город Омск |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А46-11186/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13783/2021) индивидуального предпринимателя Яковенко Александра Александровича на решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2021 по делу N А46-11186/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Яковенко Александра Александровича (ИНН 550708717009, ОГРНИП 319554300061155) к Администрации Советского административного округа г. Омска (ИНН 5502040895, ОГРН 1025500536962, адрес: 644033, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, д. 107) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 18.03.2021 исх-АСАО/N17504,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Яковенко Александра Александровича - Щекотов Дмитрий Юрьевич по доверенности от 27.12.2021 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Яковенко Александр Александрович (далее - ИП Яковенко А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Советского административного округа г. Омска (далее - Администрация САО г. Омска, Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в продлении договоров от 29.10.2015 N N 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов (далее также НТО) без проведения аукционов и торгов, обязании в 30-тидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта направить предпринимателю предложение о продлении договоров от 29.10.2015 NN 124-С, 123-С без проведения аукционов и торгов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.10.2021 по делу N А46-11186/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на наличии у предпринимателя права на продление договора по землепользованию без проведения торгов и аукционов сроком на три года, основываясь, в том числе, на положениях распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р. По мнению апеллянта, судебные акты по делу N А46-15310/2020 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Администрация САО г. Омска, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайство об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.10.2015 между Администрацией САО г. Омска и ИП Яковенко А.А. заключены договоры N N 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории САО г. Омска.
Предметом данных договоров является предоставление мест под размещение нестационарных торговых объектов по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 7 сроком на 5 (пять) лет с момента подписания договоров с целью осуществления на данных местах торговой деятельности - специализированной торговли.
Согласно положениям вышеуказанных договоров срок предоставления мест под размещение нестационарных торговых объектов истек 29.10.2020.
ИП Яковенко А.А. обратился в Администрацию САО г. Омска с заявлением о продлении срока действия договоров от 29.10.2015 N N 124-С, 123-С.
Администрацией САО г. Омска письмом от 10.08.2020 отказано предпринимателю в удовлетворении его заявления.
Полагая, что отказ Администрации САО г. Омска является незаконным, ИП Яковенко А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в продлении сроков действия договоров аренды земельных участков от 29.10.2015 N N 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории САО г. Омска; обязании продлить действие договоров с ИП Яковенко А.А. N от 29.10.2015 NN 124-С, 123-С сроком на три года.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.11.2020 по делу N А46- 15310/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2021, в удовлетворении требований заявителя отказано.
ИП Яковенко А.А. 24.02.2021 вновь обратился в Администрацию САО г. Омска с заявлением, в котором, сославшись на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, просил продлить срок действия договоров аренды от 29.10.2015 NN 124-С, 123-С.
Администрация САО г. Омска письмом 18.03.2021 ИСХ-АСАО/17-504 отказала ИП Яковенко А.А. в удовлетворении его заявления.
Полагая, что отказ Администрации САО г. Омска в продлении сроков действия договоров от 29.10.2015 N N 124-С, 123-С не соответствуют закону, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ИП Яковенко А.А. в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
11.10.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п (в редакции, действовавшей на дату отказа) право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией "печатная продукция", а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 настоящего Порядка.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска (далее - Порядок предоставления компенсационного места) согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях:
1) если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) если нестационарный торговый объект попадает в зону проведения работ по ремонту, реконструкции, строительства линейных объектов, благоустройства территорий, строительства капитальных объектов, повлекших необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
3) если торгово-остановочный комплекс, владелец которого имеет действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, в отношении которого департаментом транспорта Администрации города Омска принимается решение о переносе места остановки пассажирского транспорта для посадки - высадки пассажиров на отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта (подтверждается соответствующим актом, приказом);
4) если торгово-остановочный комплекс, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, где фактическое количество пассажиров, ожидающих пассажирский транспорт на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, не превышает 100 человек за сутки в расчете на каждый из установленных торгово-остановочных комплексов (расчеты выполняются департаментом транспорта Администрации города Омска натурным обследованием или с применением технических средств фото-видеофиксации).
Согласно пункту 27 Порядка N 1812-п на территориях, прилегающих к объектам общественного питания в местах, установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов, правообладатели объектов общественного питания имеют право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта - веранды - без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Подпунктом 4 пункта 36 настоящего Порядка N 1812-п предусмотрено, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в случае необходимости предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона или конкурса имеют лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Как указано выше, 29.10.2015 между Администрацией САО г. Омска и ИП Яковенко А.А. сроком на 5 (пять) лет заключены договоры N N 124-С, 123-С на размещение нестационарных торговых объектов по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 7 согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории САО г. Омска. Срок предоставления мест под размещение НТО истек 29.10.2020.
ИП Яковенко А.А. обратился в Администрацию САО г. Омска с заявлением о продлении срока действия договоров от 29.10.2015 N N 124-С, 123-С. Администрацией письмом от 10.08.2020 отказано в удовлетворении его заявления.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.11.2020 по делу N А46- 15310/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2021, в удовлетворении требований заявителя о продлении сроков действия договоров аренды земельных участков от 29.10.2015 N N 124-С, 123-С отказано.
ИП Яковенко А.А. 24.02.2021 вновь обратился в Администрацию САО г, Омска с заявлением, в котором, сославшись на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, просил продлить срок действия договоров аренды от 29.10.2015 NN 124-С, 123-С. Администрация письмом 18.03.2021 ИСХ-АСАО/17-504 отказала ИП Яковенко А.А. в удовлетворении его заявления.
Между тем распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, не является основанием для продления действия вышеназванных договор, исходя из следующего.
Пунктом 2 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты.
В настоящий момент на территории Омской области и г. Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2021 по делу N А46-11186/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11186/2021
Истец: ИП ЯКОВЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: Администрация Советского административного округа города Омска