начало каждого месяца: январь - 257 голов, февраль - 261 голова, март - 194 головы, апрель - 293 головы, май - 338 голов. Также представило договор купли-продажи от 16.03.2017 N 15 с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (продавец) по покупке крупного рогата скота в количестве 113 единиц на 2 360 050 руб., акт приема-передачи от 16.03.2017, счет-фактура и товарная накладная от 16.03.2017 N 1, платежное поручение от 14.03.2017 N 28 по перечислению денежных средств на счет продавца в размере 20 000 руб. за участие в торгах.
К заявлению на предоставление субсидии по договору от 29.05.2018 N 257 представлены: отчет о наличии животных (крупного рогата скота) за 2017 год; перечень животных, заявленных к субсидированию на сумму 4 066 400 руб.; сведения о производственных показателях от 07.05.2018; отчеты о движении скота и птицы на ферме за январь, декабрь 2017 года, январь-апрель 2018 года; договор купли-продажи крупного рогата скота в количестве 78 голов на 4 066 400 руб. от 27.03.2018, заключенный с индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.З. (продавец), платежные поручения от 03.04.2018 N 113 и от 19.04.2018 N 137 о перечислении денежных средств в размере 4 066 400 руб. на расчетный счет продавца, товарная накладная от 11.04.2018 N 8.
К заявлению на предоставление субсидии по договору от 21.11.2018 N 557 представлены: сведения о производственных показателях от 15.10.2018; перечень животных, заявленных к субсидированию на 977 170 руб. 20 коп.; письмо о наличии на 01.12.2017 поголовья крупного рогата скота в количестве 440 голов, 15 голов по договору аренды, на 01.10.2018 о наличии поголовья крупного рогата скота в количестве 426 голов и 145 голов - арендованные коровы; отчеты о движении скота и птицы на ферме за январь, декабрь 2017 года, январь-сентябрь 2018 года; акт на перевод животных нетели от 01.12.2017; договор купли-продажи от 10.07.2018 с закрытым акционерным обществом "Шексна" (продавец) на 990 540 руб., акт приема-передачи от 10.07.2018, платежное поручение от 31.07.2018 N 304 на перечисление на расчетный счет продавца денежных средств в размере 990 540 руб., товарная накладная от 10.07.2018 N 510.
Вместе с тем, после получения субсидии по запросу Департамента Общество представило отчеты о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020, согласно которым значение показателя на отчетную дату не достигнуто по причине прекращения деятельности. Соответствующая запись содержится в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на Общество.
Поскольку Общество не представило документы, подтверждающие достижение установленных показателей результативности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отсутствие доказательств, свидетельствующих о полном выполнении принятых на себя обязательств, исковые требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2021 года по делу N А13-8335/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Злак" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8335/2021
Истец: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области
Ответчик: ООО "Злак"
Третье лицо: МИФНС N 8 по ВО