г. Самара |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А72-15721/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Гортепло"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 ноября 2021 года по делу N А72-15721/2020 (судья Крамаренко Т.М.),
по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Гортепло" (ОГРН 1027300535074, ИНН 7302003297), Ульяновская обл., г.Димитровград
к Областному государственному казённому предприятию "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ОГРН 1027300930678, ИНН 7316000218), г. Ульяновск,
третье лицо - Администрация города Димитровграда, Ульяновская обл., г.Димитровград,
о взыскании 1 851 543 руб. 33 коп.,
объединенное с делом N А72-6652/2021 по исковому заявлению Областного государственного казённого предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ОГРН 1027300930678, ИНН 7316000218), г. Ульяновск
к Муниципальному унитарному предприятию "Гортепло" (ОГРН 1027300535074, ИНН 7302003297), Ульяновская обл., г.Димитровград,
третье лицо - Администрация города Димитровграда, Ульяновская обл., г.Димитровград,
о взыскании 10 036 635 руб. 93 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Гортепло" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Областному государственному казённому предприятию "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды в общей сумме 4 757 581 руб. 06 коп. за период с января по декабрь 2019 года.
Определением от 22.01.2021 исковое заявление принято к производству. Делу присвоен номер А72-15721/2020.
Определением от 08.04.2021 судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до суммы 1 851 543 руб. 33 коп. за период с октября по декабрь 2019 года.
Определением от 09.08.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрацию города Димитровграда.
Определением от 02.09.2021 дело N А72-15721/2020 объединено с делом N А72-6652/2021 по исковому заявлению Областного государственного казённого предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Гортепло" задолженности за фактические потери в сетях теплосетевой организации за период октября 2019 по апрель 2020 года в размере 9 439 782 руб. 13 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.11.2019 по 17.03.2021 в размере 596 853 руб. 80 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.03.2021 по день фактической оплаты долга ответчиком, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Объединенному делу присвоен номер N А72-15721/2020.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия "Гортепло" отказано. Исковые требования Областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" удовлетворены, с Муниципального унитарного предприятия "Гортепло" в пользу Областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" взыскано 9 439 782 руб. 13 коп. - основной долг за период с октября 2019 по апрель 2020, 596 853 руб. 80 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.11.2019 по 17.03.2021, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.03.2021 по день фактической оплаты основного долга, 73 183 руб. 00 коп. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе МУП "Гортепло" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 ноября 2021 года по делу N А72-15721/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные МУП "Гортепло" требования удовлетворить в полном объеме, а в удовлетворении требований ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" отказать в полном объеме.
В суд от МУП "Гортепло" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Гортепло" является теплосетевой организацией (ТСО), в хозяйственном ведении которой находятся тепловые сети, и имеет статус субъекта, оказывающего услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на территории г. Димитровграда.
ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" является теплоснабжающей организацией, осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии потребителям, находящимся на территории города Димитровграда, по сетям, принадлежащим МУП "Гортепло".
Отношения между теплоснабжающей и теплосетевой организациями в сфере теплоснабжения регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвердившим Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 12 статье 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставка тепловой энергии, теплоносителя.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя: и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
В силу части 6 статьи 13 указанного закона теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Закона о теплоснабжении по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией, теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Порядок заключения и исполнения такого договора установлен Правилами N 808.
Пунктом 56 Правил N 808 предусмотрено, что по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, далее -Правила N 1034) устанавливают порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) (подпункт "в" пункта 1).
Согласно пункту 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденная Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр) (далее - Методика N 99/пр).
Из материалов дела усматривается, что между МУП "Гортепло" и ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (в лице его правопредшественника) был подписан договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 10.05.2016 N 2-Т с протоколом разногласий от 07.06.2016.
Разногласия между сторонами, связанные с заключением вышеназванного договора, урегулированы решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.02.2017 по делу N А72-9760/2016.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, "помимо транспортировки тепловой энергии по сетям МУП "Гортепло" теплосетевая организация осуществляет транспортировку горячей воды. Указанный процесс транспортировки обусловлен тем, что система теплоснабжения (горячего водоснабжения) котельных ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" - закрытая, т.е. горячая вода приготавливается на самой котельной и по сетям МУП "Гортепло" транспортируется до конечных потребителей".
Правовые нормы, регламентирующие отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием закрытых систем теплоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о водоснабжении, водоснабжение - это приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.
В соответствие с положениями действующего законодательства (п.5 ст.17 Закона о теплоснабжении, п. 3 ст. 16 Закона о водоснабжении) оплата услуг по передаче тепловой энергии и горячей воды осуществляется в соответствии с тарифом на соответствующие услуги. В связи с чем, Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области для МУП "Гортепло" были установлены соответствующие тарифы.
Из материалов дела (актов выполненных работ) следует, что в период с января по декабрь 2019 года МУП "Гортепло" оказывало ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также услуги по транспортировке горячей воды.
Как следует из искового заявления, "по результатам выполненных работ в адрес ответчика были выставлены счета на оплату и направлены акты выполненных работ для подписания. Ответчик указанные акты выполненных работ принял, но до настоящего времени ответчик оплату за оказанные услуги не произвел".
В связи с чем, истец обратился в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности за оказанные услуги за период с января по декабрь 2019 года в сумме 4 757 581 руб. 06 коп.
В последующем, в связи с принятием заявлений ответчика о зачете встречных однородных требований сумма задолженности была уменьшена до 1 851 543 руб. 33 коп. за период с октября по декабрь 2019 года.
Как следует из пояснений представителя истца, последним не была принята к зачету сумма, указанным в заявлениях исх. N 3336 от 16.07.2020 на сумму 509 089 руб. 24 коп., исх. N 3337 от 16.07.2020 на сумму 614 503 руб. 49 коп., исх. N 3338 от 16.07.2020 на сумму 727 950 руб. 60 коп.
Также, в рамках объединенного дела, судом рассматриваются требования ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к МУП "Гортепло" о взыскании задолженности за фактические потери в сетях теплосетевой организации за период октября 2019 по апрель 2020 года в размере 9 439 782 руб. 13 коп.
Статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (параграф 6 главы 30 ГК РФ). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Из пункта 5 статьи 13, пункта 11 статьи 15, статьи 17 Закона о теплоснабжении следует, что обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях законом возложены на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012, предусмотрено, что в целях компенсации потерь между единой теплоснабжающей организацией (поставщиком) и теплосетевыми организациями (покупателями) заключается договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с соответствующими особенностями (п. п. 54 - 55 Правил).
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства на МУП "Гортепло" возложена обязанность по компенсации потерь, возникших в процессе поставки тепловой энергии до потребителя.
Как было указано выше, ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" направляло в адрес МУП "Гортепло" оферту договора N 2-Т оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 10.05.2016, которую МУП "Гортепло" подписало с протоколом разногласий от 07.06.2016.
Разногласия между сторонами, связанные с заключением указанного договора, были разрешены решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.02.2017 по делу N А72-9760/2016 (вступил в законную силу 15.03.2017).
По условиям договора N 2-Т ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (Теплоснабжающая организация, ТСО) обязалось осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей и тепловых пунктов в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии, а МУП "Гортепло" (Теплосетевая организация, ТО) обязалось оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых настоящим договором.
Кроме того, данный договор содержит положения о распределении потерь в сетях теплоснабжающей организации.
В обоснование своих исковых требований ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" указывает, что в период с октября 2019 по апрель 2020 года МУП "Гортепло" приобрело у истца в целях компенсации потерь в сетях тепловую энергию и теплоноситель на общую сумму 13 728 557 руб. 59 коп.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Количество тепловой энергии, поставленной истцом ответчику в целях компенсации потерь в сетях, рассчитано по приборам коммерческого учета тепловой энергии в котельных МУП "Гортепло", введенных в эксплуатацию, что сторонами не оспаривается.
Стоимость тепловой энергии рассчитана на основании тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, установленных приказами Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, и подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными и расчетами фактически переданной тепловой энергии, теплоносителя за спорный период.
В последующем, в соответствии со ст. 410 ГК РФ истец зачел в счет оплаты за тепловую энергию, теплоноситель в целях компенсации потерь в сетях ответчика по договору N 2-Т от 10.05.2016 задолженность истца перед ответчиком за оказанные услуги по передаче тепловой энергии по договору N 2-Т от 10.05.2016 за период с октября 2019 по апрель 2020. После поведенного зачета задолженность ответчика перед истцом стала составлять 9 439 782 руб. 13 коп., которую ответчик не оплачивает, что и послужило основанием для обращения в суд с соответствующим иском.
