г. Киров |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А82-8077/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции - Терентьевой Г.В., действующей на основании доверенности от 08.11.2021, Деревянко В.Э., действующей на основании доверенности от 03.11.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярославское топливное предприятие"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2021 по делу N А82-8077/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярославское топливное предприятие" (ИНН: 7603076210, ОГРН: 1217600014565)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля (ИНН: 7603007070, ОГРН: 1047600209931)
и Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области (ИНН: 7604013647, ОГРН: 1047600431670)
о признании недействительными решений Инспекции и Управления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ярославское топливное предприятие" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган) от 07.12.2020 N 1275 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее - Управление) от 18.03.2021 N 62.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 01.06.2021 Управление привлечено к участию в деле в качестве соответчика в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с реорганизацией АО "Ярославское топливное предприятие" в форме преобразования суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заявителя на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Ярославское топливное предприятие" (ИНН: 7603076210).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2021 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Ярославское топливное предприятие" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это, заявитель жалобы считает, что при исчислении земельного налога за 2016 год в отношении спорного земельного участка подлежало применению постановление Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п.
Общество считает, что им правомерно исчислен земельный налог за 2016 год исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Ярославского областного суда от 16.12.2019 по делу N 3а-371/2019 в размере 31 092 000 рублей.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, куда явились представители Инспекции.
В судебном заседании и в представленном отзыве на апелляционную жалобу представители Инспекции указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Общество и Управление о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Общество заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества и Управления.
В суд апелляционной инстанции от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ярославской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве.
На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно данным ЕГРЮЛ с 01.11.2021 Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, ее правопреемником является Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля. Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля с 01.11.2021 переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Ярославской области (ИНН: 7606015992, ОГРН: 1027600843720).
Следовательно, Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля подлежит замене на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Ярославской области (ИНН: 7606015992, ОГРН: 1027600843720).
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.02.2017 Общество представило в Инспекцию первичную декларацию по земельному налогу за 2016 год, согласно которой налогоплательщик исчислил к уплате налог в сумме 1 410 776 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:020704:193, по которому задекларирована налоговая база в размере 94 051 704 рублей. Налог полностью уплачен в бюджет.
23.03.2017 Обществом была представлена уточненной декларацией N 1 сумма налога к уплате уменьшена до 627 927 рублей, исходя из величины налоговой базы по этому объекту в сумме 41 861 820 рублей. По результатам проведенной камеральной проверки, на основании решения Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.06.2017 N 20 Обществу доначислен земельный налог за 2016 год в сумме 782 849 рублей с определением налоговой базы по указанному земельному участку в сумме 94 051 704 рублей (т. 1 л.д. 39-41).
Решением Ярославского областного суда от 16.12.2019 по делу N 3а-371/2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:020704:193 в размере его рыночной стоимость 31 092 000 рублей по состоянию на 01.01.2015. Данный судебный акт принят по заявлению Общества от 19.09.2019 и вступил в законную силу 21.01.2020 (т.1 л.д. 34-36).
25.12.2019 Обществом была представлена в Инспекцию уточненная декларация N 2, согласно которой сумма налога к уплате в бюджет за 2016 год составила 466 380 рублей исходя из налоговой базы по этому земельному участку в сумме 31 092 000 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной декларации N 2 по земельному налогу за 2016 год. В ходе проверки, налоговый орган пришел к выводу о занижении земельного налога за 2016 год, в связи с неверным исчислением налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 31 092 000 рублей. Налоговый орган пришел к выводу, что налоговая база по указанному земельному участку составляет 94 051 704 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 08.04.2020 N 612 (т. 1 л.д. 107-113).
07.12.2020 заместителем начальника Инспекции было принято решение N 1275 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 6 635 рублей (уменьшен в 4 раза). Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в размере 944 396 рублей, начислены пени в размере 10 003 рублей 30 копеек (т. 1 л.д. 22-30).
Решением Управления от 18.03.2021 N 62 решение Инспекции от 07.12.2020 N 1275 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 31-33).
Налогоплательщик с решениями Инспекции и Управления не согласился и обратился с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 23, 81, 388, 390, 391 НК РФ, и пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления Обществом земельного налога за 2016 год исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Ярославского областного суда в размере 31 092 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В пункте 1 статьи 391 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период, установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 76:23:020704:193.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-П была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:020704:193 в размере 94 051 704 рублей (по состоянию на 01.01.2011).
Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:020704:193 по состоянию на 01.01.2015 утверждена в размере 41 861 820 рублей.
При применении результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
Статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление N 704-П вступило в силу 17.07.2016 - через 10 дней после его официального опубликования, которое состоялось 06.07.2016, и не содержит указания на обратную силу.
Учитывая, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, следовательно, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 704-П, с учетом положений статьи 5 НК РФ для целей налогообложения применяются с 1 января 2017 года.
Довод Общества о том, что если изменения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости, отклоняется апелляционным судом, по следующим основаниям.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28), установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:020704:193 в размере его рыночной стоимости в сумме 31 092 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 Общество обратилось в Ярославский областной суд 19.09.2019, основания для применения указанной кадастровой стоимости к периоду 2016 года, в силу разъяснений приведенных в пункте 28 Постановления N 28, отсутствуют.
Таким образом, Инспекцией правомерно исчислен земельный налог за 2016 год, в отношении спорного земельного участка исходя из его кадастровой стоимости в сумме 94 051 704 рублей, утвержденной по состоянию на 01.01.2011 постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-П.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 29.10.2021 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей по платежному поручению от 25.10.2021 N 259. Из положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует, что государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по делам о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа составляет 1 500 рублей. Таким образом, на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату Обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в порядке процессуального правопреемства заменить ответчика по делу N А82-8077/2021 с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Ярославской области (ИНН: 7606015992, ОГРН: 1027600843720).
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2021 по делу N А82-8077/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярославское топливное предприятие" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ярославское топливное предприятие" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25.10.2021 N 259 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8077/2021
Истец: АО "Ярославское топливное предприятие"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАВОЛЖСКОМУ РАЙОНУ Г.ЯРОСЛАВЛЯ, Межрайонная ИФНС России N 9 по Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области
Третье лицо: Арбитражный суд Ярославской области