г. Чита |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А58-3982/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Алданский район" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2021 года по делу N А58-3982/2021 по заявлению Администрации муниципального образования "Алданский район" (ОГРН 1031400017230, ИНН 1402013393) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401075167, ИНН 1435078879) о признании недействительным представления от 03.03.2021 N 16-20-06/1034 в части пунктов 1 и 2,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Алданский район" (далее - заявитель, Администрация МР "Алданский район" РС (Я) или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (далее также - УФК по Республике Саха (Якутия) или Управление) с заявлением о признании недействительным представления от 03.03.2021 N 16-20-06/1034 в части пунктов 1 и 2.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, по мотивам, изложенным в жалобе.
Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам плановой камеральной проверки, назначенной приказами Управления от 25.11.2020 N 401 "О назначении плановой камеральной проверки в Администрации МО "Алданский район", от 23.12.2020 N 454 "О продлении срока проведения плановой камеральной проверки в Администрации МО "Алданский район", назначенной приказом УФК по РС (Я) от 25.11.2020 N 401", Управлением составлен акт камеральной проверки от 31.12.2020.
Заявителем направлен протокол разногласий от 19.01.2021 N 01-112 "О направлении протокола разногласий".
Управление направило заключение на возражения от 03.03.2021 N 16-20-14/1037.
В рамках контрольного мероприятия объектом контроля были представлены следующие документы, подтверждающие возможность заявителя проверить и выяснить родственные отношения получателя социальной выплаты и продавца жилого помещения:
- сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному образованию "Алданский район", утвержденный Главой МО "Алданский район";
- пакет документов, представленный молодыми семьями в органы местного самоуправления по месту жительства для формирования списка молодых семей участников программы, в соответствии с требованиями Порядка предоставления социальных выплат N 100 для участия в мероприятии Муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы" (в редакции от 18.04.2018 N 335п) (заявление, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи, копия свидетельства о браке, выписку (выписки) из ЕГРН о правах на жилое помещение (жилой дом), договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома, копия кредитного договора (договора займа), справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного дола и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку персональных данных органами местного самоуправления и т.д.);
- свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
- банковские заявки на перечисление средств социальной выплаты; - документы, подтверждающие приобретение жилого помещения или строительства жилого дома (договоры купли-продажи жилья, договоры подряда);
- постановления главы администрации МО "Алданский район" "О финансировании муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы" о перечислении социальных выплат на каждую молодую семью.
Семья Войлошникова А.Д. была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году Приказом Министерства строительства РС (Я) от 19.11.2018 N 354.
30.07.2018 молодой семье Войлошниковых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 30.07.2018 серии МС-18 N 000117 на сумму 489 699,00 рублей в составе: супруг - Войлошников А.Г., 06.04.1986 г.р., супруга - Войлошникова Н.А., 22.12.1994 г.р.
Между банком и семьей Войлошниковых заключен договор банковского счета и открыт банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
По договору купли-продажи квартиры от 31.07.2018 молодая семья Войлошниковых приобрела квартиру общей площадью 40,7 кв.м., расположенную по адресу: Алданский район, город Алдан, улица Гагарина, дом 5, квартира 4, у гражданина Зубова А.Ю., 13.08.1970.
Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру осуществлена 01.08.2018.
06.08.2018 Байкальский банк ПАО Сбербанк направил заявителю заявку на перечисление средств на оплату жилья, приобретаемого по свидетельству, а также копии представленных семьей Войлошниковых документов.
Банковская заявка от 06.08.2020 содержит информацию о получателе средств по договору. Согласно представленной заявке получателем средств по договору является Зубов А.Ю. - отец Войлошниковой Н.А.
27.09.2018 постановлением и.о. главы МО "Алданский район" от 27.09.2018 N 888п социальная выплата семье Войлошниковых перечислена платежным поручением от 18.10.2018 N 660604 на сумму 489 699,00 рублей.
В 2018 году одним из получателей социальной выплаты по указанной программе, в рамках соглашения от 02.08.2018 N ГП/18-МС стала молодая семья Войлошникова А.Д. на общую сумму 489 699,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 203 670,56 рублей, за счет средств государственного бюджета РС (Я) - 17 874,20 рублей и 268 154,24 рублей за счет средств бюджета МО "Алданский район".
Гаврилова Е.С. зарегистрирована и проживает в РС (Я), Алданский район, поселок Лебединый, улица Октябрьская, дом 2А, квартира 4, состав семьи муж Гаврилов Д.А. У Гаврилова Д.А. отсутствует регистрация в Алданском районе РС (Я), согласно паспортным данным гражданин зарегистрирован по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с.Белый Яр, улица Мира, дом 16В, квартира 51. В заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья Гавриловых указала, что супруг Гаврилов Д.А. проживает по указанному адресу в Республике Хакасия. Семья Гавриловой Е.С. была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году на основании приказа Министерства строительства РС (Я) от 19.11.2018 N 403.
На основании указанных документов в 2019 году одним из получателей социальной выплаты по указанной программе, в рамках соглашения от 27.03.2019 N 98603000-1-2019-002 стала также молодая семья Гавриловой Е.С. в сумме 253 764 рублей, из них 122 088,40 рублей - за счет средств федерального бюджета, 10 617,48 рублей за счет средств государственного бюджета РС (Я) и 121 058,12 рублей - за счет средств бюджета МО "Алданский район".
03.03.2021 Управлением вынесено представление N 16-20-06/1034, согласно которому предписано:
устранить бюджетные нарушения, выразившиеся в неправомерном использовании средств социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, путем возврата предоставленных средств федерального бюджета в размере 607 587,45 рублей, в срок до 31.12.2021;
принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, выразившихся в неправомерном использовании средств социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 607 587,45 рублей, в срок до 31.12.2021.
Заявитель, полагая, что представление в части требования о признании неправомерным использование средств социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 325 756, 42 рублей не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого представления правильным, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Администрации могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим представлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.
Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции проверяемого периода предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265).
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля является финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация).
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1).
В силу статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Под камеральными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью, в том числе Федерального казначейства.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение о Федеральном казначействе), Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим, в том числе, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Подпунктом 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2).
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (пункт 3.1).
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое представление вынесено руководителем Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) в пределах предоставленных ему полномочий.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Государственная программа).
Приложением N 5 к Государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета N 1710 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством РС (Я) от 05.02.2018 заключено Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации N 069- 08-2018-089.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий N 999, Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета N 1710 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством РС (Я) от 04.02.2019 заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 069-08-2019-058.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий N 999, Правилами предоставления и распределения субсидии N 1710, Законом РС (Я) от 20.12.2017 1925-З N 1429-V "О государственном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Порядком предоставления социальных выплат N 100, Постановлением Правительства РС (Я) от 03.07.2018 N 203 между Министерством строительства РС (Я) и Администрацией МО "Алданский район" заключено соглашение от 02.08.2018 N 4-ГП/18-МС о предоставлении в 2018 году субсидии из государственного бюджета РС (Я) бюджету МО "Алданский район" в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы РС (Я) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы" (далее - соглашение N 4-ГП/18-МС).
Предметом соглашения N 4-ГП/18-МС является предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2018 году бюджету Администрации МО "Алданский район" субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат (далее - субсидия) в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы РС (Я).
В 2019 году между Министерством строительства РС (Я) и Администрацией МО "Алданский район" заключено соглашение от 27.03.2019 N 98603000-1-2019-001 о предоставлении в 2019 году субсидии из государственного бюджета РС (Я) бюджету МО "Алданский район" в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы РС (Я) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы" (далее соглашение N 98603000-1-2019-001).
Предметом соглашения N 98603000-1-2019-001 является предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2019 году бюджету МО "Алданский район" субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления в целях решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат (далее - субсидия) в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы.
