г. Пермь |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А60-32331/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Чепурченко О.Н.,
судей Герасименко Т.С., Мухаметдиновой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметовой А.М.,
при участии:
лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу кредитора, Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
на определение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2021 года о признании требования ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в размере 25 459,16 руб., подлежащим удовлетворению за счет имущества оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника,
вынесенное в рамках дела N А60-32331/2020 о признании несостоятельной (банкротом) Шириновой Самиры Фамиль Кызы (ИНН 661306646119),
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2020 заявление Шириновой Самиры Фамиль Кызы о признании ее несостоятельной (банкротом) принято к производству, возбуждено дело о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2020 Ширинова Самира Фамиль Кызы (должник) признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина-должника. Финансовым управляющим для участия в процедуре реализации имущества утвержден Ульянов Илья Владимирович, член Саморегулируемой организации ассоциации арбитражных управляющих "Синергия".
Назначено судебное заседание по рассмотрению отчета о результатах реализации имущества гражданина.
Судебное заседание по рассмотрению дела о банкротстве (отчета финансового управляющего о результатах процедуры реализации имущества) неоднократно откладывалось, процедура реализации имущества в отношении должника Шириновой Самиры Фамиль Кызы - продлевалась.
21 июня 2021 года в арбитражный суд поступило заявление ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 25 459,16 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2021 года суд признал требование ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в размере 25 459,16 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника Шириновой Самиры Фамиль Кызы.
Не согласившись с вынесенным определением, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, включить заявленное требование в реестр требований кредиторов должника в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что для кредиторов, являвшихся взыскателями по исполнительному производству, предусмотрен особый порядок исчисления срока для их предъявления в рамках дела о банкротстве - связывается не с публикацией официального сообщения о признании должника банкротом, а с направлением в их адрес арбитражным управляющим сообщения о получении им исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя и необходимости для кредитора обратиться в арбитражный суд с заявлением о включении в состав реестра требований кредиторов должника, признанного банкротом; ссылается на то, что заявителю финансовым управляющим не направлялось заявление о признании должника банкротом, сообщение о получении судебных приказов от судебного пристава-исполнителя; суд вопрос уведомления взыскателя не проверял, в связи с чем апеллянт полагает, что оснований для отказа во включении требования в размере 25 459,16 руб. в реестр требований кредиторов должника, у суда первой инстанции не имелось.
Определением апелляционного суда от 06.09.2021 апелляционная жалоба ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 27.10.2021.
Определением от 25.10.2021 производство по апелляционной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации приостановлено в связи с объявлением 25.11.2021-03.11.2021 нерабочими днями.
Определением от 06.12.2021 апелляционным судом назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе и проведения судебного разбирательства на 01.02.2022.
До начала судебного заседания от финансового управляющего Ульянова И.В. и должника поступили письменные отзывы, в которых указанные лица просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу от иных лиц, участвующих в деле не поступило.
Финансовым управляющим Ульяновым И.В. направлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В связи с устранением обстоятельств повлекших приостановление производство по апелляционной жалобе, протокольным определением от 01.02.2022 производство по рассмотрению апелляционной жалобы возобновлено.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что в силу положений статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, судебными приказами от 09.10.2020 мирового судьи судебного участка N 3 Камышловского района Свердловской области с должника в пользу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации взысканы задолженности в размере 1 824,91 руб. (судебный приказ по делу N 2-3443/2020), а также в размере 23 634,25 руб. (судебный приказ по делу N 2-3442/2020); общая сумма задолженности составляет 25 459,16 руб.
Указанные судебные приказы вступили в законную силу 11.11.2020.
Поскольку задолженность, установленная вышеуказанными судебными приказами, возникла до принятия заявления о признании должника банкротом, документально подтверждена и должником не погашена, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 25 459,16 руб.
Установив, что требованием ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации подано в арбитражный суд посредством сервиса электронной подачи документов "Мой арбитр" 21.06.2021, то есть после закрытия (сведения о введении в отношении должника процедуры реализации опубликованы в газете "Коммерсантъ" 26.09.2020), ходатайство о восстановлении пропущенного срока на предъявление требования и обоснования пропуска двухмесячного срока заявителем не представлено, суд первой инстанции признал требование в заявленном размере обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника Шириновой Самиры Фамиль Кызы.
