г. Самара |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А65-21323/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Имеральд"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2021 года (резолютивная часть от 01 ноября 2021 года) по делу N А65-21323/2021 (судья Мазитов А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849)
к обществу с ограниченной ответственностью "Имеральд", с.Шемордан (ОГРН 1141675000125, ИНН 1635010300)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань (далее по тексту - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Имеральд", с.Шемордан (далее по тексту - Общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.11.2021 (резолютивная часть решения вынесена 01.11.2021) заявление удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью "Имеральд" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Ответчик указывает, что срок привлечения ООО "Имеральд" к административной ответственности на момент вынесения решения истек. Следовательно, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Решение суда было вынесено с нарушением сроков, предусмотренных ст.4.5 КоАП РФ, поскольку с момента, следующего за днем совершения административного правонарушения до момента вынесения решения суда прошло более 3 месяцев.
Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда от 12.11.2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Общества поступили дополнительные письменные пояснения (возражения) на отзыв Управления.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 АПК РФ, анализируя и оценивая представленные лицами, участвующими в деле, в его материалы доказательства в их совокупности, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований, заявленных Управлением, поскольку судом неправильно применены нормы материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, административным органом при проведении административного расследования в отношении ООО "Имеральд" (юридический адрес: 422050, РТ, Сабинский район, с.Шемордан, ул.Железнодорожная, д.10Б, помещение 1, по фактическому адресу осуществления деятельности: РТ, Сабинский район, с.Шемордан, ул.Железнодорожная, д.10Д) установлено, что деятельность по сбору и утилизации отходов 3-4 класса опасности осуществляется по адресу: РТ, Сабинский район, с.Шемордан, ул.Железнодорожная, д.10Д, то есть по фактическому адресу места осуществления вида деятельности, не указанному в выданной ранее лицензии от 04.06.2020 N (16)-8889-СТОУБ/П, что является нарушением требований п.8 ст.3, ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
По данному факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении N 04-905/2021 от 20.08.2021 г. Действия Общества квалифицированы по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Привлекая ООО "Имеральд" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции указал на доказанность вмененного административного правонарушения и наличия вины общества в его совершении. Суд первой инстанции также посчитал, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, на момент вынесения решения в виде резолютивной части, не истек, поскольку подлежит исчисления с даты обнаружения административного правонарушения, которой является день составления административным органом протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, - 30.07.2021.
Следовательно, как указал суд первой инстанции, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трех месячный срок истекал 01.11.2021 г. (первый рабочий день после 30.10.2021 г.). При этом в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции по данному делу в виде резолютивной части принято 01.11.2021 г.
Судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 8 Закона о лицензировании установлено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 статей Закона о лицензировании.
Пунктом 2 статьи 15 Закона о лицензировании предусмотрено, что в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения, в том числе, адрес места нахождения юридического лица, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Согласно представленной в материалы дела копии лицензии N (16)-8889-СТОУБ/П от 04.06.2020 г., выданной Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, место нахождение и место осуществление лицензируемого вида деятельности: 422050, РТ, Сабинский район, с.Шемордан, ул.Железнодорожная, д.10Б.
В данном случае административным органом установлен факт осуществления ООО "Имеральд" деятельности по сбору и утилизации отходов 3-4 класса опасности по адресу: РТ, Сабинский район, с.Шемордан, ул.Железнодорожная, д.10Д, то есть по фактическому адресу места осуществления вида деятельности, не указанному в лицензии от 04.06.2020 N (16)-8889-СТОУБ/П.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 данной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Требования к лицензиатам установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290.
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 7 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, в случаях, предусмотренных статьей 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являющихся основанием для переоформления лицензии, в том числе при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии (за исключением работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности), и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются сведения об основаниях переоформления лицензии, включая этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности), а также: копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения о реквизитах документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и помещениях); реквизиты санитарно-эпидемиологического заключении о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами; копии документов о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, выданных лицензиату - индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами; копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу или необходимых для выполнения новых видов работ в случае, если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.
