г. Владимир |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А43-8124/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2021 по делу N А43-8124/2021, принятое по иску автономной некоммерческой организации "Региональный поставщик социальных услуг" (ОГРН 1185275026969, ИНН 5254492860) к Министерству социальной политики Нижегородской области (ОГРН 1095260003519, ИНН 5260250234) о взыскании 79 858 руб. 58 коп., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Автономная некоммерческая организация "Региональный поставщик социальных услуг" (далее - Организация) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) о взыскании, с учетом уточнения исковых требований, 79 858 руб. 58 коп. субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг за ноябрь 2020 года.
Решением от 24.09.2021 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что решение суда основано на неверном выводе о принятии Комиссией решения об отказе в предоставлении субсидии за ноябрь 2020 года, в то время как заявка и документы Организации за названный период не были рассмотрены Комиссией в силу пунктов 2.2, 3.2 Порядка компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующими в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок N 807), утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807.
Организация в отзыве на апелляционную жалобу возразила по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.02.2020 между Министерством (главный распределить) и Организацией заключен договор N 9 о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предметом договора в соответствии с пунктом 1.1 является предоставление получателю из областного бюджета в 2020 году субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг.
Согласно пункту 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе I договора, в следующем размере: в 2020 году 1 233 714 руб. 80 коп. (за декабрь 2019 года в соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства по рассмотрению заявок на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) в отношении юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), некоммерческих организаций, не являющихся казенными учреждениями, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги получателям в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам от 04.02.2020 N 3) - по коду БК (15010020320162500631246).
Условия и порядок предоставления субсидии закреплены в разделе III договора.
В пункте 3.1 договора установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при предоставлении получателем главному распорядителю документов, подтверждающих факт произведенных затрат, в сроки не чаще 1 раза в месяц и не реже 1 раза в квартал, и указан комплект подлежащих представлению документов.
В силу пункта 4.1 договора главный распорядитель обязался обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разделом III договора.
По факту оказания комплекса социальных услуг 11.01.2021 истец в адрес ответчика направил заявку на получение субсидии на выплату компенсации расходов поставщику социальных услуг за ноябрь, декабрь 2020 года.
Письмом от 09.02.2021 N Исх-318-59843/21 Министерство уведомило Организацию о том, что 02.02.2021 Комиссия Министерства рассмотрела заявку истца за декабрь 2020 года на получение субсидии на выплату компенсации расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), по результатам рассмотрения которой принято решение о предоставлении субсидии в размере 2 065 279 руб. 14 коп.
Организацией в адрес Министерства была направлена претензия от 16.02.2021 N 12/02 о перечислении недоплаченных денежных средств в сумме 79 858 руб. 58 коп., которая оставлена последним без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения с иском в суд.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 N 148, Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и осуществлению управления, в том числе в сфере социальной поддержки и социального обслуживания.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
В силу части 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807 утвержден Порядок компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующими в выполнении государственного задания (заказа).
Согласно пункту 2.4 Порядка N 807 субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении из областного бюджета субсидии, заключенного на текущий финансовый год между Министерством и поставщиком социальных услуг по типовой форме, установленной министерством финансов Нижегородской области (далее - договор).
Материалы дела свидетельствуют о том, что договор от 06.02.2020 N 9 заключен сторонами в соответствии с названным Порядком.
Предоставление субсидии носит заявительный характер (пункт 3.1 Порядка N 807).
Из материалов дела следует, что истец 11.01.2021 обратился к Министерству с заявкой на получение субсидии на выплату компенсации расходов поставщику социальных услуг за ноябрь, декабрь 2020 года и письмом от 09.02.2021 N Исх-318-59843/21 последнее уведомило Организацию о рассмотрении Комиссией Министерства 02.02.2021 заявки истца за декабрь 2020 года и принятии решения о предоставлении субсидии в размере 2 065 279 руб. 14 коп.
Обращаясь с иском в суд, Организация указала, что Министерством фактически недоплачены денежные средства в сумме 79 858 руб. 58 коп. по заявке за ноябрь 2020 года.
Возражая в отношении удовлетворения исковых требований и обжалуя принятое судом первой инстанции по результатам рассмотрения спора решение, Министерство ссылается на подачу Организацией заявки за ноябрь 2020 года за пределами срока, указанного в пункте 3.2 Порядка N 807, и отсутствие в связи с этим оснований для предоставления субсидии.
Данные возражения проверены и признаны несостоятельными.
В силу пункта 3.2 Порядка N 807 поставщик социальных услуг, претендующий на получение субсидии, лично или через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, не чаще 1 раза в месяц, не реже 1 раза в квартал и не позднее 5 декабря текущего финансового года представляет в государственное бюджетное учреждение "Ресурсный центр развития технологий социального обслуживания и поддержки поставщиков социальных услуг" (далее - Оператор) непосредственно или почтовым отправлением Заявку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В пунктах 3.3, 3.5 Порядка N 807 определены перечень документов, которые прилагаются к заявке, и требования, которым должен соответствовать поставщик социальных услуг на первое число месяца подачи заявки.
На основании пункта 3.8 Порядка N 807 в течение 14 рабочих дней со дня регистрации комплекта документов Оператор проверяет соответствие поставщика социальных услуг условиям предоставления субсидий, указанным в пункте 2.3 настоящего Порядка; соответствие комплекта документов, представленных поставщиком социальных услуг, перечню документов, указанному в пунктах 3.2, 3.3 настоящего Порядка; соответствие документов, представленных поставщиком социальных услуг, требованиям к документам, указанным в пункте 3.4 настоящего Порядка.
