г. Красноярск |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А33-26441/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Морозовой Н.А., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от истца (акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания"): Каштыревой А.А., представителя по доверенности от 26.11.2021 N 368,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 08 сентября 2021 года по делу N А33-26441/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773, далее - истец; АО "КрасЭко") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Иланский Иланского района Красноярского края (ИНН 2415001848, ОГРН 1022400760414) с учетом определения о замене ответчика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Иланского района Красноярского края (ИНН 2415001823, ОГРН 1022400758324).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 сентября 2021 года по делу N А33-26441/2020 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- убытки истца возникли в связи с бездействием ответчика по невнесению помещения (ул. Спортивный. д. 5) в реестр муниципальной собственности,
- с учетом того, что МКД введен в эксплуатацию в 1991 году, в спорный период ответчик являлся собственником помещений в силу постановления Верховного суда РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству, с учетом отложения на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание назначено на 26.01.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Судом первой инстанции верно установлено, что акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" является энергоснабжающей организацией на территории Иланского района Красноярского края.
В период с сентября 2018 года по декабрь 2018 года в отсутствие письменного договора энергоснабжения истец осуществлял теплоснабжение нежилого помещения N 31, площадью 306,6 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5.
Согласно выписке из ЕГРН на дату 14.10.2019 собственником нежилого помещения N 31, площадью 306,6 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, с 14.10.2019 является Администрация Иланского района Красноярского края.
В соответствии с письмами ответчика от 07.02.2019 N 91, от 13.03.2019 N 184, последний на претензии истца об оплате задолженности по теплоснабжению, указал, что нежилое помещение N 31 по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, является бесхозяйным имуществом; администрация города Иланский в спорный период (и в настоящее время) не являлась (не является) его собственником или законным пользователем, не имеет обязательств по оплате поставленного ресурса за теплоснабжение. Претензии к администрации города Иланский по оплате задолженности, за потребленную тепловую энергию в отношении данного нежилого помещения не обоснованы.
На основании архивных выписок от 02.06.2021 N 73-т, запрошенных в целях установления первоначального собственника спорного нежилого помещения, истории его создания, предоставлены решения Исполнительного комитета Иланского районного Совета народных депутатов от 23.12.1991 N 376 об утверждении актов госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Согласно акту от декабря 1991 года о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию предъявлен к приемке в эксплуатацию объект - встроенная аптека, по адресу: г. Иланск, строительство произведено на основании решения Исполкома райсовета.
Вместе с тем из указанных актов невозможно установить точный адрес и вид построенного объекта, кроме места расположения - г. Иланский, установить соответствие его спорному нежилому помещению и (или) нахождение его в составе МКД по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, определить, кому было передано и на каком праве данное помещение. Иных документов, устанавливающих данные обстоятельства, не представлено.
В период с 2013 года по 2016 год спорное помещение использовалось КГБУЗ "Иланская районная больница" в качестве офисного помещения, что подтверждается представленным истцом в материалы дела государственным контрактом на теплоснабжение и поставку горячей воды N 9-И от 08.02.2016, где в приложении N1/4 имеется ссылка на указанное нежилое помещение, а также контрактами за 2013-2015 годы.
Из ответа КГБУЗ "Иланская районная больница" от 04.05.2017 N 1077, с которым был заключен государственный контракт на теплоснабжение и поставку горячей воды по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, до 13.12.2016 года, следует, что КГБУЗ "Иланская районная больница" пользовалась нежилым помещением N 31 по указанному адресу с разрешения Администрации Иланского района Красноярского края без заключения договора.
В 2018 году Администрацией г. Иланский были приняты меры к постановке на учет объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, пом. 31, в качестве бесхозяйного.
14.10.2019 за Муниципальным образованием г. Иланский было зарегистрировано право собственности на спорное нежилое помещение N 31, площадью 306,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, основанием для регистрации данного права собственности послужило решение Иланского районного суда по делу 2-258/2019.
Истец связывает возникновение у него убытков в виде неоплаченной тепловой энергии, поставленной в спорное нежилое помещение в период с сентября 2018 г. по декабрь 2018 г., с неисполнением администрацией г. Иланский обязанности по своевременному обращению с заявлением о постановке на учет спорного нежилого помещения в качестве бесхозяйного (противоправное поведение), что привело к нарушению прав общества, к неполучению обществом дохода, в виде платы за поставленную тепловую энергию на нужды отопления с собственника помещения, при обычных условиях гражданского оборота (причинно-следственная связь).
Размер причиненных убытков (упущенной выгоды), выражается в неполученной плате за поставленную тепловую энергию на нужды отопления нежилого помещения, площадью 306,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, пом. 31.
Таким образом, истец полагает, что ответчиком были причинены убытки на сумму 181 960,12 рублей.
При рассмотрении дела, установив следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В абзаце 1 пункта 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 126 ГК РФ муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, истец полагает, что заявленные ко взысканию убытки истец понес в результате бездействия ответчика по внесению спорного помещения в реестр муниципальной собственности.
Истец считает, что ответчик (муниципальное образование город Иланский) является собственником спорного помещения на основании постановления Верховного суда РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Доводы апелляционной жалобы исследованы и оценены судебной коллегией и признаны основанными на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 4 Закона N 122-ФЗ).
Исходя из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В спорный период каких-либо правоотношений между сторонами по поводу теплоснабжения спорного нежилого помещения не сложилось, доказательства обратного суду не представлены.
Согласно выписке из ЕГРН на дату 14.10.2019, собственником нежилого помещения N 31, площадью 306,6 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, с 14.10.2019 является Администрация Иланского района Красноярского края.
В соответствии с письмами ответчика от 07.02.2019 N 91, от 13.03.2019 N 184, последний на претензии истца об оплате задолженности по теплоснабжению, указал, что нежилое помещение N 31 по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, является бесхозяйным имуществом; администрация города Иланский в спорный период (и в настоящее время) не являлась (не является) его собственником или законным пользователем, не имеет обязательств по оплате поставленного ресурса за теплоснабжение. Претензии к администрации города Иланский по оплате задолженности, за потребленную тепловую энергию в отношении данного нежилого помещения не обоснованы.
На основании архивных выписок от 02.06.2021 N 73-т, запрошенных в целях установления первоначального собственника спорного нежилого помещения, истории его создания, предоставлены решения Исполнительного комитета Иланского районного Совета народных депутатов от 23.12.1991 N 376 об утверждении актов госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Согласно акту от декабря 1991 года о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию предъявлен к приемке в эксплуатацию объект - встроенная аптека, по адресу: г. Иланск, строительство произведено на основании решения Исполкома райсовета.
Вместе с тем, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что из указанных актов невозможно установить точный адрес и вид построенного объекта, кроме места расположения - г. Иланский, установить соответствие его спорному нежилому помещению и (или) нахождение его в составе МКД по адресу:
г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, определить, кому передано и на каком праве данное помещение. Иных документов, устанавливающих данные обстоятельства, не представлено.
Из ответа КГБУЗ "Иланская районная больница" от 04.05.2017 N 1077, с которым заключен государственный контракт на теплоснабжение и поставку горячей воды по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, до 13.12.2016 года, следует, что КГБУЗ "Иланская районная больница" пользовалась нежилым помещением N 31 по указанному адресу с разрешения Администрации Иланского района Красноярского края без заключения договора.
В 2018 году Администрацией г. Иланский приняты меры к постановке на учет объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, пом. 31, в качестве бесхозяйного.
14.10.2019 за Муниципальным образованием г. Иланский зарегистрировано право собственности на спорное нежилое помещение N 31, площадью 306,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, основанием для регистрации данного права собственности послужило решение Иланского районного суда по делу 2-258/2019.
По указанному делу вступившим в законную силу судебным актом установлено, что спор о праве на нежилое помещение N 31, площадью 306,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, отсутствует, иные собственники неизвестны. В этой связи право собственности за ответчиком признано именно на основании части 3 статьи 218 ГК РФ.
Доводы истца о том, что право собственности возникло у ответчика по иным основаниям (как указывает истец, в силу постановления Верховного суда РФ от 27.12.1991 N 3020-1), направлено на переоценку вступившего в законную силу судебного акта Иланского районного суда по делу 2-258/2019, что недопустимо в силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец связывает возникновение у него убытков в виде неоплаченной тепловой энергии, поставленной в спорное нежилое помещение в период с сентября 2018 г. по декабрь 2018 г. в связи с неисполнением администрацией г. Иланский обязанности по своевременному обращению с заявлением о постановке на учет спорного нежилого помещения в качестве бесхозяйного (противоправное поведение), что привело к нарушению прав Общества, к неполучению Обществом дохода, в виде платы за поставленную тепловую энергию на нужды отопления с собственника помещения, при обычных условиях гражданского оборота (причинно-следственная связь).
Размер причиненных убытков (упущенной выгоды), выражается в неполученной плате за поставленную тепловую энергию на нужды отопления нежилого помещения, площадью 306,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, пом. 31.
Истцом представлен в материалы дела расчет задолженности и расчет потребления.
Расчет задолженности произведен истцом расчетным способом согласно "Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ N 99/пр от 17.03.2014 года, исходя из часовой нагрузки на отопление, расчет которой произведен на основании данных о площади нежилого помещения, указанной в выписке из ЕГРН.
Апелляционный суд учитывает, что в период с сентября 2018 года по декабрь 2018 года истец не мог ограничить подачу тепловой энергии в нежилое помещение, поскольку оно находится в составе многоквартирного жилого дома, отключение теплоснабжения привело бы к неблагоприятным последствиям для дома в целом, нарушило права и законные интересы собственником жилых/нежилых помещений.
Однако, в период образования убытков (сентябрь 2018 года - декабрь 2018 года) спорное помещение уже было поставлено на учет как бесхозяйное согласно статье 225 ГК РФ, в связи с тем, что объект расположен на территории города Иланский.
Из материалов дела следует, что ответчик являлся заявителем, предоставившим в Управление Росреестра по Красноярскому краю необходимые документы для регистрации нежилого помещения в качестве бесхозяйного объекта.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет администрация города Иланский имела право обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик знал о том, что помещение является бесхозяйным в период с 2013 по 2017 гг. и ранее в дело не представлено.
Контракт на теплоснабжение и поставку горячей воды по спорному нежилому помещению в г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, до 13.12.2016 года, заключался с потребителем с фактического разрешения Администрации Иланского района Красноярского края, а не ответчика администрации город Иланский.
Кроме того, в период с 2013 года по 2016 год спорное помещение находилось во владении иного лица, использовалось КГБУЗ "Иланская районная больница" в качестве офисного помещения, что подтверждается представленным истцом в материалы дела государственным контрактом на теплоснабжение и поставку горячей воды N 9-И от 08.02.2016, где в приложении N1/4 имеется ссылка на указанное нежилое помещение, а также контрактами за 2013-2017 годы.
Исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ, органу, уполномоченному управлять муниципальным имуществом, предоставляется право, а не возлагается обязанность обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Первоначально истец обратился в суд с рассматриваемым требованием к муниципальному образованию администрации Иланского района Красноярского края в лице администрации Иланского района, затем по ходатайству истца определением суда от 30.05.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - муниципальным образованием город Иланский Иланского района Красноярского края в лице администрации города Иланский Иланского района Красноярского края.
Администрацией города Иланский направлялись запросы в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва, в Администрацию Иланского района Красноярского края о наличие в реестре государственной собственности Красноярского края, в реестре федерального имущества, в реестре муниципального имущества муниципального образования Иланский район Красноярского края нежилого помещения N 31, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5,
Из материалов дела следует, что в реестре государственной собственности Красноярского края, в реестре федерального имущества, в реестре муниципального имущества муниципального образования Иланский район Красноярского края отсутствует информация о нежилом помещении N 31, расположенном по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, о чем свидетельствуют ответы на запрос Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 05.02.2019 года N 92-06-906/991; ответ на запрос МТУ Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва от 06.02.2019 года N 03-44/10/1352; ответ на запрос Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Иланского района Красноярского края от 28.02.2019 года N 58 (оригиналы вышеуказанных документов были предоставлены в Иланский районный суд Красноярского края при рассмотрении дела N 2-258/2019 от 28.05.2019 года по требованиям администрации города Иланский Иланского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
С учетом изложенного ответчика правомерно считает, что ответчик является собственником нежилого помещения с 14.10.2019 года (с момента государственной регистрации права собственности на объект), именно с 14.10.2019 у ответчика возникает обязанность оплачивать коммунальные услуги в отношении нежилого помещения, в том числе и услуг по его теплоснабжению.
Нежилое помещение N 31, расположенное по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, является изолированным нежилым помещением в многоквартирном доме, соответственно, по оплате коммунальных услуг (в том числе и теплоснабжения) в данной ситуации применяется постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 54 (далее - Правила), поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Согласно пункту 2 Правил "потребителем" является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Как следует из пояснений ответчика, ему стало известно о том, что нежилое помещение по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5, N 31, было брошено (осталось бесхозяйным), в июле 2017 года. По инициативе ответчика вышеуказанное нежилое помещение принято на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю как бесхозяйный объект, о чем свидетельствуют выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2018, приложенная к материалам дела.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии противоправных действий (бездействия) ответчика, нарушений им положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899), иных нормативно-правовых актов, злоупотреблений со стороны ответчика, и причинно-следственной связи между убытками в виде неоплаченной тепловой энергией и действиями (бездействием) администрации г. Иланский.
В период с 01.09.2018 по 01.01.2019 администрация города Иланский не являлась собственником или законным пользователем нежилого помещения N 31, расположенного по адресу: г. Иланский, пер. Спортивный, д. 5; не заключала с истцом договор на оказание услуг по теплоснабжению вышеуказанного нежилого помещения; иных оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате тепловой энергии как убытков истца за данный период судом не усматривается.
Из пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" следует, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В приложении N 3 указаны следующие объекты:
1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения).
Вместе с тем, ссылка истца на положения Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 отклоняется апелляционным судом, поскольку им не представлено доказательств отнесения спорного нежилого помещения к вышеуказанным объектам. Кроме того, выводы истца противоречат выводам вступившего в законную силу судебного акта Иланского районного суда по делу 2-258/2019, которым установлено отсутствие собственника имущества, на которое признано право муниципальной собственности (бесхозяйное). При этом законодательство не предусматривает обязанности органа местного самоуправления по содержанию имущества в период его нахождения на учете в качестве бесхозяйного, не предусматривает переход к муниципалитету обязанности по оплате ранее образовавшейся задолженности по такому помещению.
Более того, заключая контракты на теплоснабжение в 2013 - 2017 годы, истец имел возможность исследовать правовые основания для заключения нового государственного контракта (документы, подтверждающие наличие имущества, необходимого для оказания услуг теплоснабжения, документы, подтверждающие права владения такими объектами), а после прекращения контрактов установить лицо, отвечающее за содержание объектов теплоснабжения. Стоит отметить, что в спорный период пункт 6.1. статьи 15 Федерального закона о теплоснабжении, предусматривающий, что до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения, еще не действовал.
Также истцом представлен акт обследования от 13.12.2016, согласно которому на объекте г. Иланский, пер. спортивный, 5 прибор учета отсутствует, потребителем является КГБУЗ "Иланская РБ", однако помещение закрыто. Учитывая соглашение об исключении спорного объекта из приложения к контракту на теплоснабжение на 2017 год, истец не указал основания, по которым продолжал осуществлять поставку ресурса на указанный объект с 13.12.2016. Как пояснил истец, после указанной даты договорные отношения с каким-либо потребителем у него отсутствовали.
Поскольку не доказано и фактическое пользование данным объектом ответчиком в спорный период, судом правомерно отказано в удовлетворении иска, оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 сентября 2021 года по делу N А33-26441/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26441/2020
Истец: АО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: администрация города Иланский Иланского района Красноярского края, Администрация Иланского района Красноярского края
Третье лицо: МКУ "Архив Иланского района"