г. Пермь |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А60-6681/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 02 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Гребенкиной Н.А., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ООО "РЖД"): Яковлева А.Н. (паспорт, доверенность от 03.02.2021),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛЕС" (ООО "ЭКОЛЕС"): Шимолиной А.В. (паспорт, доверенность от 30.12.2021)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - ООО "ЭКОЛЕС"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2021 года
по делу N А60-6681/2021
по иску ООО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ООО "ЭКОЛЕС" (ИНН 6620008730, ОГРН 1026601301210)
об урегулировании разногласий по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "ЭКОЛЕС" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при исполнении договора N 5/33 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 14.02.2018, путём внесения изменения в абзац 2 пункта 17 договора, изложив его в редакции: "Вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за установленным договором предшествующий период, устанавливается ежесуточно в размере ставки по группе 3 таблицы N 8 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учётом повышающих коэффициентов к действующим ставкам", и распространив его действие на отношения сторон, возникших с 01.01.2021 (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2021 года (судья Г.В. Марьинских) исковые требования удовлетворены. Урегулированы разногласия, возникшие при исполнении договора N 5/33 от 14.02.2018 путём внесения изменения в абзац 2 пункта 17 договора.
Прекращено производство по встречному иску ООО "ЭКОЛЕС".
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик считает, что довод о том, изменение подъездной группы по итогам года влечёт обязательное внесение изменений в договор, не соответствует обстоятельствам дела, а также нормам права, регламентирующим вопросы изменения или расторжения договора, ссылаясь на то, что приведённые в исковом заявлении данные об изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "ЭКОЛЕС", не означают изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожного пути необщего пользования и не являются, согласно статье 64 УЖДТ и пункта 2.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, основанием для внесения изменений в условия договора. По мнению ответчика, исходя из буквального толкования содержания спорного пункта договора и с учётом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 17 договора устанавливает лишь возможность изменения ставки сборов за подачу и уборку вагонов в рамках избранного порядка оплаты. Данное условие предусматривает возможность изменения условий договора путём выбора ставок сборов, установленных в таблице N 8 Тарифного руководства N 3. Однако с подобным предложением ООО "РЖД" к ООО "ЭКОЛЕС" не обращалось. Ответчик полагает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о наличии условий для внесения изменений в пункт 17 договора в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ. Отмечает, что сторонами уже урегулирован предмет спора путём внесения изменений в пункт 17 договора в редакции дополнительного соглашения от 09.08.2021, а также взаимодействуя в рамках исполнения обязательств по договору в части встречного исполнения по оплате сборов за подачу и уборку вагонов на существующих условиях договора. Данные обстоятельства необоснованно были отклонены судом при вынесении решения. Законных оснований для распространения согласованных положений пункта 17 договора на отношения сторон, возникших с 01.01.2021, не имеется в силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ. Кроме того, ответчик считает, что судом первой инстанции неправомерно принято уточнение исковых требований.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве, против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭКОЛЕС" является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути N 5 станции Баранчинская Свердловской железной дороги стрелочным переводом N 16. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 647,5 метров, в том числе принадлежащая Перевозчику (владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) 141,5 метров. Длина железнодорожного пути необщего пользования, используемая для подачи и уборки вагонов, принадлежащая Перевозчику (владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) составляет 96,5 метров.
ООО "РЖД" (перевозчик) и ООО "ЭКОЛЕС" (владелец) заключён и действует договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 5/33 от 14.02.2018. Срок действия договора установлен с 01.03.2018 по 28.02.2023.
В соответствии с пунктом 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 вариант оплаты ставки сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из планируемого владельцем количества поданных и убранных вагонов, устанавливается за каждый выход локомотива перевозчика по таблице N 11 части 1 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат к сборам 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учётом повышающих коэффициентов к действующим ставкам.
Кроме того, пунктом 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 предусмотрено, что в течение срока действия договора производится расчёт количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (за первый неполный календарный год - в период с 01 марта по 31 декабря включительно, в последствии за каждый полный календарный год - в период с 01 января по 31 декабря включительно). Если среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составляет более 1,5 вагонов в сутки, вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов устанавливается ежесуточно независимо от выхода локомотива по группе железнодорожного пути необщего пользования. Сторонами в обязательном порядке вносятся изменения в договор.
По итогам работы за 2020 год была определена 3 группа подъездного пути ООО "ЭКОЛЕС" (подано/ убрано 572 вагона/ 366 дней = 1,56 ваг/сут.), в связи с чем, перевозчиком было подготовлено дополнительное соглашение N 5 от 01.01.2021 о внесении изменений в пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018.
Согласно дополнительному соглашению N 5 от 01.01.2021 пункт 17 договора предлагалось изложить в следующей редакции: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, принимается 1,49 км в оба конца.
Вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, за установленным договором, предшествующий период, устанавливается ежесуточно в размере ставки по группе 3 таблицы N 8 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учётом повышающих коэффициентов к действующим ставкам.
В течение срока действия договора производится расчёт количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (в период с 01 января по 31 декабря включительно). При изменении количества поданных и убранных вагонов группа железнодорожного пути необщего пользования и вариант оплаты ставки сбора за подачу и уборку вагонов изменяются перевозчиком, по требованию одной из сторон, за предыдущий календарный годовой период без заключения дополнительного соглашения путём направления письменного уведомления Владельцу".
Данное дополнительно соглашение направлено в адрес ответчика для подписания 22.01.2021 (исх.N 16/СВР АФТО-4).
Сторонами в пункте 21 договора N 5/33 от 14.02.2018 предусмотрено, что изменения и дополнения условий договора производятся в порядке и в сроки, установленные Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путем необщего пользования.
Расторжение договора и изменение его условий может иметь место по соглашению сторон, а при наличии спора - по решению Арбитражного суда Свердловской области (пункт 22 договора).
Обращаясь в арбитражный суд (учётом уточнения) о внесении изменений в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а именно, о внесении изменения в абзац 2 пункта 17 договора с изложением его в редакции: "Вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за установленным договором предшествующий период, устанавливается ежесуточно в размере ставки по группе 3 таблицы N 8 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учётом повышающих коэффициентов к действующим ставкам" и распространив его действие на отношения сторон, возникших с 01.01.2021, истец ссылается на условия договора N 5/33 от 14.02.2018, предусматривающего расчёт в течение срока действия договора, количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (за первый неполный календарный год - в период с 01 марта по 31 декабря включительно, в последствии за каждый полный календарный год - в период с 01 января по 31 декабря включительно). Если среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составляет более 1,5 вагонов в сутки, вариант
оплаты сбора за подачу и уборку вагонов устанавливается ежесуточно независимо от выхода локомотива по группе железнодорожного пути необщего пользования. Сторонами в обязательном порядке вносятся изменения в договор (пункт 17 договора в редакции, действовавшей до 01.09.2021).
Суд первой инстанции, установив, что изменение группы подъездного пути подтверждено материалами дела, с учётом того, что в части требований истца об изменении абзаца 2 пункта 17 договора с 01.01.2021, согласован пересмотр варианта оплаты именно с начала года, следующего за годом, по итогам работы в котором изменилась группа подъездного пути, признал требования истца о внесении изменений в договор в указанной части и распространение условий пункта 17 с 01.01.2021 обоснованными и удовлетворил их.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Сторонами согласован вариант оплаты ставки сбора за подачу и уборку вагонов, исходя из планируемого владельцем количества поданных и убранных вагонов, устанавливается за каждый выход локомотива перевозчика по таблице N 11 части 1 пункта 2.7 с увеличением на коэффициент доплат к сборам 1,05 согласно таблице N 13 пункта 2.8 Тарифного руководства N 3 и с учётом повышающих коэффициентов к действующим ставкам (пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 в действующей редакции).
В соответствии с абзацем 4 статьи 64 УЖТ РФ договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.
Пунктом 21 договора N 5/33 от 14.02.2018 также предусмотрено, что изменения и дополнения условий договора производятся в порядке и в сроки, установленные Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путём необщего пользования.
Расторжение договора и изменение его условий может иметь место по соглашению сторон, а при наличии спора - по решению Арбитражного суда Свердловской области (пункт 22 договора).
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Указанные сборы, в том числе за подачу и уборку вагонов, применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.
Пунктом 2.7 Тарифного руководства N 3 установлен сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с таблицей N 8 подпункта 2.7.1 Тарифного руководства N 3, сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов: в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге; за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путём по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
В силу подпункта 2.7.5 Тарифного руководства N 3 группа подъездного пути определяется в зависимости от количества поданных и убранных вагонов по таблице N 8 или таблице N 9 настоящего Тарифного руководства.
Из таблицы N 8 следует, что при среднесуточном числе поданных и убранных вагонов от 1,5 до 2,5 установлена 3 группа подъездного пути.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 142 "О порядке взимания сбора за подачу и уборку вагонов с владельцев железнодорожных путей необщего пользования" указано, что определяющим фактором для исчисления сбора является расчетный период, который устанавливается в договоре по соглашению сторон: год, декада, сутки (пункт 2.7.5 Тарифного руководства N 3) абзац 7). В случае если стороны установили расчетный период применительно к истекшему периоду отношений (например, к истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем году (абзац 8). Тарифное руководство N3 позволяет сторонам договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведенных работ или плату, имеющую абонентский характер (абзац 10). Судам следует иметь в виду, что, установив в договоре условие об оплате работы локомотивов по подаче, уборке вагонов согласно среднесуточному числу поданных и убранных вагонов в истекшем периоде, стороны тем самым согласовали схему оплаты не каждого разового факта осуществления работы (выхода локомотива), а оплату за соответствующий период осуществления железной дорогой работ по подаче и уборке вагонов (абзац 11).
Возможность изменения платы предусмотрена договором.
Так, пунктом 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 предусмотрено, что в течение срока действия договора производится расчёт количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за предыдущий календарный год (за первый неполный календарный год - в период с 01 марта по 31 декабря включительно, в последствии за каждый полный календарный год - в период с 01 января по 31 декабря включительно). Если среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составляет более 1,5 вагонов в сутки, вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов устанавливается ежесуточно независимо от выхода локомотива по группе железнодорожного пути необщего пользования. Сторонами в обязательном порядке вносятся изменения в договор.
По итогам работы за 2020 год была определена 3 группа подъездного пути ООО "ЭКОЛЕС" (подано/ убрано 572 вагона/ 366 дней = 1,56 ваг/сут.).
Перевозчиком было подготовлено дополнительное соглашение N 5 от 01.01.2021 о внесении изменений в пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018.
Данное дополнительно соглашение направлено в адрес ответчика для подписания 22.01.2021 (исх.N 16/СВР АФТО-4).
Памятками приёмосдатчика на подачу подтверждается, подача/уборка 1,56 вагона в сутки, что соответствует 3 группе подъездного пути, что.
Ответчиком, иные сведения в материалы дела не представлены (статья 65 АПК РФ).
Изменение группы подъездного пути по итогам года влечёт обязательное внесение изменений в договор (пункт 17 договора N 5/33 от 14.02.2018 в редакции до 01.09.2021).
Учитывая, что изменение группы подъездного пути подтверждено материалами дела, требования истца о внесении изменений в договор в указанной части признаны правомерно судом первой инстанции обоснованными.
Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 309, 310, 422, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 64 УЖТ, пункт 2.7.5 Тарифного руководства N 3, условия договора N 5/33 от 14.02.2018, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факт изменения группы подъездного пути дела, с учётом того, что сторонами согласован пересмотр варианта оплаты именно с начала года, следующего за годом, по итогам работы в котором изменилась группа подъездного пути, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск, урегулировав разногласия, возникшие при исполнении договора N 5/33 от 14.02.2018 путём внесения изменения в абзац 2 пункта 17 договора.
Доводы, приведённые заявителем в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как несостоятельные, все они сводятся к иному, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2021 года по делу N А60-6681/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6681/2021
Истец: ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Ответчик: ООО ЭКОЛЕС