г. Пермь |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А60-40439/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
с участием представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" Пугачевой О.В. по доверенности от 25.12.2019 с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел";
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 сентября 2021 года
по делу N А60-40439/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания от 11.06.2021 N 29-22-41-166,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) о признании недействительным предписания от 11.06.2021 N 29-22-41-166.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель в жалобе указывает, что стены жилого дома, так и подвалы, где расположены приборы учета, относятся к общему имуществу собственников. Границей балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения и эксплуатационной ответственности сторон как в случае отсутствия многоквартирных приборов учета, так и при их наличии, является внешняя стена многоквартирного дома. За имущество, не находящееся на балансе ресурсоснабжающей организации, последнее никакой ответственности несет. Поэтому ресурсоснабжающая организация отвечает за качество подаваемых ресурсов только до границы своей ответственности (стены дома) или до места установки прибора учета. ПАО "Т Плюс" не согласно с выводом суда первой инстанции, о том, что оно является исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение". ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем коммунальной услуги. Следовательно, предписание N 29-22-41-166 от 11.06.2021, выданное обеспечить соответствие температуры горячей воды не ниже +60 °С и не выше +75 °С в точке водоразбора в ванной комнате конкретной квартиры, является незаконным и не обоснованным. ПАО "Т Плюс" не отвечает за качество горячей воды в жилом помещении.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Департамент в письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом 11.06.2021 в отношении ПАО "Т плюс" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям, проживающим по адресу: г. Первоуральск, ул. Розы Люксембург, д. 14, в ходе которой установлено, что обществом не обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора установленному нормативу не ниже + 60 °С, а именно: температура горячей воды на вводе в дом составила +43,8 °С (выполнен слив воды перед замером в течение 10 минут); в квартире N 4 в точке водоразбора в ванной комнате температура горячей воды составила +39,2 °С (выполнен слив воды перед замером в течение 3 минут). Замеры произведены термометром цифровым Testo 1045-Т1, регистрационный номер 50955-12, заводской (серийный) номер 41604592/209, свидетельство о поверке N 1352748 действительно до 15.10.2021.
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.06.2021 N 29-22-40-166 и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 11.06.2021 N 29-22-41-166, в соответствии с которым Департамент обязал общество обеспечить соответствие температуры горячей воды не ниже + 60 °С и не выше + 75 °С в точке водоразбора в ванной комнате квартиры N 4 многоквартирного дома N 14 по ул.Р.Люксембург, г. Первоуральск.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем вышеуказанных норм жилищного законодательства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1, 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354:
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме;
к коммунальным ресурсам относятся в том числе холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил N 354 установлено, что к коммунальным услугам относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, то есть в том числе ресурсоснабжающие организации (подпункт "в" пункта 9).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в МКД с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "ж" пункта 17 указанных правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
Изложенные положения о непосредственном оказании коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями предусмотрены Правилами N 354 в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018.
Пункт 4.4 части 2 статьи 44 действующей редакции ЖК РФ предусматривает возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) (далее - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом в том числе управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с договором, заключенными с каждым собственником и содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается, что оно обеспечивает горячее водоснабжение многоквартирного дома по адресу: г. Первоуральск, ул. Розы Люксембург, д.14 - на основании договоров, заключенных непосредственно с собственниками жилых помещений.
Между собственниками помещений в МКД и ПАО "Т плюс" 01.01.2021 заключен публичный договор. Указанный договор размещен заявителем в системе ГИС ЖКХ (в соответствии с п. 2.1 раздела 8 приказа N 74/114). Согласно указанному договору ПАО "Т Плюс" обязано предоставлять коммунальную услугу потребителю (л.д.42-44).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае именно ПАО "Т Плюс" и является исполнителем коммунальной услуги (в силу пунктов 8-9, подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354).
По договору, заключенному в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44, пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, стороной договора является ресурсоснабжающая организация (в настоящем случае - ПАО "Т Плюс"), в связи с чем именно она отвечает перед потребителем за качество предоставляемой коммунальной услуги. Каким образом будет обеспечиваться поставка в дом теплоносителя надлежащей температуры (самостоятельно или с привлечением иных организаций, энергосбытовых или сетевых), значение для потребителя не имеет.
Согласно пункту 7 данного договора ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять предоставление коммунальных услуг потребителю в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего договора.
Согласно пункту 24 типового договора ресурсоснабжающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которой является для сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома.
Указанные положения типового договора соответствуют пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 50 Приказа Госстроя России от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ПАО "Т Плюс" обязано было обеспечить на вводе в дом такую температуру и давление теплоносителя, которые бы обеспечили получение потребителем коммунальной услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354 требованием к качеству горячего водоснабжения относится обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394).
Инспекцией в ходе проверки установлено и обществом не оспаривается, что 11.06.2021 температура горячей воды на вводе в МКД составила +43,8 °С, что не соответствует нормативной; в квартире N 4 в точке водоразбора в ванной комнате температура горячей воды составила +39,2 °С.
Таким образом, департаментом доказано, что предоставление потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества произошло именно в результате необеспечения заявителем надлежащих параметров теплоносителя на вводе в жилой дом. В связи с чем выдача обществу предписания от 11.06.2021 N 29-22-41-166 об устранении выявленных нарушений полностью соответствует действующему законодательству (ЖК РФ, Правилам N 354).
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2021 года по делу N А60-40439/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40439/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