г. Тула |
|
2 февраля 2022 г. |
Дело N А68-4477/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ОГРН 1087154028004, ИНН 7105504223) - Русаева Е.Ю. (доверенность от 28.12.2021 N 63), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1037101129504, ИНН 7102005410) - Русаева Е.Ю. (доверенность от 10.01.2020 N 3), в отсутствие заявителя - акционерного общества "Тулагорводоканал" (г. Тула, ОГРН 1087154028004, ИНН 7105504223), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - главного управления администрации г. Тулы по Советскому территориальному округу (г. Тула, ОГРН 1127154021840, ИНН 7106522874), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тулагорводоканал" на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.09.2021 по делу N А68-4477/2021 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тулагорводоканал" (далее - АО "Тулагорводоканал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация) о признании недействительным постановления об определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйных объектов водоснабжения, от 01.02.2021 N 170.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (далее - комитет) и главное управление администрации г. Тулы по Советскому территориальному округу (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, АО "Тулагорводоканал" обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация и комитет возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Общество и управление представителей в суд не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К возражениям на апелляционную жалобу администрацией приложены дополнительные документы: копии постановления администрации от 21.12.2016 N 5791, акта обследования насосной станции от 08.08.2016, запроса о предоставлении информации от 14.01.2022 N КИиЗО-115 с приложением технического задания на оказание услуг по изготовлению технических планов объектов недвижимого имущества с внесением изменений в государственный кадастровый учет объектов коммунального хозяйства (приложение N 1), рекомендуемых форм ценовых предложений (приложение N 2), ответов ООО "ГеоПроКадастр", ООО "Формат эксперт сервис", ООО "Центр ГиЗ г. Тулы" на запрос от 14.01.2022.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем администрации и комитета для приобщения к материалам дела также представлен снимок экрана (скриншот) с данными Публичной кадастровой карты.
Апелляционный суд на основании абзаца второго части 2 статьи 268 АПК РФ приобщил названные документы к материалам дела как представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 23.03.2015 N 1438 ОАО "Тулагорводоканал" (в настоящее время - АО "Тулагорводоканал") наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула.
Постановлением администрации от 01.02.2021 N 170 АО "Тулагорводоканал" определено в качестве организации для осуществления эксплуатации бесхозяйного объекта водоснабжения, а именно насосной станции, местоположение: г. Тула, Советский район, ул. Демонстрации, д. 1, д. 1а.
Не согласившись с постановлением от 01.02.2021 N 170, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Следовательно, муниципальное образование в случае выявления бесхозяйного имущества, в том числе предназначенного для тепло- и водоснабжения населения, должно принять такое имущество на учет, в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации снабжения населения коммунальными ресурсами. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок N 931).
Согласно пункту 2 названного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
На основании пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В пункте 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
При этом водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Закона.
Согласно части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 1707-О, положения, возлагающие на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, использующую объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе бесхозяйные, для подачи коммунальных ресурсов потребителям, обязанность обеспечивать технически исправное состояние указанных объектов (своевременно устранять аварии и ликвидировать повреждения), с учетом закрепленной частью 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ гарантии возмещения соответствующих расходов, не могут рассматриваться как нарушающие права организации водопроводноканализационного хозяйства.
В рассматриваемом случае ОА "Тулагорводоканал" в соответствии с постановлением администрации от 23.03.2015 N 1438 является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по эксплуатации спорного бесхозяйного объекта водоснабжения, а именно насосной станции, местоположение: г. Тула, Советский район, ул. Демонстрации, д. 1, д. 1а, в силу закона возложена на ОА "Тулагорводоканал", является верным.
Ссылка заявителя на отсутствие технической документации на спорный объект признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не влияет на обязанность АО "Тулагорводоканал", как гарантирующей организации, принять вышеуказанный объект в эксплуатацию.
Пункт 5 статьи 8 Закона N 461-ФЗ, пункт 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, наделяет ресурсоснабжающую организацию правом включить затраты по эксплуатации бесхозяйных сетей в тариф.
Следовательно, законодательство о водоснабжении и водоотведении предоставляет возможность организации и органу местного самоуправления, в отличие от абонента, урегулировать вопросы по использованию сетей водоснабжения и водоотведения, собственник или иной законный владелец которых неизвестен, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав общества при возложении на него обязанности по содержанию и обслуживанию спорных сетей (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 301-ЭС19-22390).
Доводы апелляционной жалобы о том, что адрес спорной насосной станции, указанный в постановлении от 01.02.2021 N 170 (г. Тула, Советский район, ул. Демонстрации, д. 1, д. 1а), не соответствует ее фактическому расположению (г. Тула, Советский район, ул. Демонстрации, д. 1, д. 1б), а также о том, что данный объект не поставлен на кадастровый учет, что делает невозможным передачу его в эксплуатацию АО "Тулагорводоканал", подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно акту обследования от 08.08.2016, составленному администрацией и обществом, насосная станция по адресу: г. Тула ул. Демонстрации, д. 1 обслуживает два дома: 1 и 1а, имеет размеры ориентировочно 5 х 5 м и примыкает к ТП-838.
Эта станция на основании постановления администрации от 21.12.2016 N 5791 принята на учет в качестве бесхозяйной и 13.10.2017 поставлена на кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:040118:1898 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 08.02.2021 N 99/2021/374355384).
В оспариваемом постановлении от 01.02.2021 N 170 названа именно данная насосная станция, местоположение: г. Тула, Советский район, ул. Демонстрации, д. 1, д. 1а. Следовательно, довод заявителя жалобы о том, что спорный объект не поставлен на кадастровый учет, является безосновательным.
В то же время, как пояснил представитель администрации и комитета в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, при определении координат указанного объекта кадастровым инженером была допущена ошибка, а именно использованы координаты другой насосной станции. В настоящее время комитетом проводятся мероприятия по исправлению данной реестровой ошибки, для чего в соответствующие организации направлены ценовые запросы в целях заключения муниципального контракта на выполнение кадастровых работ.
Указанное обстоятельство, по мнению апелляционного суда, не может служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого постановления, так как обществу и органу местного самоуправления достоверно известно о том, что собой представляет спорный объект и где он находится. Насосная станция является частью централизованной системы водоснабжения и находится в зоне деятельности ОА "Тулагорводоканал", которое, в свою очередь, является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула. Следовательно, именно АО "Тулагорводоканал", как гарантирующая организация, обязано принять в эксплуатацию спорный бесхозяйный объект.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда об отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания незаконным постановления администрации муниципального образования город Тула об определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта водоснабжения, от 01.02.2021 N 170.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.09.2021 по делу N А68-4477/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4477/2021
Истец: АО "Тулагорводоканал"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Тула
Третье лицо: Главное Управление Администрации города Тулы по Советскому территориальному округу, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы