г. Саратов |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А12-23294/2021 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пузиной Е.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 октября 2021 года по делу N А12-23294/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1" (403343, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Серафимовича, д.9А, ОГРН 1133456000875, ИНН 3456000771)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, д.39А, офис 205, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (403003, Волгоградская область, г. Волгоград, Рабочий поселок Городище, переулок Красного октября, д. 27, ОГРН 1163443077621, ИНН 3455052505), Михайловской межрайонной прокуратуры Волгоградской области и прокуратуры Волгоградской области (400075, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Историческая, д.124, ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1" (далее - ООО "Домоуправление N 1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания N 03/1855 от 27.04.2021, вынесенного инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 октября 2021 года в удовлетворении заявления ООО "Домоуправление N 1" отказано.
ООО "Домоуправление N 1", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что договор со специализированной организацией на обслуживание газового оборудования и его ремонт заключен. Административным органом не доказано наличие события и состава вменяемого административного правонарушения. Обществом приняты все меры по выполнению требований.
ООО "Домоуправление N 1" ходатайствует о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (копия договора N 39-ТО ВДГО от 28.07.2021, сопроводительное письмо вх. N 278 от 01.10.2021).
В силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 50 постановления от 18.04.2017 N 10, арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в силу указанного законодательного предписания, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для принятия дополнительных письменных доказательств, представленных заявителем.
Указанные дополнительные документы подлежат возврату заявителю, апелляционный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области, на основании решения о проведении проверки N 24 и 09.02.2021 и решения о расширении предмета проверки N 24 от 11.02.2021, проведена проверка Общества по обращению граждан в отношении соблюдения требований жилищного законодательства РФ, в том числе, по вопросам обеспечения безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания домовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. 410 (далее - Правила N 410).
Проверкой Прокуратуры выявлены нарушения ООО "Домоуправление N 1" требований минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. 41), приказа Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации" (далее по тексту - Порядок N 239), а именно, в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляются работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов не включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, д. 130 по ул. Обороны. Указанный многоквартирный дом не включен в график технического ремонта и обслуживания внутриквартирного газового оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений на 2021 год, утвержденный филиалом ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в г. Михайловка Волгоградской области и согласованный с генеральным директором ООО "Домоуправление N 1".
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 01.03.2021 (т. 1 л.д.85-86).
Материалы проверки, содержащие данные, указывающие на наличие в действиях ООО "Домоуправление N 1" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ, в порядке пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, были направлены 22.03.2021 в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области. и получены Инспекцией 26.03.2021 (т. 1 л.д.78-82).
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Домоуправление N 1" дела об административном правонарушении, в связи с чем, должностным лицом административного органа 14.04.2021 составлен протокол N 03/1855 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Домоуправление N 1" извещено, путем направления 12.04.2021 на электронный адрес ООО "Домоуправление N 1" domup1@bk.ru уведомления на составление протокола 14.04.2021 в 14 час. 40 мин. (л.д.72-74).
Постановлением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 27.04.2021 N 03/1855 ООО "Домоуправление N 1" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 9.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Домоуправление N 1" извещено путем направления 14.04.2021 на электронный адрес ООО "Домоуправление N 1" domup1@bk.ru протокола об административном правонарушении от 14.04.2021 N 03/1855, в котором указано о назначении времени и места рассмотрения дела.
ООО "Домоуправление N 1" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности в действиях ООО "Домоуправление N 1" состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ, является нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Материалами дела установлено, что между ООО "Домоуправление N 1" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутри квартирного газового оборудования многоквартирных домов от 20.02.2019 N 5-ТО ВДГО, сроком на 3 года.
В соответствии с подпунктом 1.2 договора N 5-ТО ВДГО перечень обслуживаемых МКД и квартир указывается в Приложении N 1 и в течении действия договора может быть изменен по письменному соглашению сторон.
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в части 1 предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами; согласно ч.2 - по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 1.1 этой статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том, числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Как установлено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12).
В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (пункт 5).
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества, в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (с изменениями) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В п. 11(1) определено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1.2. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ; необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии Правилам N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
В силу абзаца 9 пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Согласно пункту 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме (подпункт "а").
Приказом от 26 июня 2009 года N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации", в п.4 определено, что техническое обслуживание внутридомового газового оборудования включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования, при этом минимальный объем работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N1 к Порядку N239 включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования; в п.7 предусмотрено проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
Статья 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ (ред. от 26 июля 2017 года) "О газоснабжении в Российской Федерации", к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся: Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители); утверждает типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения; устанавливает требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление указанных требований.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 (ред. от 09 сентября 2017 года) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан"), утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, согласно п. 5, 7 которого поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора; для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить, обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Из указанных норм следует, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования является обязательным.
Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе, порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В п. 2 Правил даны понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: "внутридомовое газовое оборудование" - в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению; "специализированная организация" - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; "техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг); а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования (п.4 Правил).
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (п. 6 Правил).
Собственниками помещений в многоквартирном доме N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка с ООО "Домоуправление N 1" заключен договор управления данным многоквартирным домом.
Согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, размещенным на сайте dom.gosuslugi.ru ООО "Домоуправление N 1" осуществляет управление в многоквартирном доме N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка.
Таким образом, лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, находящегося в управлении ООО "Домоуправление N 1", в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта жилых домов, а также правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, является управляющая организация ООО "Домоуправление N 1".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 г. N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 и пунктом 6 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.
Заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
В соответствии с пунктом 41 Правил заказчик вправе требовать от исполнителя: выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с договором, данными Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами (подпункт "а").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 43 Правил исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом Минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
Как установлено выше, перечень обслуживаемых МКД указан в Приложении N 1 к договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутри квартирного газового оборудования многоквартирных домов от 20.02.2019 N 5-ТО ВДГО и в течении действия договора может быть изменен по письменному соглашению сторон.
Вместе с тем, как следует из указанного приложения N 1 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, д. 130 по ул. Обороны не включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляются работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов. Также указанный многоквартирный дом не включен в график технического ремонта и обслуживания внутриквартирного газового оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений на 2021 год, утвержденный филиалом ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в г. Михайловка Волгоградской области и согласованный с генеральным директором ООО "Домоуправление N 1".
Указанное свидетельствует о неисполнении Обществом обязанности по надлежащему содержанию газового оборудования многоквартирного дома N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка, в частности об отсутствии проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования данного МКД.
Доводы Общества о том, что им предпринимались меры по включению спорного МКД в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляются работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов, являлись предметом оценки судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Как указывает Общество, после включения многоквартирного дома N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка Волгоградской области в реестр лицензий Волгоградской области ООО "Домоуправление N 1" направило в адрес ООО "Газпром газораспределение Волгоград" письмо (исх. N 238 от 23.10.2020) (т.1 л.д. 22), в котором просило внести изменения в перечень обслуживаемых домов в приложении N 1 к договору N 5-ТО ВДГО от 20.02.2019, поскольку 01.11.2020 указанный дом перешел в управление ООО "Домоуправление N 1". Однако, ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в адрес ООО "ДУ N 1" проект договора на ТО ВДГО в отношении указанного многоквартирного дома не направило. По мнению общества, специализированная организация тем самым уклонилась от заключения договора. В апелляционной жалобе общество указывает, что ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в адрес Общества было направлено дополнительное соглашение, в котором увеличена цена выполняемых по договору работ. Письмом N 18 от 08.02.2020 г. Общество сообщило о невозможности увеличения цены работ и повторно просило ООО "Газпром газораспределение Волгоград" направить отдельный договор на обслуживание в отношении МКД N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка. По мнению Общества, все меры, направленные на недопущение нарушения, приняты.
Как верно указано судом первой инстанции, в рассматриваемом случае, Обществу вменяется в вину не осуществление мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а именно, работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме 130 по ул. Обороны в г. Михайловка Волгоградская область запланированные на 2020-2021 годы.
Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка Волгоградская область как на момент проведения проверки Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области, так на момент возбуждения производства по делу и рассмотрения указанного дела об административном правонарушении, проведены управляющей организацией не были.
Не проведение мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка Волгоградская область создает угрозу для жизни и здоровья собственников помещений многоквартирного дома, а также для лиц в нем проживающих.
Многоквартирный дом N 130 по ул. Обороны в г. Михайловка Волгоградской области включен в реестр лицензий Волгоградской области, который в свою очередь, находится в управлении на основании договора управления многоквартирным домом от 25.08.2020 N 0130/2020, однако в адрес ООО "Газпром газораспределение Волгоград" письмо о внесении изменений в перечень обслуживаемых домов в приложении N 1 к договору N 5-ТО ВДГО от 20.02.2019, направило только 23.10.2020, т.е. спустя два месяца после заключения договора управления МКД (т.1 л.д. 22).
К представленному в суд первой инстанции письму исх. N 18 от 08.02.2020 апелляционный суд относится критически, поскольку в проставленной дате данного письма имеются исправления в его годе на 2020, при этом в письме указано, что ответ дан в ответ на письмо N 37/1014 от 30.12.2020. Вместе с тем, как установлено выше, договор управления спорным МКД датирован 25.08.2020.
Выявленные нарушения, не были устранены Обществом ни на момент возбуждения дела об административном правонарушении, ни на момент обращения в суд с настоящим заявлением.
Вопреки доводам апеллянта, последующее устранение выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "Домоуправление 1" вины, поскольку на момент проводимой проверки и составления протокола об административном правонарушении все необходимые и достаточные меры для исполнения возложенных на него обязанностей Обществом не приняты, что свидетельствует о наличии вины. Сам факт заключения впоследствии договора по техническому обслуживанию с включением в перечень обслуживаемых домов спорного МКД, опровергает доводы апеллянта о невозможности своевременного включения МКД по адресу Волгоградская область, г. Михайловка, д. 130 по ул. Обороны в данный перечень.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях Товарищества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО "Домоуправление 1" к административной ответственности, которые влекут безусловную отмену постановления, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, в материалах дела не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Основания для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что назначение ООО "Домоуправление 1" административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. соответствует характеру совершенного административного правонарушения, и является низшим пределом санкции ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 октября 2021 года по делу N А12-23294/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23294/2021
Истец: ООО "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ N 1"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Михайловская межрайонная прокуратура Волгоградской области, ООО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД" ФИЛИАЛ В Г. МИХАЙЛОВКЕ, ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура Волгоградской области Михайловская межрайонная прокуратура