г. Москва |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А40-169456/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2021,
принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-169456/21,
по заявлению ООО "РОМАКС"
к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
об оспаривании решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РОМАКС" (заявитель, общество)обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Государственному Учреждению - Главное Управление пенсионного Фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (ответчик, пенсионный фонд, Фонд) о признании недействительным решения N 9032 от 30.06.2021.
Решением от 23.11.2021 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 27.05.2021 Главным управлением ПФР N 3 по г. Москве и Московской области составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 8841 в отношении Московского филиала ООО "Ромакс".
30.06.2021 пенсионным фондом вынесено решение N 9032, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 22 000 руб. на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Правонарушение выразилось в непредставлении в установленные сроки сведений о застрахованных лицах.
Не согласившись с оспариваемым решением пенсионного фонда, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Заявитель является страхователем по данному виду страхования и, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона, обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Федеральным законом N 27-ФЗ определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Регистрация организаций в территориальных органах ПФР регламентируются положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации" и постановления Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п "Об утверждении порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам".
Чтобы зарегистрироваться в территориальном органе ПФР организации не нужно обращаться в территориальный орган ПФР с заявлением и представлять необходимые для этого копии документов. Заявительный порядок регистрации сохранен лишь для частных нотариусов, детективов, адвокатов и граждан (в том числе иностранных), имеющих право добровольно уплачивать взносы в ПФР, а также для индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями либо желающих уплачивать фиксированный платеж выше минимального.
Органы ПФР регистрируют организации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и направляемых в ПФР налоговыми органами. По федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ налоговые инспекции в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица обязаны направлять в территориальные органы ПФР сведения, необходимые для регистрации в фонде. Сведения о вновь созданных организациях поступают в ПФР из инспекции по месту регистрации организации в виде выписок из ЕГРЮЛ.
В течение трех дней после получения этих сведений фонд присваивает страхователю регистрационный номер и сообщает его в инспекцию. Затем фонд вручает (или направляет по почте) налогоплательщику извещение о регистрации в ПФР.
Запись о регистрации Московского филиала ООО "Ромакс" была внесена в ЕГРЮЛ 04.03.2021 года. Однако МИФ НС N 15 по Приморскому краю в нарушение федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ не были направлены в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации филиала юридического лица в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации в фонде.
Сведения по форме СЗВ-М представляются на 25 и более работающих у страхователя застрахованных лиц в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ). За нарушение данного порядка предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ). В штате Московского филиала ООО "Ромакс" за период апреля 2021 г. числилось 44 сотрудника. Соответственно возможность предоставления отчета на бумажном носителе отсутствовала.
При предоставлении формы СЗВ-М посредством электронного документооборота с ПФР по телекоммуникационным каналам связи, внутренняя система проверки отклоняет отчет, если не указан регистрационный номер страхователя.
Регистрационный номер от ПФР Московским филиалом ООО "Ромакс" был получен лишь 25.05.2021 года. После многочисленных обращений директора филиала в адрес ответчика.
Также предоставление отчетности за пределами установленных сроков не повлекло за собой негативных последствия для бюджета, а также не создало препятствий для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение.
При этом страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей в законодательстве не указаны.
Структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Именно организации несут непосредственную ответственность за нарушение своими обособленными подразделениями положений действующего законодательства в установленном порядке. В том числе и ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о застрахованных лицах, работающих в обособленном подразделении.
Следовательно, решение ПФР о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности по форме СЗВ-М может быть принято только в отношении страхователя - организации, а не ее филиала.
Согласно разъяснениям, данным Президиумом ВАС РФ в постановлении от 25.01.2011 N 12902/10, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, поэтому его положения не могут применяться без учета норм, содержащихся в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.99 сказано, что филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство). Учитывая вышеприведенные разъяснения, суды пришли к выводу, что ответственность за неисполнение обязанности по предоставление сведений на застрахованных лицах, работающих в обособленном подразделении, несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение.
Суды указали, что, согласно данным ЕГРЮЛ, филиал является структурным подразделением компании, не имеет статуса юридического лица и не является плательщиком страховых взносов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Пенсионного фонда в рамках рассматриваемого дела отсутствовали основания для привлечения филиала к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией изложенной в Определении Верховного суда РФ от 10.12.2018 N 308-КГ18-19977.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение пенсионного фонда является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2021 по делу N А40-169456/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169456/2021
Истец: ООО "РОМАКС"
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N3 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