Во исполнение пункта 3.3.3 соглашений между Министерством архитектуры и строительного комплекса РС (Я) и Администрацией МО "Алданский район" РС (Я) в 2018, 2019 году заключены соглашения о предоставлении субсидий из государственного бюджета РС (Я) бюджету МО в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственных программ Российской Федерации и субъекта.
Таким образом, общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, бюджету субъекта составила в 2018 - 2019 годах - 400 919 900 рублей, уровень софинансирования составляет 92 %, соответственно уровень софинансирования из государственного бюджета республики составляет 8%.
Согласно Постановлениям Правительства РС (Я) от 03.07.2017 N 203 и от 22.03.2019 N 46 заявителю было выделено:
в 2018 году всего 23 509 069, 97 рублей, из них за счет средств федерального бюджета 9 777 650,00 рублей (уровень софинансирования 42%), за счет средств госбюджета субъекта 858 090,00 рублей (уровень софинансирования 4%), за счет средств муниципального образования предусмтрено 12 873 329,91 рублей (уровень софинансирования 54%) (сведения к соглашению от 02.08.2018 N 4-ГП/18-МС между субъектом и МО);
в 2019 году всего 13 946 913,45 рублей, из них: размер субсидии из государственного бюджета республики составила 1 115 753, 08 рублей (уровень софинансирования 8 %); размер субсидии из государственного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляемая из федерального бюджета государственному бюджету республики, составила 12 831 160,37 рублей (уровень софинансирования 92%).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена федеральная целевая программа "Жилище на 2015- 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", а также основное мероприятие "Обеспечение жильем молодых семей".
Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование осуществляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (далее - Правила N 1050).
В соответствии с пунктом 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей, в том числе усыновителей, детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в целях обеспечения реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Государственной программы РС (Я) постановлением Правительства РС (Я) от 11.04.2018 N 100 "О мерах по обеспечению жильем молодых семей в РС (Я)" утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РС (Я) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы" согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства РС (Я) N 100 (далее - Порядок предоставления социальных выплат N 100).
Пунктом 2 (1) Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РС (Я) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы", утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 11.01.2018 N 100, установлено, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки, бабушки, внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, полнородных и неполнородных братьев и сестер).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.
Пунктом 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050 установлено, что для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы, утвержденные пунктами 18 и 19 Правил N 1050.
Согласно пункту 21 и пункту 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050 орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050.
Указанное свидетельство выдается органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ, для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья Войлошниковых подала в орган местного самоуправления, заявление о выдаче такого свидетельства и документы, утвержденные пунктами 18 и 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, в том числе и свидетельство о заключении брака, согласно которой девичья фамилия Войлошниковой Н.А. - Зубова.
По договору купли-продажи от 31.07.2018 семья Войлошниковых приобрела квартиру общей площадью 40,7 кв.м., расположенную по адресу: Алдан, улица Гагарина дом 5, квартира 4, у Зубова А.Ю, 13.08.1970 г.р., государственная регистрация перехода права собственности на квартиру осуществлена 01.08.2018. ПАО "Сбербанк" 06.08.2018 направило заявку заявителю, платежным поручением от 18.10.2018 перечислена сумма социальной выплаты 489 699,00 рублей.
Проверкой установлено, что в нарушение требований, установленных пунктом 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, пунктом 2 (1) Порядка предоставления социальных выплат N 100, пунктом 2 (1) Порядка реализации муниципальной подпрограммы, социальная выплата, предоставленная молодой семье Войлошникова А.Г., на общую сумму 489 699,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 203 670,56 рублей, использована на приобретение квартир у близких родственников, а именно у отца Войлошниковой Н.А. - Зубова А.Ю., что подтверждается документами, оформленными приложением N 7 к акту камеральной проверки Администрации МО "Алданский район от 31.12.2020.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявитель, проверив поступившую от банка заявку на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет, а также представленные копии документов, должен был письменно уведомить банк об отказе в перечислении указанных средств.
Соответственно, требования, установленные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, Порядком предоставления социальных выплат N 100 заявителем были нарушены.
Основным условием в соответствии с пунктом 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050 и пунктом 2 (1) Порядка предоставления социальных выплат N 100 установлено, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных (неполнородных братьев и сестер).
Таким образом, заявитель, осуществив перечисление денежных средств на основании банковской заявки и приложенных документов, допустил нарушение пункта 7 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050 и пункта 2 (1) Порядка предоставления социальных выплат N 100.
Вынесение постановления и.о. главы МО "Алданский район" от 27.09.2018 N 888п и перечисление бюджетных средств на банковский счет владельца свидетельства должно быть осуществлено, исходя из пункта 47 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, только после проверки Администрацией соответствия представленных документов Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050 и Порядку N 100.
В связи с чем, довод заявителя о том, что сначала молодой семье выдается свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и только после этого молодая семья самостоятельно осуществляет выбор жилого помещения и заключает договор купли-продажи квартиры, без согласования с органами местного самоуправления правомерно отклонен судом первой инстанции.
Следовательно, использование в качестве социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 203 670,56 рублей является несоответствующим Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, Порядку предоставления социальных выплат N 100.
Заявитель не согласен с выводом Управления о том, что молодая семья Гавриловых фактически не проживала на территории РС (Я), поскольку место регистрации гражданина может отличаться от места постоянного (фактического) проживания.
Ссылаясь на часть 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, на пункт 6 Порядка предоставления социальных выплат N 100, и справку Администрации МО "Поселок Ленинский", в котором указано, что Гаврилова Е.С. зарегистрирована и проживает в пос. Лебединый, Алданского района, улица Октябрьская, дом 2А, квартира 4, состав семьи - муж, Гаврилов Д.А., заявитель указывает на то, что отсутствие регистрации Гаврилова Д.А. на территории РС (Я) не свидетельствует о том, что семья Гавриловых была включена в списки необоснованно.
Вместе с тем в ходе проверки не представлены доказательства подтверждающие факт постоянного (фактического) проживания и регистрация Гаврилова Д.А. на территории РС (Я), фактически зарегистрирован по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с.Белый Яр, улица Мира, дом 16В, квартира 51. В заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты указан этот же адрес.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявитель при проверке заявления о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семьи Гаврилова обязан был установить факт проживания одного из супругов за пределами РС (Я), поскольку проверкой установлено, что супруги фактически проживали и работали в городе Новосибирске, так в справках о доходах за 2019 год формы 2-НДФЛ от 14.11.2019 указано место работы:
Гаврилов Д.А. - ООО "Новосибирскстройкомплект-проект"; Гаврилова Е.С. - АО "ЭННОВА".
В Выписке из ЕГРЮЛ у указанных юридических лиц отсутствуют сведения о филиалах и представительствах, находящихся на территории РС (Я).
Согласно пункту 6 Порядка предоставления социальных выплат N 100 молодая семья должна проживать на территории РС (Я), тем самым не предусмотрено наличие регистрации одного из супругов за пределами РС (Я), в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.
Кроме этого, проверкой установлено, что семья Гавриловых использовала социальную выплату в размере 253 764,00 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 122 085,86 рублей, на приобретение жилого помещения у близких родственников, а именно у родителей Гавриловой Е.С.
При таких обстоятельствах, семья Гавриловых не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 Порядка предоставления социальных выплат N 100.
Довод заявителя о том, что договор купли-продажи покупатель предоставляет в банк, а не в орган местного самоуправления, в связи с чем, у Администрации отсутствовали правовые основания для неосуществления выплаты по полученной от банка заявке, не соответствуют Правилам предоставления социальных выплат N 1050.
Следовательно, использование в качестве социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 122 088,40 рублей является несоответствующим Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат N 1050, Порядку предоставления социальных выплат N 100.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые представление соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования Администрации удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2021 года по делу N А58-3982/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3982/2021
Истец: Администрация муниципального образования "Алданский район"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия)