город Омск |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А81-7349/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горобец Н.А.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14530/2023) акционерного общества "Ханты-Мансийскдорстрой" на решение от 13.11.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А81-7349/2023 (судья Н.М. Садретинова), по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Сервисная Компания" (ИНН: 8603181305, ОГРН: 1118603005146) к Департаменту государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017607, ОГРН: 1068901003984), Государственному казённому учреждению "Дирекция дорожного хозяйства Ямало - Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901008916, адрес: 629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Зои Космодемьянской, д. 43) об оспаривании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0190200000323006745 от 14.07.2023, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901003347, адрес: 629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, д. 13); Федеральной антимонопольной службы России (123001, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, дом 11, ОГРН:1047796269663, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: 7703516539, КПП:770301001); акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" (ИНН: 7707704692, адрес: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, строение 5);
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Сервисная Компания" - представитель Шелестный В.В. по доверенности от 27.10.2022 сроком действия три года, представитель Шубина И.В. по доверенности от 27.10.2022 сроком действия три года,
от акционерного общества "Ханты-Мансийскдорстрой" - представитель Фролова Н.Ю. по доверенности от 09.01.2023 N 4 сроком действия до 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно - Сервисная Компания" (далее - истец, ООО "ССК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ответчик, Департамент) об оспаривании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.07.2023 N 0190200000323006745.
Определением от 01.08.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечены:
- в качестве ответчика - акционерное общество "Ханты-Мансийскдорстрой" (далее - АО "ХМДС"),
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу);
- государственное казённое учреждение "Дирекция дорожного хозяйства Ямало - Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО");
- акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (далее - АО "Единая электронная торговая площадка").
Определением от 05.09.2023 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Федеральная антимонопольная служба России.
Определением от 09.10.2023 суд привлек к участию в деле в качестве ответчика ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО".
Решением от 13.11.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А81-7349/2023 признан недействительным протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.07.2023 года N 0190200000323006745. С Департамента в пользу ООО "ССК" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. Также с ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" в пользу ООО "ССК" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, АО "ХМДС" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что довод суда первой инстанции о предоставлении истцом в полном объеме документов по исполненному договору противоречит фактическим обстоятельствам дела. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) не содержит возможности извлечения части работ из общего перечня работ, предусмотренных договором. Исходя из анализа представленных документов, следует, что заявителем к заявке на участие в аукционе в целях подтверждения соответствующего опыта был представлен договор подряда, обязательства по которому на дату проведения аукциона заявителем в полном объеме не исполнены. Учитывая, что контракт фактически исполняется, полагает, что новое заключение контракта на условиях оспариваемого конкурса, как и изменение его условий, невозможно ввиду выполнения условий контракта третьим лицом, таким образом, избранный истцом способ защиты, не приведет к восстановлению прав участника конкурса, поскольку возвращение сторон в первоначальное положение невозможно. Кроме того, полагает, что истец не доказал, что его права могут быть восстановлены путем удовлетворения настоящего иска, так как в статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве последствий нарушения правил проведения торгов, не установлена возможность проведения повторных торгов.
От ООО "ССК" поступил отзыв на апелляционную жалобу (приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От ООО "ССК" также поступили пояснения, которые судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ХМДС" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" 29.05.2023 разместило в Единой информационной системе (далее - ЕИС) (http://zakupki.gov.ru) извещение о проведении электронного аукциона N 0190200000323006745 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский (идентификационный код закупки 232890100891689010100101430014211244).
Электронный аукцион проводился в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Заказчиком указанного аукциона являлось ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО".
Уполномоченным органом на определение подрядчика выступил Департамент.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 399 873 717,85 руб.
Извещением о проведения электронного аукциона в соответствии с частями 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571, установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктом 1,2 и 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Наличие опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции подтверждается следующими документами:
1) исполненным договором;
2) актом приемки объекта капитального строительства, а также актом выполненных работ, подтверждающим цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решением о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги подтверждается:
1) разделом 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, при подаче заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен был предоставить документы, подтверждающие опыт исполнения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги на сумму не менее, чем на 279 974 743,57 руб. (1 399 873 717,85 руб. НМЦК - 20%).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 16.06.2023 к участию в аукционе было допущено три участника с соответствующими порядковыми номерами, заявки двух участников с порядковыми номерами N 2, N 4 были признаны соответствующими требованиям извещению об осуществлении закупки.
Победителем электронного аукциона N 0190200000323006745 признан участник с порядковым номером N 2, предложившим цену контракта 1 392 874 349,26 руб.
Как следует из информации, размещенной на сайте победителем аукциона, с которым заключается контракт, является - ООО "ССК" (участник и заявка N 2), предложивший наименьшую стоимость выполнения работ 1 392 874 349 руб. 26 коп.
АО "ХМДС" обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика - ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский (извещение N 0190200000323006745).
Решением от 30.06.2023 комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок по делу N 28/06/105-1530/2023 по жалобе АО "ХМДС" на действия комиссии по осуществлению закупок Департамента (далее - комиссия по осуществлению закупок) при проведении ГКУ "Дорожная Дирекция ЯНАО" (заказчик), Департаментом (Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Единая электронная торговая площадка" (оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский (номер извещения в ЕИС N 0190200000323006745) (далее - аукцион, извещение), принято решение об удовлетворении поданной жалобы, а также внесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Решением от 30.06.2023 комиссии Федеральной антимонопольной службы по делу N 28/06/105-1530/2023 в действиях комиссии по осуществлению закупок установлено нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ; заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленного нарушения Закона N 44-ФЗ. Результаты аукционы отменены.
По извещению ГКУ "Дорожная Дирекция ЯНАО", размещенному в ЕИС (http://zakupki.gov.ru) о проведении электронного аукциона для закупки N 0190200000323006745 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский (идентификационный код закупки 232890100891689010100101430014211244) 14.07.2023 проведен повторный электронный аукцион.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 14.07.2023 к участию в аукционе допущено 2 участника, заявки 2-х участников с порядковыми номерами N 2, N 4 были признаны соответствующими требованиям извещению об осуществлении закупки.
Победителем электронного аукциона N 0190200000323006745 признан участник с порядковым номером N 4, предложившим цену контракта 1 392 874 349,26 руб.
Как следует из информации, размещенной на сайте победителем аукциона, с которым заключается контракт, является - АО "ХМДС" (участник и заявка N 4), предложивший стоимость выполнения работ 1392874 349, 26 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.07.2023 N 0190200000323006745 заявка участника с порядковым номером 2 (ООО "ССК") была отклонена по следующим основаниям:
- на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ в нарушении части 2 статьи 31 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" участник закупки N 2 представил документы, подтверждающие его соответствие позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 не в полном объеме, а именно: акты выполненных работ представлены не в полном объеме, что не подтверждает полную стоимость объекта. (решение Федеральной антимонопольной службы по делу N 28/06/105-1530/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
С чем не согласился заявитель, обратился в суд с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным протокол от 14.07.2023, составленный Департаментом, при проведении электронного аукциона для закупки N 0190200000323006745 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский (идентификационный код закупки 232890100891689010100101430014211244).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В силу части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Согласно положениям статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ (часть 1).
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона N 44-ФЗ, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации указанных дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Пунктом 2 (1) Приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлены дополнительные требования: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, при этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Поскольку электронный аукцион соответствовал указанным критериям, к его участникам предъявляются указанные дополнительные требования, которые содержались в извещении и в аукционной документации.
В соответствии с указанным пунктом 2 (1) Приложения N 1 к Постановлению N 99 соответствие участника дополнительным требованиям подтверждается в данном случае следующими документами:
копией исполненного контракта (договора);
копией акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копией разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона " 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу требований части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Из части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ следует, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как было указано выше, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.07.2023 N 0190200000323006745 заявка участника с порядковым номером 2 (ООО "ССК") была отклонена по следующим основаниям:
- на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ в нарушении части 2 статьи 31 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" участник закупки N 2 представил документы, подтверждающие его соответствие позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 не в полном объеме, а именно: акты выполненных работ представлены не в полном объеме, что не подтверждает полную стоимость объекта (решение Федеральной антимонопольной службы по делу N 28/06/105-1530/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
Извещением о проведения электронного аукциона в соответствии с частями 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571, установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги (далее - пункт 1 позиции 18);
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги (далее пункт 2 позиции 18);
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги (далее пункт 3 позиции 18);
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги (далее пункт 4 позиции 18).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1,2 и 3 позиции 18, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 позиции 18, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Наличие опыта, предусмотренного пунктом 3 позиции 18, подтверждается следующими документами:
- исполненным договором;
- актом приемки объекта капитального строительства, а также актом выполненных работ, подтверждающим цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
- разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решением о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, при подаче заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен был предоставить документы, подтверждающие опыт исполнения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги на сумму не менее, чем на 279 974 743,57 руб. (1 399 873 717,85 руб. НМЦК - 20%).
Из материалов дела следует, заявителем, как участником закупки N 2, в качестве соответствия установленным дополнительным требованиям предоставлен договор строительного подряда от 15.01.2021 N 888/2020, заключенный между акционерным обществом "Арктикгаз" (далее - АО "Арктикгаз") и ООО "ССК" с дополнительными соглашениями N1-6.
В соответствии с пунктом 2.1 договора предметом договора является выполнение подрядчиком работ по инженерной подготовке объектов:
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U65. Площадка";
- "Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65";
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U77. Площадка";
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U80. Площадка";
- "Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U80".
В разделе 1 договора указано, что все вышеперечисленное является отдельными объектами в составе стройки "Обустройство пласта Ач5/1 Уренгойского месторождения Самбургского лицензионного участка.
В разделе 5.1 договора (с учетом внесенных изменений дополнением от 29.08.2022 N 6) указаны сроки выполнения работ по каждому из объектов, входящих в предмет договора:
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U65. Площадка" (с 07.12.2020 по 31.05.2022);
- "Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65" (с 07.12.2020 по 31.08.2022);
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U77. Площадка" (с 07.12.2020 по 20.06.2022);
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U80. Площадка" (с 07.12.2020 по 20.05.2022);
- "Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U80" (с 07.12.2020 по 31.07.2022).
Судом первой инстанции отмечено, что предметом договора является строительство пяти объектов, два из которых автомобильные дороги.
Также предоставлены акты приемки законченного строительством объекта:
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U65. Площадка" (акт от 01.08.2022, стоимость 148 987,23 тыс. руб.);
- "Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65" (акт от 31.08.2022, стоимость 124 729,81 тыс. руб.);
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U77. Площадка" (акт от 01.08.2022, стоимость 60 179,21 тыс. руб.);
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U80. Площадка" (акт от 01.08.2022, стоимость 201 117,08 тыс. руб.);
- "Дорога автомобильная подъездная к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U80" (акт от 31.08.2022, стоимость 165 514,77 тыс. руб.).
При подаче заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие опыт исполнения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги на сумму не менее, чем на 279 974 743,57 руб. (1399873 717,85 руб. НМЦК -20%).
ООО "ССК" в соответствии с предоставленными актами на строительство дорог от 31.08.2022 подтвердило опыт на сумму строительства в размере 290 244,58 руб.
(124 729,81 руб.+ 165 514,77 руб.).
Статьей 16 представленного договора от 15.01.2021 N 888/2020 между АО "АРКТИКГАЗ" и заявителем регламентируется порядок приемки выполненных работ.
Так, пунктом 16.2 статьи 16 договора сдача результатов выполненных подрядчиком работ и их приемка заказчиком оформляется актом приемки законченного строительством объекта по форме КС-11.
Что касается предоставления разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), то принимая во внимание положения пункта 17 статьи 51, пункта 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816, которым установлено, что при строительстве, реконструкции водопроводов и водоводов диаметром до 500 мм, линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм, автодорог IV и V категории, местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений, пешеходных улиц и площадей городов, парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек получение разрешения на строительство не требуется, суд первой инстанции обоснованно указал, что разрешение на ввод в данном случае также не требуется.
В составе конкурсной документации по аукциону заявителем были представлены разрешения на строительство, в которых в разделе 6 указаны линейные объекты, которые входят в состав кустов газоконденсатных эксплуатационных скважин:
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U65. Площадка" (от 21.09.2021, N 89-Ии89503000-529н-2021), в состав которого входят линейные объекты: ингибитор к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65 и газопроводшлейф от куста скважин газоконденсатных эксплуатационных N U65 до газопроводовшлейфов от куста скважин N S1 СНГКМ;
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U77. Площадка" (от 17.09.2021, N89-RU89503000-516н-2021), в состав которого входят линейные объекты: ингибитор к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U77 и газопроводшлейф от куста скважин газоконденсатных эксплуатационных N U77 до газопроводашлейфа от куста скважин газоконденсатных эксплуатационных N U71;
- "Куст газоконденсатных эксплуатационных скважин N U80. Площадка" (от 22.09.2021, N 89-RU89503000-672H-2021), в состав которого входят линейные объекты: ингибитор к кусту скважин газоконденсатных эксплуатационных N U80 и газопроводшлейф от куста скважин газоконденсатных эксплуатационных N U80 до газопроводашлейфа от куста скважин газоконденсатных эксплуатационных N U71.
Из представленных документов следует, что построенные в рамках исполнения договора дороги не входят в состав кустовых площадок, так как они отсутствуют в разрешениях на строительство, как в составе стройки самого куста, так и в составе линейных объектов, относящихся к указанной стройке.
Учитывая изложенное, строительство дорог в рамках договора входило в состав иных объектов, указанных в предмете договора.
Кроме того, судом обоснованно отмечено, что судебными актами по делу N А40-153773/2023 решение Федеральной антимонопольной службы России от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1530/2023, которое фактически явилось основанием для проведения повторных торгов и вынесения оспариваемого протокола, было признано судом недействительным. Судами установлено, что ООО "ССК" полностью соответствует требованиям, предъявляемым к участникам электронного аукциона, поэтому оснований для отклонения его заявки не имелось.
Довод о том, что избранный истцом способ защиты, не приведет к восстановлению прав участника конкурса, поскольку возвращение сторон в первоначальное положение невозможно подлежит отклонению, поскольку в настоящем споре заявлено требование о признании недействительными протокола от 14.07.2023, который принят на основании решения Федеральной антимонопольной службы России от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1530/2023 и во исполнение предписания от 30.06.2023.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что признание торгов и, как следствие, договоров, заключенных с лицами, выигравшими торги, недействительными не поставлено в зависимость от факта исполнения сделки, имеющего значение при рассмотрении судами требования о применении последствий недействительности оспоримой сделки (соглашений с третьими лицами), которого заявитель не заявлял.
С четом вышеизложенного доводы АО "ХМДС" о частичном (33%) исполнении заключенного 01.08.2023 государственного контракта N 370.6745/23 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Губкинский, судом обоснованно отклонены, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о том, что имущественные интересы и права заявителя не могут быть восстановлены при удовлетворении заявленных требований.
Ссылки АО "ХМДС" на судебную практику не принимаются судом во внимание, поскольку по каждому из приведенных дел суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам настоящего рассмотренного дела.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда принято с соблюдением норм права, подлежащих применению при разрешении спорных правоотношений, отмене не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.11.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А81-7349/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Горобец |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7349/2023
Истец: ООО "Строительно - Сервисная Компания"
Ответчик: Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: АО "Единая электронная торговая площадка", АО "Ханты-Мансийскдорстрой", Государственное казённое учреждение "Дирекция дорожного хозяйства" Ямало-Ненецкого автономного округа, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральная антимонопольная служба России