г. Ессентуки |
|
1 февраля 2022 г. |
Дело N А20-1045/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайличенко Е.В., при участии от Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.11.2021 по делу N А20-1045/2021 (в составе судьи Маировой А.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мамбетову Замиру Мусовичу (далее - Предприниматель), в котором просит: расторгнуть соглашение от 26.05.2020 N 2605/67, заключенное между Министерством и Предпринимателем; взыскать сумму предоставленной субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике в размере 426915,65р в пользу Министерства.
Определением суда от 06.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата КБР.
Решением суда от 15.11.2021 в удовлетворении исковых требований Министерства отказано. Судебный акт мотивирован исполнением Предпринимателем обязательств, предусмотренных соглашением от 26.05.2020 N 2605/67.
Не согласившись с решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением от 18.01.2022 удовлетворено ходатайство Министерства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Предприниматель и Контрольно-счетная палата КБР явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами от 06.04.2020 N 65-ПП. К заявлению был приложен необходимый пакет документов.
По результатам рассмотрения данного заявления между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства от 26.05.2020 N 2605/67 (далее - соглашение)
Во исполнение условий соглашения Министерство перечислило на расчетный счет Предпринимателя 426915,65р (платежные поручения от 27.05.2020 N 32566 и N 32419).
Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства".
По результатам контрольных мероприятий Министерству выдано представление от 10.11.2020 N 01-03/485. В пункте 4 представления указано, что в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерством в проверяемом периоде допущено ненадлежащее исполнение полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части проведения проверок соблюдения условий, установленных при предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Так, в проверяемом периоде из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики предоставлены субсидии, в том числе Предпринимателю, которые произвели посев семенами сельскохозяйственных культур, сорта и гибриды которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Северо-Кавказскому региону допуска. Министерству предложено принять меры по выполнению бюджетных полномочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения соблюдения Предпринимателем условий, установленных при предоставлении им субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Министерством в адрес Предпринимателя направлена претензия от 15.12.2020 N 21-04-2-07/5791 с предложением в течение 60 календарных дней добровольно осуществить возврат суммы предоставленных субсидий в размере 426915,65р и расторгнуть соглашение о предоставлении субсидий от 26.05.2020 N 2605/67.
Предпринимателем претензия Министерства оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно п. 3.1. ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 N 65-ПП, утверждены Правила предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Правила).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Министерства, указал, что Предприниматель направил в Министерство заявление на получение субсидии с приложением пакета документов, в том числе в отношении семян сельскохозяйственных культур, которые предполагались к посеву. По результатам рассмотрения заявления Предприниматель был включен в списки получателей субсидий. Полученные субсидии использованы Предпринимателем в соответствии с соглашением от 26.05.2020 N 2605/67 и документами, приложенными к заявлению на получение субсидии. Доказательства неисполнения Предпринимателем обязательств, предусмотренных соглашением от 26.05.2020 N 2605/67, в материалы дела не представлены. Также не представлены доказательства установления факта представления Предпринимателем ложных сведений.
Не приняв доводы Министерства, суд первой инстанции указал, что полученная Предпринимателем субсидия была им использована в соответствии с соглашением. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В пункте 8 Правил перечислены условия предоставления субсидии, одним из которых является использование семян, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска, при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствует ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 58472-2019, для овощных культур - ГОСТ 32592-2013, ГОСТ Р 30106-94, для картофеля ГОСТ 33996-2016.
В нарушении абзаца восьмого подпункта "д", а также абзаца четвертого подпункта "ж" пункта 8 Правил, Предпринимателем произведен посев семенами кукурузы, сорта и гибриды которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Северо-Кавказскому региону допуска. Сорт "ДКС 4541", посеянный Предпринимателем допущен к использованию в регионе допуска - Нижневольский округ.
В соответствии с Государственным реестром селекционных достижений семена должны быть высеяны в строгом соответствии с регионом допуска, (номер световой зоны для сортов защищенного грунта), в котором сорт допущен к использованию.
