г. Ессентуки |
|
1 февраля 2022 г. |
Дело N А63-6445/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайличенко Е.В., при участии представителя ООО "Ставропольская Управляющая Компания" - Траубе О.В. (по доверенности от 01.03.2021), руководителя Абрамовой И.А., в отсутствие представителей Управления муниципального хозяйства Администрации Петровского городского округа Ставропольского края, Администрации Петровского городского округа Ставропольского края, управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу ООО "Ставропольская Управляющая Компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2021 по делу N А63-6445/2021 (в составе судьи Русановой В.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская управляющая Компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края (далее - Управление коммунального хозяйства), Администрации Петровского городского округа Ставропольского края (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения от 26.03.2021 N 20 Управления коммунального хозяйства о назначении временной управляющей организации для управления многоквартирными домами (МКД), в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (с учетом отказа от части требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция (далее - Жилищная инспекция).
Решением суда от 08.11.2021 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемого распоряжения Управления коммунального хозяйства недействительным и его отмене.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что орган местного самоуправления был обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, и только в случае если такой конкурс не состоится, назначить управляющую организацию, при этом в перечне учесть фактический объем работ необходимый для содержания МКД и назначить тариф, позволяющий реально исполнять требования к работам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Управления муниципального хозяйства поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство об отложении рассмотрения дела на другую дату в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя.
Протокольным определением суда отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания Указанные в ходатайстве доводы не препятствуют рассмотрению дела. Не приведены обстоятельства, указывающие на то, что явка представителя Управления коммунального хозяйства будет способствовать более полному и объективному исследованию обстоятельств дела. Явка представителей лиц, участвующих в деле не была признана обязательной. Не указано на наличие конкретных документов (доказательств), имеющих значение для правильного рассмотрения дела, а также обоснование причины непредставления документов (доказательств) заблаговременно, до начала судебного заседания. Позиция Управления муниципального хозяйства изложена в отзыве на апелляционную жалобу. Новых доводов относительно предмета спора Управлением коммунального хозяйства не приведено. Препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей Управления муниципального хозяйства, Администрации, Жилищной инспекции.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просят решение суда отменить.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление МКД, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 названной статьи, но не более одного года.
Пунктом 5 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), предусмотрено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД и включенная в перечень организаций для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке; пункт 6 Правил N 1616).
В случае подачи заявления на включение в перечень, управляющая организация принимает на себя обязательство по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616.
Соответствующий перечень утвержден распоряжением Администрации от 21.08.2020 N 471-р "Об утверждении Перечня управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Петровского городского округа Ставропольского края, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация" (далее - Перечень).
Заявление о включении управляющей организации в Перечень подано Обществом 17.08.2020, Общество включено в данный Перечень под номером 1.
Распоряжением от 26.03.2021 N 20 Управление коммунального хозяйства принято решение о назначении Общества временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом N 179 "А" по ул. Матросова в г. Светлограде, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Как следует из информации, размещенной в системе ГИС ЖКХ, в отношении МКД N 179 "А" по ул. Матросова в г. Светлограде действует непосредственный способ управления, при этом собственниками данного МКД не реализован указанный способ управления.
Учитывая положения статьи 161 ЖК РФ и пункта 4 Правил N 1616 для защиты гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, действующим законодательством предусмотрена процедура назначения управляющей организации решением органа местного самоуправления. При этом временная управляющая организация, выбранная для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом, осуществляет управление многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом; до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года, на основании решения уполномоченного орган об определении управляющей организации (разъяснение Минстроя России, изложенное в письме от 11.08.2020 N 25273- 01704).
В рассматриваемом деле, Общество, подавая заявление на включение в Перечень, приняло на себя обязательство по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616, в случае принятия решения об определении управляющей организации в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
В целях недопущения нарушения прав граждан и создания угрозы проживания в многоквартирных домах, Общество правомерно было определено в качестве управляющей организации для управления МКД N 179 "А" по ул. Матросова в г. Светлограде.
Довод Общества о том, что назначению временной управляющей организацией предшествует проведение открытого конкурса, в котором Общество должно было участвовать добровольно, подлежит отклонению, поскольку такие условия не предусмотрены действующим жилищным законодательством.
Подлежит отклонению довод Общества о не проведении Управлением коммунального хозяйства открытых конкурсов по отбору управляющей организации МКД N 179 "А" по ул. Матросова в г. Светлограде. Распоряжением Управления жилищного хозяйства от 28.07.2021 N 50 утверждена конкурсная документация открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Светлоград, ул. Матросова, 179 "а", 181/1, 181/2, 181/3, 181/4, 181/5, 181/6. 181/7, 181/8, 181/9, 181/10, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован. О проведении указанного конкурса Общество было проинформировано письмом от 30.07.2021 N 32/01-29/1233. Согласно ответу от 06.08.2021 N 01-25/463 Общество заявило об отсутствии намерений быть участником открытого конкурса. Как следует из пояснений Управления жилищного хозяйства, в настоящее время проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вышеуказанными многоквартирными домами. В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N 280721/27387800/01 на право заключения договоров управления многоквартирными домами, расположенными в Петровском городском округе Ставропольского края по адресу: Россия, Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, ул. Матросова, 179 "а" (лот N 1) N 2 от 30.08.2021, на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе. Конкурс признан несостоявшимся. Таким образом, обязанность органа местного самоуправления по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено ЖК РФ, исполняется. Кроме того, предметом спора по настоящему делу является оспаривание распоряжения, а не обязанность органа местного самоуправления по проведению конкурса.
Подлежит отклонению довод Общества о технически неудовлетворительном состоянии МКД N 179А, ул. Матросова, г.Светлоград. Управляющие организации, подавая заявление на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, должны самостоятельно оценить возникновение возможных рисков и наступление негативных последствий при подаче заявления, а также несут ответственность в случае принятия решения органом местного самоуправления о назначении такой организации в качестве управляющей для многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Вопреки доводам жалобы распоряжение от 26.03.2021 N 20 издано Управлением коммунального хозяйства в соответствии с действующем законодательством - со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 1616, постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
Предусмотренная частью 1 статьи 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого распоряжения Управления коммунального имуществом недействительным, отсутствует. Права и законные интересы Общества, обжалуемым распоряжением не нарушены..
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2021 по делу N А63-6445/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6445/2021
Истец: ООО "СТАВРОПОЛЬСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