Таким образом, судом рассматриваются требования МУП "Гортепо" к ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя за период с октября по декабрь 2019 года, а также требования ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к МУП "Гортепло" о взыскании задолженности по компенсации потерь за период с октября 2019 по апрель 2020.
Разногласия сторон состоят в следующем.
МУП "Гортепло" не принимает к зачету заявления ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" о зачете взаимных требований за период с октября 2019 по апрель 2020 года "в связи с расхождением по суммам услуги по передаче тепловой энергии и суммам, предъявленными ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" за тепловую энергию в целях компенсации потерь в сетях. Расхождения по суммам вызвано тем, что при анализе сетей от котельной ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" было выявлено наличие участков сетей отсутствующих на балансе МУП "Гортепло", о чем было сообщено Ответчику письмом N 1164 от 28.09.2020. Также было обнаружено, что здание по адресу: г. Димитровград, ул. 3 Интернационала, 82 фактически отапливается через тепловую сеть МУП "Гортепло" от котельной ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" с начала отопительного сезона 2019 - 2020 г. Начисления за потребленную тепловую энергию не производятся (акт от 18.03.2020 г. и акт от 08.04.2020 г.). Таким образом, потери на данных сетях и данных абонентов не относятся на потребителей, а неправомерно относятся на МУП "Гортепло" и не могут быть приняты истцом".
Возражая против заявленных доводов, представитель ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" указал, что в 2017 году оно обращалось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации г. Димитровграда по определению теплосетевой организации для обслуживания бесхозяйных тепловых сетей, присоединенных к объектам недвижимости по адресам: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Гагарина, 16/ ул.Хмельницкого, 112, ул. 3 Интернационала, 88.
Делу был присвоен номер А72-2313/2017.
Из решения Арбитражного суда Ульяновской области от 02.08.2017 по вышеуказанному делу следует, что "теплосетевой организацией МУП "Гортепло" были установлены бесхозяйные участки тепловых сетей...
Ответчик, возражая по делу, указывает, что тепловые сети отопления от котельной N 13 по ул. III-Интернационала, 91А являются собственностью муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области, не являются бесхозяйными. Данный объект поставлен на государственный кадастровый учет как вид объекта недвижимого имущества - сооружение с присвоением кадастрового номера 73:23:010000:0000:0095550001, протяженностью 5 663 пог.м.
Согласно представленному по запросу суда инвентарному делу на объект недвижимости - тепловые сети отопления от котельной N 13, расположенной по адресу: г. Димитровград, ул. III Интернационала, 91а, объекту присвоен кадастровый номер 73:23:010000:0000:0095550001. Общая протяженность тепловых сетей отопления составляет 5 663 пог.м. Год постройки 1941. Собственность муниципальная, на основании распоряжения Администрации города Димитровграда от 2002 года сети находились на праве хозяйственного ведения у Димитровградского МУП котельных и тепловых сетей (ликвидировано при завершении конкурсного производства). Технический паспорт составлен по состоянию на 30.09.2004.
Право собственности на тепловые сети отопления от котельной N 13, расположенные по адресу: г. Димитровград, ул. III Интернационала, 91а, протяженностью 5 663 пог.м., кадастровый номер 73:23:010000:0000:0095550001, зарегистрировано за Администрацией города Димитровграда (выписка из реестра муниципальной собственности, свидетельство о государственной регистрации права собственности представлены в дело).
Согласно указанным документам, выписке из реестра муниципальной собственности объект недвижимости, тепловые сети отопления от котельной N 13, состоит из комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений от котельной N 13 по ул. III Интернационала 91А к объектам по ул. Гагарина 16, 17, 18, 19, 22, ул. III Интернационала 82, 88, 94, 95, 101, ул. Хмельницкого 93,99, 99А, 101, 103, 110, 112, 118, 120, ул. Красноармейская 8, ул. Пушкина 135, 139, 147, ул. Аблова 106, ул.Комсомольская 123, ул. Самарская 2, 10, 12, 14, 16, ул.Садовая 136.
Доказательства того, что спорные участки сетей являются новыми построенными объектами, не учтенными при инвентаризации и постановке на кадастровый учет, суду также не представлены...".
Из решения Арбитражного суда Ульяновской области от 02.08.2017 по делу N 2313/2017 также усматривается, что "все тепловые сети были закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Димитровградские коммунальные ресурсы"; предприятием тепловые сети переданы в аренду МУП "Гортепло" по договору аренды от 19.08.2016.
