город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2022 г. |
дело N А32-24780/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Р.Р. Илюшина,Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванченко Ильи Андреевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2021 по делу N А32-24780/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванченко Ильи Андреевича
к администрации Краснодарского края
при участии третьих лиц: администрации Северского сельского поселения, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края
о признании действий (бездействий) администрации Краснодарского края о неподписании концессионного соглашения незаконными, понуждении к подписанию соглашения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванченко Илья Андреевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрация Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании действий (бездействий) Администрации Краснодарского края о неподписании концессионного соглашения между индивидуальным предпринимателем Иванченко Ильей Андреевичем и Администрацией Северского сельского поселения Северского района в отношении имущества водо-канализационного хозяйства Северского сельского поселения незаконными, обязании Администрации Краснодарского края подписать концессионное соглашение в отношении имущества водо-канализационного хозяйства Северского сельского поселения между индивидуальным предпринимателем Иванченко Ильей Андреевичем и Администрацией Северского сельского поселения в срок не позднее 15 (Пятнадцати) календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда в редакции, соответствующей условиям конкурса N 081018/5831868/01 от 08.10.2018; распространить действие концессионного соглашения на правоотношения сторон концессионного соглашения, начиная с даты фактической передачи имущества водо-канализационного хозяйства Северского сельского поселения индивидуальному предпринимателю Иванченко Илье Андреевичу, т.е. с 01.01.2019; в случае подписания концессионного соглашения Администрацией Краснодарского края с нарушением срока, установленного решением суда по настоящему делу, присудить в пользу заявителя денежную сумму в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда, подлежащую взысканию с заинтересованного лица, в случае неисполнения судебного акта за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного судом для подписания концессионного соглашения, до даты его фактического исполнения (подписания концессионного соглашения); взыскать с Администрации Краснодарского края в пользу индивидуального предпринимателя Иванченко Ильи Андреевича сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб. (уточненные требования, принятые судом к рассмотрению на основании статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея) от 17.12.2021 в заявленных требованиях отказано. Суд указал, что проект концессионного соглашения не был согласован уполномоченными органами (министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и департаментом) в установленном порядке, поэтому довод заявителя об уклонении администрации Краснодарского края от подписания концессионного соглашения, также как и довод о незаконном бездействии администрации Краснодарского края, являются необоснованными.
Индивидуальный предприниматель Иванченко Илья Андреевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить, иск удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд не дал оценку всем доводам предпринимателя, не учел, что предприниматель получил спорное имущество по конкурсу, результаты которого не были оспорены заинтересованным лицом. При этом суд ссылается на порядок согласования концессионного соглашения, принятый после проведения конкурса. Суд должен был исходить из части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом того, что замечания к концессионному соглашению носили маловажный характер.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края указывает, что не является участником концессионного соглашения.
Администрации Северского сельского поселения, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заявленное суду заявителем жалобы ходатайство об отложении судебного заседания апелляционным судом рассмотрено. Оснований для его удовлетворения на основании положений статьи 158 АПК РФ не установлено.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с окончанием срока действия концессионного соглашения (декабрь 2018 года) администрацией Северского сельского поселения Краснодарского края было принято решение о проведении конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов и имущества водопроводно-канализационного хозяйства на 2019-2023, единственным участником и победителем которого стал заявитель, что подтверждается решением конкурсной комиссии Администрации Северского сельского поселения Северского района от 06.12.2018 о заключении концессионного соглашения с заявителем, а также протоколом N 3 о принятии решения о заключении концессионного соглашения от 06.12.2018.
Подписанный со стороны администрации Северского сельского поседения Северского района (концедент) проект концессионного соглашения на период с 2019 по 2023 был направлен заявителю для подписания, после чего 10.12.2018 администрацией Северского сельского поседения Северского района отправлен в Администрацию Краснодарского края на подписание со стороны субъекта Российской Федерации.
По представленной департаментом государственного регулирования цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент) информации администрация Северского сельского поселения Северского района, как организатор конкурса (далее - организатор конкурса) на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Северского сельского поселения, обратилась в департамент с заявлением о подготовке конкурсной документации в порядке, установленном разделом VII Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", о согласовании: предложенных организатором конкурса метода долгосрочного регулирования тарифов (метод индексации); значений долгосрочных параметров регулирования тарифов для предложенного организатором конкурса метода регулирования тарифов, не установленных в качестве критериев конкурса (индекс эффективности операционных расходов в размере 1 процента); о представлении сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования тарифов организатору конкурса в соответствии с пунктами 2 - 8 и 13 части 8 статьи 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и пунктами 1, 4 - 7, 9 - 11 части 1 статьи 46 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
Департаментом в соответствии с утвержденным порядком и в сроки, установленные действующим законодательством, был согласован метод долгосрочного регулирования тарифов (метод индексации), индекс эффективности операционных расходов в размере 1 процента, а также представлены сведения о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования тарифов организатору конкурса в соответствии с пунктами 2 - 8 и 13 части 8 статьи 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и пунктами 1, 4 - 7, 9 - 11 части 1 статьи 46 Федерального закона "О концессионных соглашениях". По результатам согласования подготовлено заключение (далее - заключение).
Указанное заключение было направлено в адрес администрации Северского сельского поселения Северского района письмом от 28.09.2018 N 57-07.6966/18.
Далее, письмом от 08.04.2019 N 70.16-07-2692/19 министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в адрес департамента был направлен на согласование проект концессионного соглашения в отношении имущества Северского сельского поселения Северского района (объекты холодного водоснабжения и водоотведения) в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2019 N 40 "Об утверждении порядка согласования исполнительными органами государственной власти Краснодарского края концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование Краснодарского края, третьей стронной является Краснодарский край, и о внесении изменений в отдельные постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края".
По результатам рассмотрения представленного проекта концессионного соглашения в отношении имущества Северского сельского поселения Северского района (объекты холодного водоснабжения и водоотведения), департаментом был сформирован ряд замечаний, свидетельствующих о несоответствии действующему законодательству обозначенного проекта концессионного соглашения.
Вышеуказанные замечания к проекту концессионного соглашения были направлены в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края письмом от 11.04.2019 N 57.07-08-2274/19 и повторно в департамент проект концессионного соглашения не поступал. Администрацией Краснодарского края концессионное соглашение не подписано, что является, по мнению заявителя, незаконным и нарушающим его права, препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности.
Указанное послужило основанием для обращения предпринимателя в суд.
Апелляционный суд полагает, что заявленные предпринимателем требования следует квалифицировать как понуждение к заключению договора на определенных условиях.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом перечень способов защиты гражданских прав, содержащийся в названной статье, не является исчерпывающим. Избранный способ и порядок защиты права должны соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в этом пункте.
Указанный в части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ).
В части 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ определено, что концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 ГК РФ).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 51 Закона N 131-ФЗ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 51 Закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Согласно статьям 215, 216 ГК РФ собственник правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии со статьей 3 названного Закона, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
К объектам концессионных соглашений, в частности, отнесены объекты коммунального хозяйства (объекты водо-, тепло-, водоотведения, очистки сточных вод (пункт 11 части 1 статьи 4).
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из этого Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Порядок заключения концессионных соглашений урегулирован главой 3 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которой концессионные соглашения заключаются на основании соответствующего решения уполномоченного органа, по общему правилу, путем проведения открытого или закрытого конкурса.
Таким образом, законодателем предусмотрены конкурентные способы заключения данного вида договоров.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения такого концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
Заявитель является победителем конкурса на право заключения концессионных соглашений в соответствии со статьями 21 - 36 ФЗ Закона N 115-ФЗ, результаты конкурса не оспорены в порядке, предусмотренном действующим законодательством, концессионное соглашение подписано заявителем и администрацией Северского сельского поселения, тем самым администрация Краснодарского края нарушает его права, препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности не подписывая соглашение.
Суд первой инстанции согласился с доводами администрации Краснодарского края о необходимости подписания концессионного соглашения послед соблюдения Порядка согласования исполнительными органами государственной власти Краснодарского края концессионных соглашений.
Так, в соответствии с Положением о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1310, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Краснодарского края, проводящим региональную политику в сфере топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики.
В целях определения порядка согласования исполнительными органами государственной власти Краснодарского края концессионных соглашений перед их подписанием главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2019 N 40 "Об утверждении Порядка согласования исполнительными органами государственной власти Краснодарского края концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование Краснодарского края, третьей стороной является Краснодарский край, и о внесении изменений в отдельные постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края" (далее - Порядок).
Согласно п. 1.3 Порядка взаимодействие с муниципальным образованием при подготовке проекта концессионного соглашения, согласование проекта концессионного соглашения, обеспечение согласования проекта концессионного соглашения с органами исполнительной власти Краснодарского края и структурными подразделениями администрации Краснодарского края осуществляет министерство.
Пунктом 1.4 указанного Порядка установлено, что муниципальное образование направляет в министерство проект концессионного соглашения, который подлежит согласованию органами исполнительной власти Краснодарского края и структурными подразделениями администрации Краснодарского края до принятия органом местного самоуправления муниципального образования решения о заключении Концессионного соглашения.
Из представленной министерством информации в администрацию Краснодарского края следует, что министерством письмом от 31.08.2018 N 70.16-08-6877 администрации Северского сельского поселения Северского района представлены замечания в отношении проекта концессионного соглашения. Доработанный проект концессионного соглашения администрацией Северского сельского поселения Северского района в министерство не предоставлялся.
Апелляционный суд соглашается с доводами заявителя апелляционной жалобы о том, что указанный Порядок был разработан после проведения конкурсных процедур.
В тоже время конкурсные процедуры по определению концессионера в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Северского сельского поселения Северского района, действительно, были проведены без согласования с субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия, которые должно включать в себя концессионное соглашения, закреплены статьей 10 Федерального закона N 115-ФЗ.
Кроме того, частью 2 статьи 40 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено дополнительное условие для признания концессионного соглашения, объектом которого являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения муниципального образования, незаключенным - неподписание его субъектом Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению.
Апелляционным судом проанализирован проект концессионного соглашения, представленный в дело администрацией района.
Заявитель настаивает на подписании его в редакции конкурсной документации.
Исходя из анализа положения части 2 статьи 40 Федерального закона N 115-ФЗ, следует, что участие субъекта Российской Федерации в концессионном соглашении необязательно в случае, если муниципалитету переданы полномочия по: 1) по тарифному регулированию; 2) утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; 3) возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций.
Апелляционный суд отмечает, что ст. 1035 ГК РФ, исходя из буквального ее толкования с учетом положений ст. 421 ГК РФ ("Свобода договора"), не предусматривает возможности заключения договора коммерческой концессии в принудительном порядке
В данном случае участие субъекта Российской Федерации в концессионном соглашении обязательно. При этом следует согласиться с позицией ответчика, что в настоящее время заключение концессионного соглашения возможно только путем новой конкурсной процедуры.
В силу указанного отклоняются апелляционным судом и доводы апеллянта о неправомерном уклонении Администрации от заключения концессионного соглашения.
Частью 7 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях установлено, что конкурс по решению концедента объявляется не состоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в тридцатидневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся. В случае если по результатам рассмотрения представленного только одним участником конкурса конкурсного предложения концедентом не было принято решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения, задаток, внесенный этим участником конкурса, возвращается ему в пятнадцатидневный срок со дня истечения указанного тридцатидневного срока. В случае, если по решению концедента конкурс объявлен не состоявшимся либо в результате рассмотрения представленного только одним участником конкурса конкурсного предложения концедентом не принято решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения, решение о заключении концессионного соглашения подлежит отмене или изменению в части срока передачи концессионеру объекта концессионного соглашения и при необходимости в части иных условий концессионного соглашения.
Апелляционный суд путем анализа и оценки доказательств установил, что конкурс на право заключения концессионного соглашения признан несостоявшимся, процедура определения победителя конкурса завершена, протокол N 4 содержит в себе не результат проведения конкурса, а результат рассмотрения предложения единственного участника -.
Учитывая это и положения части 7 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях, не обязывающие организатора конкурса заключать с единственным участником концессионное соглашение в случае признания торгов несостоявшимися, суд апелляционной инстанции не находит бездействие ответчика по неподписанию соглашения незаконным.
Спорный договор не является публичным по смыслу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, не может заключаться в обязательном порядке, понуждение какой-либо стороны к его заключению не допускается в соответствии со статьей 421 названного Кодекса.
Доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению, как противоречащие нормам права.
При таких обстоятельствах иные требования заявителя, как производные от признания бездействия незаконным и понуждения к заключению договора, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Судом первой инстанции принято законное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2021 по делу N А32-24780/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24780/2021
Истец: Иванченко И А
Ответчик: Администрация Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Северского сельского поселения, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Министерство ТЭК и ЖКХ, Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов КК, Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края