При выявлении Оператором оснований для возврата комплекта документов, указанных в пункте 3.10 настоящего Порядка, Оператор возвращает их поставщику социальных услуг без рассмотрения на заседании Комиссии в течение срока, указанного в пункте 3.8 настоящего Порядка, письменным уведомлением о возврате с указанием причины возврата (далее - письменное уведомление о возврате) посредством почтового отправления с уведомлением о вручении. Поставщик социальных услуг вправе получить письменное уведомление о возврате с комплектом документов лично на руки или через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, с соответствующей отметкой в экземпляре Оператора письменного уведомления о возврате. После устранения поставщиком социальных услуг замечаний, указанных Оператором в письменном уведомлении о возврате, он вправе повторно представить комплект документов Оператору, но не позднее 3 месяцев, следующих за днем направления Оператором в адрес поставщика социальных услуг письменного уведомления о возврате (пункт 3.9 Порядка N 807).
В соответствии с пунктом 3.10 Порядка N 807 основанием для возврата поставщику социальных услуг комплекта документов без рассмотрения их на заседании Комиссии является одно из следующих обстоятельств: несоответствие поставщика социальных услуг условиям предоставления субсидий, указанным в пункте 2.3 настоящего Порядка; несоответствие комплекта документов, представленных поставщиком социальных услуг, перечню документов, указанному в пункте 3.2 и подпунктах 1, 3, 4 пункта 3.3 настоящего Порядка; несоответствие документов, представленных поставщиком социальных услуг согласно пункту 3.2 и подпунктам 1, 3, 4 пункта 3.3 настоящего Порядка, требованиям к документам, указанным в пункте 3.4 настоящего Порядка.
По итогам проверки комплекта документов в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Порядка Оператор готовит информацию и передает ее с комплектом документов (за исключением комплекта документов, указанного в пункте 3.9 настоящего Порядка) на заседание Комиссии в день его проведения. В случае возврата комплекта документов поставщику социальных услуг в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Порядка, Оператор информирует Комиссию о их возврате и причине возврата (пункт 3.12 Порядка N 807).
В пункте 3.14 Порядка N 807 определено, что Комиссия рассматривает комплекты документов с учетом информации, представленной Оператором, и принимает одно из следующих решений: о предоставлении поставщику социальных услуг субсидии и ее размере в соответствии с пунктом 3.17 настоящего Порядка; об отказе поставщику социальных услуг в предоставлении субсидии по основанию, указанным в пункте 3.15 настоящего Порядка; о приостановлении рассмотрения вопроса о предоставлении поставщику социальных услуг субсидии по основаниям, указанным в пункте 3.16 настоящего Порядка.
В силу пункта 3.15 Порядка N 807 основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие поставщика социальных услуг требованиям, указанным в пункте 3.5 настоящего Порядка. Поставщик социальных услуг имеет право после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении субсидии, повторно, но не позднее 3 месяцев с даты получения уведомления, указанного в пункте 3.19 настоящего Порядка, представить комплект документов для получения субсидии. Повторное обращение поставщика социальных услуг о предоставлении субсидии рассматривается в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, из положений Порядка N 807, а также условий заключенного сторонами договора не усматривается, что несоблюдение заявителем положений пункта 3.2 Порядка N 807 в части сроков подачи заявки является основанием для отказа получателю в выплате субсидии.
Исходя из содержания пункта 3.10 Порядка N 807, несоответствие комплекта документов, представленных поставщиком социальных услуг, перечню документов, указанному в числе прочего в пункте 3.2 настоящего Порядка, может служить основанием для возврата поставщику социальных услуг комплекта документов без рассмотрения их на заседании Комиссии. При этом в силу пункта 3.9 Порядка N 807 после устранения поставщиком социальных услуг замечаний, указанных Оператором в письменном уведомлении о возврате, он вправе повторно представить комплект документов Оператору, но не позднее 3 месяцев, следующих за днем направления Оператором в адрес поставщика социальных услуг письменного уведомления о возврате.
Уведомление о возврате комплекта документов по заявке на получение субсидии на выплату компенсации расходов поставщику социальных услуг за ноябрь 2020 года истцу не направлялось. Доказательств обратного в деле не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на необоснованность указания судом первой инстанции на отказ в предоставлении субсидии не принимается.
Как указывалось выше, документов о возврате поставщику социальных услуг комплекта документов без рассмотрения на заседании Комиссии в деле не имеется.
Следовательно, в силу положений Порядка N 807 соответствующая заявка подлежала рассмотрению на заседании Комиссии.
Министерство уведомило Организацию о рассмотрении Комиссией Министерства заявки истца за декабрь 2020 года и принятии решения о предоставлении субсидии в размере 2 065 279 руб. 14 коп.
Оснований для отказа в выплате, указанных в Порядке N 807, не усматривается.
Доказательств наличия каких-либо замечаний к объему и качеству оказанных за спорный период услуг в дело не представлено.
Материалы дела свидетельствуют о фактическом уклонении Министерства от предоставления истцу субсидии за спорный период при отсутствии к тому оснований, предусмотренных положениями Порядка N 807 и условиями заключенного сторонами договора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правомерным удовлетворение судом первой инстанции исковых требований в полном объеме (в сумме 79 858 руб. 58 коп.).
Доводы заявителя жалобы проверены и отклонены ввиду их необоснованности и несостоятельности с учетом вышеизложенного.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2021 по делу N А43-8124/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8124/2021
Истец: АНО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОСТАВЩИК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Ответчик: Министерство социальной политики Нижегородской области