Так, согласно представленному договору аренды от 19.08.2016 N 20Гт/16 котельные и тепловые сети согласно приложению N 1 к договору переданы в аренду МУП "Гортепло" по акту приема-передачи (пункт 11 - тепловые сети отопления от котельной N 13, адрес: г. Димитровград, ул. III Интернационала, 91а, кадастровый номер 73:23:010000:0000:0095550001; протяженность - 5 663 пог.м.), сроком до 31.12.2017 (с учетом дополнительного соглашения).
МУП "Гортепло", возражая по рассматриваемому заявлению, вместе с тем, указывает, что ему спорные участки тепловых сетей в составе 5 663 пог.м. не передавались, фактически протяженность тепловых сетей составляет 6 323 пог.м.
Однако, МУП "Гортепло", в свою очередь, какие-либо первичные документы, подтверждающие, что фактически протяженность тепловых сетей составляет 6 323 пог.м., суду не представило.".
Поскольку заявитель не доказал, что тепловые сети являются бесхозяйными, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Решение суда сторонами, в том числе МУП "Гортепло", обжаловано не было, вступило в законную силу.
Таким образом, бесхозяйные тепловые сети от котельной N 13 на территории г. Димитровграда Ульяновской области выявлены не были.
Из материалов дела следует, что поставка тепловой энергии производится также от котельной N 6, расположенной по адресу: г. Димитровград, ул. 3 Интернационала, 146В, от котельной пос. Дачный, расположенной по адресу: г. Димитровград, ул. Луговая, 40А, от котельной лагеря "Юность", расположенной по адресу: Мелекесский район, с. Бригадировка, Курортное шоссе, д. 3.
МУП "Гортепло" не представило в материалы дела Акт инвентаризации, которым были выявлены бесхозяйные участки тепловых сетей.
Перечень указанных участков тепловых сетей поименован в письме в адрес Корпорации исх. N 1164 от 28.09.2020 (т. 1 объединенного дела, л.д. 97).
С очевидностью усматривается, что данный факт был установлен теплосетевой организацией в одностороннем порядке.
Из данного письма не усматривается, к какой котельной относятся те или иные участки тепловых сетей.
Указанные участки тепловых сетей не признаны бесхозяйными в установленном порядке, соответственно, не могут рассматриваться как бесхозяйные.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как следует из пунктов 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества предусмотрен пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Буквальное толкование и анализ указанных выше норм действующего в спорный период законодательства позволяет суду прийти к выводам о том, что орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты теплосетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами теплосетевого хозяйства.
При этом, выявление бесхозяйных тепловых сетей может производиться по заявлениям заинтересованных лиц.
В данном случае, МУП "Гортепло" не представило доказательств того, что обращалось к Администрации г. Димитровграда с заявлением о принятии на учет выявленных участков бесхозяйных тепловых сетей и, в любом случае, данный факт был установлен после окончания спорного периода.
Также суд верно отметил, что отношения сторон урегулированы договором N 2-Т оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 10.05.2016 (в редакции решения Арбитражного суда Ульяновской области от 14.02.2017 по делу NА72-9760/2016).
Изменения в указанный договор относительно протяженности тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепловой энергии, не вносились.
Также, возражая против заявленных МУП "Гортепло" доводов, представитель ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" пояснил, что в спорный период времени потребителям тепловой энергии по адресу: г. Димитровград, ул. 3 Интернационала, 82, производилось начисление соответствующей платы за поставленный коммунальный ресурс, что следует из договоров теплоснабжения, представленных в материалы дела (перечень договоров указан в пояснениях истца на л.д. 118 оборот т. 1). Договоры распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.10.2019. Действительно, в представленных расчетах за октябрь - декабрь 2019 начисления по указанному объекту отсутствуют. Это связано с тем, что теплоснабжающая организация в силу абзаца 2 пункта 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498) обязана была заключить договор теплоснабжения с владельцем теплового ввода. В указанный период осуществлялся поиск владельца теплового ввода. Поскольку такой владелец не был установлен, плата за октябрь - декабрь 2019 года была довыставлена всем потребителям, находящимся в нежилом здании по адресу: г. Димитровград, ул. 3 Интернационала, 82. Со всеми потребителями заключены соответствующие договоры теплоснабжения (т. 1 л.д. 88-101, 120-150, т. 2 л.д. 1 - 99).