Таким образом, Предприниматель нарушил условия предоставления субсидий, указанные в пункте 8 Правил.
При таких обстоятельствах, у Министерства имелись основания для расторжения соглашения и возврата субсидии в связи с несоблюдением Обществом условий предоставления субсидий, установленных Правилами.
Также, в соответствии с разделом вторым соглашения, Предприниматель должен выполнять ряд возложенных на него обязательств, в том числе представлять в Министерство до 15 декабря года предоставления субсидии отчет о выполнении показателей результативности использования субсидий и отчеты о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей - по форме и в срок, установленные Министерством сельского хозяйства РФ. Однако отчеты в Министерство в установленном порядке Предпринимателем не предоставлялись, что является нарушением обязательств в соответствии с соглашением.
Предоставление субсидии в заявленном размере урегулировано нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Процедура предоставления субсидии носит заявительный характер. Заявитель самостоятельно определяет собственные затраты, требующие по его мнению возмещения. Претендент на получение субсидии обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, с приложением пакета документов, определенного нормативным правовым актом. Юридическое лицо на добровольной основе принимает решение о подаче заявления на получение субсидии, тем самым соглашаясь с условиями его предоставления. Поскольку представленные Предпринимателем документы по своему содержанию не соответствовали, установленным требованиям, у Министерства отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления Предпринимателя на получение субсидии на посев семян не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Северо-Кавказскому региону.
Апелляционным судом принимается довод Министерства о том, что субсидия получена Предпринимателем незаконно, в связи с несоответствием представленных в пакете документов на получение субсидии документов несоответствующих требованиям Правил.
Условия предоставления и возврата субсидий предусмотрены Правилами N 65-ПП. В соответствии с пунктом 13 Правил представленные заявителем документы рассматриваются Министерством в порядке очередности в течение 20 рабочих дней со дня окончания срока приема документов. В течение 20 рабочих дней после окончания приема документов приказом Министерства утверждаются: а) списки получателей субсидий - в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на соответствующие цели в текущем финансовом году, при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил; б) списки заявителей, которым отказывается в предоставлении субсидий - при наличии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил (пункт 14 Правил). Пунктом 28 Правил предусмотрено, что субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в случаях: неисполнения условий предоставления субсидий и неисполнения обязательств, предусмотренных соглашением; установления факта представления ложных сведений. Согласно пункту 29 Правил в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в частичном либо полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министерство в течение 10 календарных дней со дня выявления факта нарушения или получения акта проверки либо иного документа, отражающего результаты проверки, направляет получателю субсидий требование о возврате субсидий, содержащее сумму истребуемых средств и банковские реквизиты для их перечисления в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Получатель субсидий производит возврат субсидий в течение 60 календарных дней со дня получения от Министерства требования о возврате субсидий.
Нарушение условий предоставления субсидии в результате каких-либо причин, в том числе ошибки при предоставлении, не означает правомерность предоставления денежных средств и их использования получателем, а также не означает, что предоставленные денежные средства не подлежат возврату.
Учитывая ненадлежащее исполнение условий предоставления Предпринимателю субсидии, а также условий соглашения в части предоставления отчета о выполнении показателей результативности использования субсидий, отчета о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, заявленные Министерством требования подлежат удовлетворению. Факт несоответствия представленных Предпринимателем документов к заявлению на получение субсидии подтверждается представлением Контрольно-счетной палаты КБР и Предпринимателем не опровергнут.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований Министерства, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.11.2021 по делу N А20-1045/2021 отменить, исковые требования удовлетворить. Расторгнуть соглашение, заключенное между Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ИП Мамбетовым Замиром Мусовичем (с.Светловодское, ОГРНИП 305070223500023, ИНН 070204564433) от 26.05.2020 N 2605/67 и взыскать с ИП Мамбетова Замира Мусовича сумму предоставленной субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике в размере 426915,65р в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1045/2021
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: Мамбетов З.М.
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Кабардино-Балкарской Республики, Контрольно-счетная палата КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд