02 февраля 2022 г. |
Дело N А83-14872/2021 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кравченко В.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года резолютивная часть). Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2021 года по делу N А83-14872/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым (далее - заявитель, налоговой орган, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (далее - Управление Пенсионного фонда, фонд) о признании недействительным решения N091S19210005742 от 28.06.2021 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым, резолютивная часть которого в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ принята 20.09.2021 (мотивированное решение суда составлено 25.11.2021), заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым удовлетворены, решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 28.06.2021 N 091S19210005742 о привлечении страхователя к ответственности признано незаконным и отменено.
Управление Пенсионного фонда, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что оспариваемое решение фонда является законным и обоснованным. По мнению органа пенсионного фонда, в данном случае имелись основания для привлечения учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем сведений в установленный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В представленном отзыве налоговый орган не соглашается с доводами апелляционной жалобы, указывает на то, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года подавались в фонд в установленный законом срок - 11.05.2021. Допущенная в наименовании отчетного периода ошибка была исправлена инициативно и самостоятельно застрахованным лицом, до проверки органом пенсионного фонда, о чем фонд был уведомлен, считает, что, исходя из принципов и целей привлечения к ответственности и назначения наказания отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с отсутствием в действиях страхователя состава правонарушения.
10.01.2022 определением суда апелляционной инстанции в порядке процессуального правопреемства произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
По правилам части 1 статьи 272.1 АПК РФ и в силу разъяснений, изложенных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - постановление N 10), апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству извещены надлежащим образом, поступившие от сторон документы своевременно размещены судом в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в "Картотеке арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
Судом апелляционной инстанции установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
11.05.2021 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота в фонд была представлена отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2021 года, в котором заявитель ошибочно указал "май 2021", который был получен и принят, что подтверждается отчетами в системе электронного документооборота (л.д. 55-56).
19.05.2021 налоговый орган повторно направил в адрес фонда отчет СЗВ-М (исходная) за апрель 2021 года, с указанием правильных сведений об отчетном периоде, касающихся только отчетного периода, указав правильный период - "апрель 2021 года".
Управлением Пенсионного фонда составлен акт о выявленном правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.05.2021 N 091S18210005240, и заместителем начальника управления принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.06.2021 N091S19210005742, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление плательщиком страховых взносов сведений по форме СЗВ-М за апрель 2021 года в виде штрафа в размере 80 000 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым с настоящими требованиями в суд первой инстанции.
В рассматриваемом случае, соглашаясь с позицией суда первой инстанции о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.06.2021 N 091S19210005742, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статьи 12 Гражданского кодекса, нормами Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и, закрепленным в Инструкции от 22.04.2020 N 211н, утвержденной приказом Минтруда России, действующей с 27.07.2020, порядком ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, при этом, оценивая законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за апрель 2021 года - до 17.05.2021.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, действовавшим по 29.05.2021, в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в разделе 3 указывается тип формы.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Вместе с тем в силу абзаца третьего статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Как следует из материалов дела, при формировании отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2021 года налоговым органом была допущена техническая ошибка, а именно: вместо отчетного периода "апрель 2021 года", заявитель указал - "май 2021 года". Данный отчет, содержащий техническую ошибку в указании отчетного периода, был направлен страхователем в фонд 11.05.2021, то есть до истечения, установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока для представления отчета по форме СЗВ-М за апрель 2021 года. Отчет по форме СЗВ-М с технической ошибкой в указании отчетного периода был принят фондом без замечаний. Самостоятельно обнаружив ошибку в указании периода отчетности, 19.05.2021 налоговый орган направил в фонд сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года.
Необходимо отметить, что положения статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривают извещение ПФР страхователей об ошибках в отчетности, с требованием немедленного их исправления. Аналогичные положения содержатся в пункте 38 Инструкции N 211н.
Специалист территориального органа ПФР, получив 11.05.2021 отчет СЗВ-М с очевидно ошибочным указанием отчетного периода - май 2021, должен был, обнаружив ошибку, свидетельствующую о неточностях (недостоверности) сведений, направить страхователю извещение (уведомление) об обнаруженных ошибках и в случае отсутствия их исправления в установленный в извещении срок составить акт и привлечь страхователя к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за представление в срок недостоверных сведений.
В материалах дела имеется уведомление от 24.05.2021 об устранении ошибок и (или) несоответствий между сведениями, представленными страхователем, и сведениями, имеющимся у фонда ("при предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы "исходная" не должно быть ранее представленных сведений с типом формы "исходная"). Фонд предложил страхователю в течение пяти рабочих дней устранить выявленные расхождения в представленной отчетности. При этом из содержания данного уведомления усматривается, что пенсионным фондом фактически были оценены и приняты сведения из отчета СЗВ-М за апрель 2021 года, поданные налоговым органом 11.05.2021.
Иных извещений (уведомлений) об обнаружении каких-либо неточностей (ошибок) в отчете, представленном 11.05.2021 в адрес налогового органа не поступало.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие о самостоятельном выявлении Управлением Пенсионного фонда представления сведений с указанием неверного периода отчетности, и направлении в установленном порядке в адрес страхователя уведомления об устранении выявленных нарушений относительно периода отчетности, отсутствуют.
При этом полученный Пенсионным фондом 11.05.2021 отчет заявителя по форме СЗВ-М принят без указания на выявленные ошибки согласно протоколу проверки отчетности от 24.05.2021. Более того, самостоятельно выявив ошибку, налоговый орган 19.05.2021 повторно отправил отчет по форме СЗВ-М "сведения о застрахованных лицах", в котором указан уже правильный отчетный период - апрель 2021.
Суд апелляционной инстанции считает, что в настоящем случае страхователь действовал добросовестно, представив в фонд 11.05.2021 (то есть в установленный законом срок) сведения на всех работающих у него застрахованных лиц, а после самостоятельного обнаружения ошибочного указания неверного периода отчетности, аналогичные сведения, но с указанием верного периода.
Иного заявителем апелляционной жалобы не доказано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, что допускает не применять к заинтересованному лицу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27- ФЗ. У налогового органа отсутствовала необходимость представлять указанный выше отчет за апрель месяц до окончания отчетного периода. Доказательств, опровергающих данные выводы, фондом не представлено.
То обстоятельство, что исправленные сведения формы СЗВ-М за апрель 2021 года были представлены по типу "исходная", не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций, исправить допущенную ошибку.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, а юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Как неоднократно было отмечено Верховным Судом Российской Федерации, нормы Закона N 27-ФЗ направлены в том числе на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения пенсионного фонда и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года (резолютивная часть от 20 сентября 2021 года) по делу N А83-14872/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14872/2021
Истец: ГУ ОПФ по РК, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