ООО "Имеральд" в нарушение лицензионных требований осуществляет деятельность в области обращения с отходами по адресу, не указанному в лицензии, что является нарушением требований п.8 ст.3, ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
Материалами дела, в том числе протоколом N 04-905/2021 об административном правонарушении от 20.08.2021 г., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.07.2021 г. подтвержден факт осуществления ответчиком деятельности в области обращения с отходами по адресу, не указанному в лицензии.
Отклоняя доводы ООО "Имеральд" о не осуществлении им деятельности по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении от 20.08.2021 г. и протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.07.2021 г., суд первой инстанции правильно применил положения Закона о лицензировании с учетом фактических обстоятельств установленных по делу совокупностью имеющихся в нем доказательств.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет позицию общества о том, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих осуществление деятельности в области обращения с отходами по адресу РТ, Сабинским район, с. Шемордан, ул. Железнодорожная, 10 Д, то есть по фактическому адресу места осуществления деятельности, не указанному в лицензии. Данные доводы Общества не соответствуют материалам дела.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом деле деятельность по сбору и утилизации отходов 3-4 класса опасности ООО "Имеральд" осуществляет по адресу: РТ, Сабинский район, с.Шемордан, ул.Железнодорожная, д.10Д, то есть по фактическому адресу места осуществления вида деятельности, не указанному в лицензии от 04.06.2020 N (16)-8889-СТОУБ/П.
С учетом указанных обстоятельств, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Суд первой инстанции также посчитал, что срок давности привлечения к административной ответственности, подлежащий исчислению с 30.07.2021, на дату вынесения решения суда 01.11.2021 не истек.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек 01.11.2021, поскольку это является первым рабочим днем после 30.10.2021.
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное ли-цо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Следовательно, противоправное деяние должно продолжаться в момент его выявления, поэтому исчисление срока давности с момента его обнаружения возможно лишь в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено, то есть имело место во время проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
При таких обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с даты обнаружения административным органом правонарушения либо с даты фактического прекращения лицом противоправных действий.
В данном случае судом верно установлено, что днем обнаружения административного правонарушения является 30.07.2021 г. - день составления административным органом протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В соответствии с частью 3 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Частью 2 ст.4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В соответствии с правовой позицией изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 09.12.2015 N 305-АД15-10749 по делу N А40-17731/2015 Постановление Верховного Суда РФ от 22.04.2016 N 29-АД16-6 следует, что предусмотренные частью 3 статьи 4.8 КоАП РФ положения о последнем дне срока давности привлечения к административной ответственности, окончание которого приходится на нерабочий день, распространяются только на сроки, исчисляемые днями, и в данном случае не могут быть применимы, поскольку установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляется в месяцах.
Нарушение выявлено административным органом 30.07.2021 (согласно протоколу осмотра).
Срок привлечения к ответственности начинает течь с 31.07.2021 (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5)
Срок привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ при рассмотрении дела о привлечении лица к административной ответственности судом составляет 3 месяца.
Таким образом, решение суда о привлечении заявителя к административной ответственности должно было быть вынесено не позднее 31 октября 2021 г.
Из этого следует, что решение суда в виде резолютивной части 01 ноября 2021 года было вынесено с нарушением сроков, предусмотренных ст.4.5 КоАП РФ то есть с момента, следующего за днем совершения административного правонарушения до момента вынесения решения суда прошло более 3 месяцев, следовательно срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу на момент вынесения резолютивной части решения истек.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.11.2021 (вынесен в виде резолютивной части 01.11.2021) о привлечении ООО "Имеральд" к административной ответственности в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Волжско-Камского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении ООО "Имеральд" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании (распределении) не рассматривался.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2021 года (резолютивная часть от 01. ноября 2021 года) по делу N А65-21323/2021 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Имеральд" (ОГРН 1141675000125, ИНН 1635010300) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21323/2021
Истец: Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань
Ответчик: ООО "Имеральд", с.Шемордан
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд