город Томск |
|
2 февраля 2022 г. |
Дело N А45-15453/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фроловой Н.Н. |
судей |
|
Дубовика В.С. |
|
|
Кудряшевой Е.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалиной И.Н. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-3613/2009(2)) на определение от 27.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15453/2008 (судья О.Н.Ничегоряева.) о несостоятельности (банкротстве) ЗАО "Новосибирскагропромдорстрой" (630093, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, д. 65, ИНН 5406012091, ОГРН 1025402474239) по заявлению Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения определения Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2009,
В судебном заседании приняли участие:
от Фонда социального страхования Российской Федерации: не явился (извещен),
от иных лиц: не явились (извещены)
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.04.2009 ЗАО "Новосибирскагропромдорстрой" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кугушев Виктор Николаевич.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.02.2010 в отношении должника завершена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2009 суд возложил на Российскую Федерацию за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанность по выплате Лагода Ирине Николаевне за период с ноября 2006 года по октябрь 2009 года (включительно) единовременно 348 024 руб. 06 коп., а начиная с 01.11.2009 обязанность по выплате ежемесячных платежей по возмещению вреда здоровью в виде утраченного заработка в размере 9 667 руб. 35 коп., пожизненно, с последующей индексацией, до момента определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты. Судебный акт вступил в законную силу 14.01.2010.
На основании определения суда выдан исполнительный лист, который направлен в Министерство Российской Федерации для исполнения.
В Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление Министерства финансов Российской Федерации, в котором просит изменить способ и порядок исполнения определения Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2009 по заявлению Лагода Ирины Николаевны по делу N А45- 15453/2008 к Минфину России в части взыскания с Минфина России в пользу Лагоды И.Н. сумм, ежемесячных платежей по возмещению вреда здоровья, заменив Минфин России на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Фонд социального страхования Российской Федерации ( далее -Фонд), в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 N 872.
Определением от 27.10.2021 Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил заявление Министерства финансов Российской Федерации. Изменил порядок и способ исполнения определения Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2009 по делу N А45-15453/2008, возложив обязанность по его исполнению в виде выплаты Лагода Ирине Николаевне ежемесячных платежей по возмещению вреда здоровью в виде утраченного заработка в размере 9 667 руб. 35 коп., пожизненно, с последующей индексацией на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонда социального страхования Российской Федерации, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Указав, что судом первой инстанции не исследован вопрос об общем объеме капитализации повременных платежей в пользу Лагоды И.Н., который должен был быть рассчитан арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника по правилам части 4 статьи 134, статьи 135, части 8 статьи 189.94 Закона о банкротстве. Суд первой инстанции при изменении способа и порядка исполнения определения Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2009 по делу N А45-15453/2008 в нарушение законодательства возложил на Фонд обязанность по индексации капитализированных повременных платежей, выплачиваемых Лагоде И.Н. с учетом уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Новосибирской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что в Министерстве финансов Российской Федерации на исполнении находится исполнительный лист серии АС N 000615993, выданный 01.10.2010 на основании определения Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2009 по делу N 45-15453/2008, принятого по заявлению Лагода И.Н.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения определения от 30.12.2009, указав, что полномочным органом по выплате капитализированных повременных платежей с 01.01.2020 является Фонд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что в настоящее время (с 01.01.2020) постановлением Правительства N 872 утверждены Правила выплаты капитализированных повременных платежей, а также определен орган, осуществляющий функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно статей 6, 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при решении вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки, изменении способа и порядка исполнения судебного акта суд должен учитывать как интересы должника, так и интересы взыскателя, исходя из принципа равенства всех организаций и граждан перед законом и судом и обязанности для исполнения ими судебных актов.
На основании части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ).
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О следует, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Согласно пункту 40 постановления Пленума N 1 если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации, то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Минфина России, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Закона о банкротстве должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
В настоящее время (с 01.01.2020) постановлением Правительства N 872 утверждены Правила выплаты капитализированных повременных платежей, а также определен орган, осуществляющий функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 872 (далее - Правила), финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что с 1 января 2020 года функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к РФ осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, а передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду. С 1 января 2020 года Министерство финансов РФ прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам.
Суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что заявление Министерства финансов Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы подателя жалобы о том, что обязательства ограничены суммой капитализированных повременных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, объем капитализированных платежей исчерпан, и обязательства Российской Федерации перед Лагода И.Н. прекратились, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права и противоречат общим нормам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, статьям 1064, 1085 и 1092 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие сведений о размере исполненных и неисполненных обязательств перед Лагода И.Н. о возложении обязанности выплат в ее пользу не пожизненно, а лишь до достижения 70-летнего возраста, об отсутствии обязанности производить индексацию выплат судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку противоречат статье 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 13 Правил, не соответствуют определению от 30.12.2009.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 27.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15453/2008 оставить без изменений, а апелляционную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражного суда Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.Н. Фролова |
Судьи |
В.С. Дубовик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15453/2008
Должник: ЗАО "Новосибирскагропромдорстрой"
Кредитор: ЗАО "Механизированная колонна "Дорожная техника", ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска, НП "Сибирская межрегиональная саморегулируемач организация арбитражных управляющих", Главному судебному приставу, для Кугушева В.Н., Кугушев В Н, Кугушеву В.Н., Лагода И.Н., МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, НП "Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих", ОАО КБ "АКЦЕПТ", ОАО НК муниципальный банк, Управлению федеральной налоговой службы РФ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО, Федеральный суд Центрального района г. Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4223/09
02.02.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3613/09
20.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4223/2009
05.05.2009 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3613/09
22.04.2009 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-15453/08