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пояснения представителя ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" в полном объеме подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы МУП "Гортепло" в указанной части обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Зачитываемые требования должны быть встречными, однородными, а также способными к исполнению.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 1394/12 по делу N А53-26030/2010, в силу пункта 2 статьи 154, статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
В данном случае истец и ответчик выступают по отношению друг к другу одновременно и должником, и кредитором в связи с наличием между ними правоотношений по различным договорам (различным правоотношениям). Однородность требований в настоящем случае подтверждается одними и теми же родовыми признаками (обязательства являются денежными).
В случае, когда зачет производится по требованию одной стороны, другая сторона может его оспорить, ссылаясь на недействительность предъявленных к зачету требований, но не на отсутствие согласия стороны, к которой предъявлено требование о зачете.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 07.02.2012 N 12990/11, оспаривание лицом, получившим заявление о зачете, наличия неисполненного им обязательства, требование из которого было предъявлено к зачету, не может рассматриваться в качестве основания для признания заявления о зачете как односторонней сделки недействительным. Данное обстоятельство при его установлении означает, что заявление о зачете не повлекло правового эффекта и соответствующее обязательство лица, сделавшего такое заявление, не прекратилось.
Из разъяснений, приведенных в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 12990/11 по делу N А40-16725/2010-41-134, А40-29780/2010-49-263 следует, что бесспорность засчитываемых требований и отсутствие возражений сторон относительно как наличия, так и размера требований не определены Гражданским кодексом в качестве условий зачета. Следовательно, наличие спора в отношении одного из засчитываемых требований не препятствует подаче заявления о зачете при условии, что по обязательству, на прекращение которого направлено засчитываемое требование, на момент заявления о зачете не возбуждено производство в суде. После предъявления иска к лицу, имеющему право заявить о зачете, данное право может быть реализовано только путем заявления встречного иска, который принимается судом на основании пункта 1 части 3 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом деле заявление о зачете не связывает контрагента, и он, полагая, что сделанное заявление не повлекло правового эффекта в виде прекращения его требования к лицу, заявившему о зачете, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей задолженности. При рассмотрении имущественного требования о взыскании подлежат проверке судом доводы ответчика о наличии у него встречного однородного требования к истцу и о прекращении обязательств полностью или в соответствующей части в результате сделанного заявления о зачете.
Указанную процессуальную возможность МУП "Гортепло" реализовало, обратившись в суд с соответствующим иском к ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области", а также возражая против заявленных к нему в рамках объединенного дела требований.
Суд доводам МУП "Гортепло" дал соответствующую правовую оценку.
В силу пункта 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" (далее - Информационное письмо N 65) для прекращения обязательства зачетом заявление о зачете должно быть получено соответствующей стороной.
Поскольку соответствующие уведомления о зачете встречных однородных требований МУП "Гортепло" получены, зачет за весь спорный период является состоявшимся.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что исковые требования МУП "Гортепло" удовлетворению не подлежат (обязательства погашены зачетом).
При этом, исковые требования ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" правомерно удовлетворены в полном объеме.
Предметом спора в рамках объединенного дела (по требованиям ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области") является также требование о взыскании с МУП "Гортепло" процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 596 853 руб. 80 коп. за период с 26.11.2019 по 17.03.2021, а также по день фактической оплаты суммы основного долга.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 6.1 договора N 2-Т предусмотрено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору сторона, нарушившая обязательство, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (п. 3 ст. 395 ГК РФ).
В обжалуемом решении верно отмечено, что поскольку МУП "Гортепло" своевременно не оплачивало стоимость тепловой энергии, приобретенной у ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" в целях компенсации потерь в сетях, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами является законным и обоснованным.
Ответчик расчет процентов истца не оспорил, своего контррасчета не представил.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований МУП "Гортепло", удовлетворив при этом исковые требования ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы МУП "Гортепло" полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Между тем, доводы первоначального истца рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию МУП "Гортепло" с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта, а также приведены без учета обстоятельств, установленных в деле N А72-2313/2017.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - МУП "Гортепло".
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 ноября 2021 года по делу N А72-15721/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15721/2020
Истец: МУП "ГОРТЕПЛО", ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области"
Ответчик: МУП "ГОРТЕПЛО", ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области"
Третье лицо: Администрация города Димитровграда, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