Исследовав материалы дела в порядке ст. 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 4 ст. 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закон о банкротстве), в ходе процедуры реализации имущества гражданина, требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 3-5 ст. 71 и пунктов 3-5 ст. 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как указывалось ранее, заявленные ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации требования в размере 25 459,16 руб. установлены вступившими в законную силу судебными приказами от 09.10.2020 по делам N 2-3443/2020, N 2-3442/2020 выданными мировым судьей судебного участка N 3 Камышловского района Свердловской области.
В силу ст. 69 АПК РФ установленные указанными судебными приказами обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и доказыванию вновь не подлежат.
Доказательств отсутствия у должника задолженности либо наличия задолженности в меньшем размере, чем заявлено ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у должника перед ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации неисполненных денежных обязательств в общей сумме 25 459,16 руб.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", по смыслу п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве).
В соответствии п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае возбуждения дела о банкротстве, судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве. При этом, поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим.
Таким образом, для кредиторов, являвшимися взыскателями по исполнительному производству, предусмотрен особый порядок исчисления срока для их предъявления в рамках дела о банкротстве. Начало течения вышеуказанного двухмесячного срока связывается не с публикацией официального сообщения о признании должника банкротом, а с направлением в их адрес арбитражным управляющим сообщения о получении им исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя и необходимости для кредитора обратиться в арбитражный суд с заявлением о включении в состав реестра требований кредиторов должника, признанного банкротом.
Доказательств направления и получения финансовым управляющим должника исполнительных документов и постановлений об окончании исполнительного производства в материалы дела не представлено.
Соответственно, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации как взыскатель по исполнительным производствам о получении финансовым управляющим исполнительных листов и о необходимости заявления требования в рамках дела о банкротстве должника не уведомлялся.
Учитывая дату окончания исполнительных производств N N 47655/21/66030-ИП, 47653/21/66030-ИП, возбужденных на основании указанных ранее судебных приказов - 01.06.2021, в связи с признанием должника банкротом, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по объективным причинам не могло обратиться в арбитражный суд с рассматриваемым требованием ранее даты получения постановлений судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае срок на предъявление кредитором как взыскателем по исполнительному производству требования к должнику в деле о банкротстве не мог начать течь ранее июня 2021 года.
Поскольку, как указывалось выше, требование подано заявителем 21.06.2021, оснований для вывода о пропуске им срока на предъявление требования у суда первой инстанции не имелось.
Заявленное требование суду первой инстанции следовало признать обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Указание суда первой инстанции на то, что определением Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2020 требования ФГУП "Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации" включены в реестр требований кредиторов должника в составе требований третьей очереди в размере 3 734 172,79 руб., правового значения для разрешения настоящего обособленного спора не имело, поскольку заявителем рассматриваемого требования являлось иное лицо - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, принимая во внимание, что определением арбитражного суда от 17.08.2021 процедура реализации имущества должника Шириновой Самиры Фамиль Кызы завершена, должник освобожден от исполнения обязательств, возможность включения заявленного ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации требования в размере 25 459,16 руб. в реестр требований кредиторов должника у суда апелляционной инстанции отсутствует.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в случае обнаружения имущества Шириновой Самиры Фамиль Кызы после завершения процедуры реализации имущества, не выявленного в ходе процедур банкротства, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации вправе обратиться с заявлением о пересмотре обжалуемого судебного акта в порядке ст. 311 АПК РФ.
Наименование кредитора, неверно указанное судом первой инстанции, возможно исправить в порядке статьи 179 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены обжалуемого определения от 04.08.2021, судом апелляционной инстанции не установлено.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
При подаче апелляционной жалобы на обжалуемое определение уплата государственной пошлины налоговым законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2021 года по делу N А60-32331/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Н. Чепурченко |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32331/2020
Должник: Ширинова Самира Фамиль, Ширинова Самира Фамиль кызы
Кредитор: ЗАО ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО СБЕРБАНК РОССИИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная ИФНС России N 19 по Свердловской оласти, Ульянов Илья Владимирович, ФГБУ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГУП ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Территориально отраслевой исполнительный орган государственной власти СО - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения СО по г. Камышлову и Камышловскому району, Ширинов Сеймур Рафаил Оглы, АНО САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СИНЕРГИЯ, ПАО "ВТБ" до "Камышловский"