город Омск |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А81-4418/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13476/2021) общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Тазовский" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.09.2021 по делу N А81-4418/2021 (судья Соколов С.В.), принятое по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900022059, ИНН 8901017237, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 73) к обществу с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Тазовский" (ОГРН 1108904000204, ИНН 8910005968, адрес: 629350, Ямало-Ненецкий автономный округ, район Тазовский, пос. Тазовский, мкр. Маргулова, д. 9, офис 1) о взыскании неиспользованного остатка субсидии, пени,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Тазовский" - Вануйто Степан Ванюсивич на основании приказа от 31.01.2017 N 20-к;
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - истец, Департамент, Департамент АПК ЯНАО) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Тазовский" (далее - ответчик, общество, ООО "Агрокомплекс Тазовский") о взыскании 4 714 598 руб. неиспользованного остатка средств субсидий и пени за просрочку возврата субсидии за период с 25.01.2021 по 16.09.2021 в размере 191 176 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.09.2021 по делу N А81-4418/2021 исковые требования удовлетворены; с ООО "Агрокомплекс Тазовский" в пользу Департамента АПК ЯНАО взыскано 4 905 774 руб. 96 коп., из которых 4 714 598 руб. неиспользованного остатка средств субсидий на заготовку мяса северного оленя в 2020 году, 191 176 руб. 96 коп. пени за нарушение срока возврата части субсидии в окружной бюджет.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агрокомплекс Тазовский" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на положения пункта 2.24 Порядка предоставления субсидий из окружного бюджета на заготовку мяса северного оленя, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019 N 1424-П (далее - Порядок N 1424-П), обращает внимание на то, что ответчик при использовании субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение затрат, связанных с заготовкой (закупом) мяса северного оленя, был вынужден понести расходы, связанные с оплатой банковской комиссии, начисляемой банком при перечислении денежных средств на расчетные счета контрагентов (поставщиков) мяса северного оленя; фактически понесенные ответчиком расходы на уплату банковской комиссии составили 6 140 639 руб. 52 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями; в момент подписания сторонами соглашения от 10.03.2020 N 50-10/С действовала редакция постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019 N 1424-П.
В письменном отзыве Департамент АПК ЯНАО просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, обращая внимание на то, что ответчик не предъявлял расходы, затраченные на услуги банка; в заявках данные расходы не указывал.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Агрокомплекс Тазовский" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятий государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2013 N 964-П, комиссия по отбору субъектов государственной поддержки на заготовку мяса северного оленя в 2020 году приняла решение о включении ООО "Агрокомплекс Тазовский" в перечень получателей государственной поддержки, имеющих право на получение субсидии на заготовку мяса северного оленя в 2020 году.
В соответствии с Порядком N 1424-П 10.03.2020 между Департаментом АПК ЯНАО и ООО "Агрокомплекс Тазовский" заключено соглашение N 50-10/С на заготовку мяса северного оленя, дополнительные соглашения к нему от 20.04.2020 N 3-10/ДС, от 07.05.2020 N 25-10/ДС, от 15.05.2020 N 19-10/ДС, от 24.12.2020 N 149-10/ДС и от 29.12.2020 N 158-10/ДС.
Согласно пункту 1.3 соглашения от 10.03.2020 N 50-10/С его предметом является предоставление получателю субсидии из окружного бюджета в 2020 году на финансовое обеспечение затрат, связанных с заготовкой мяса северного оленя.
Размер субсидии согласно пункту 2.1 соглашения (в редакции дополнительных соглашений) составил 132 386 945 руб. 50 коп.
Как указывает истец, по данным представленного ответчиком отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия за 2020 год, фактически были использованы денежные средства на закуп мяса северного оленя при расчетах с контрагентами в сумме 127 672 347 руб. 50 коп.; таким образом, образовался неиспользованный остаток в сумме 4 714 598 руб.
В соответствии с пунктом 4.13 Порядка N 1424-П остаток субсидии, предоставленной получателю субсидии, не использованный в отчетном финансовом году, подлежит возврату в окружной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня окончания установленного в соглашении срока использования субсидии.
Абзацем первым пункта 4.14 Порядка N 1424-П предусмотрено, что в случае образования не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидии и при наличии потребности в их использовании в очередном финансовом году получатель субсидии не позднее 20 рабочих дней до дня окончания срока использования субсидии (до 08.02.2021), указанного в соглашении, представляет в уполномоченный орган информацию о такой потребности.
В указанный срок информации о вышеуказанной потребности в Департамент от общества не поступало.
В случае отказа общества добровольно осуществить возврат субсидии указанные средства взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.15 Порядка N 1424-П).
Департамент АПК ЯНАО 26.01.2021 в адрес ООО "Агрокомплекс Тазовский" направил письмо N 89-22-01-08-01/377 о необходимости произвести возврат неиспользованного остатка средств субсидии в окружной бюджет; 11.03.2021 - направленно требование N 89-22-01-08-01/1427 о возврате средств субсидии. Также 12.04.2021 направлено требование о возврате пени N 89-22-01-08-01/2139 на общую сумму 22 237 руб. 18 коп. по состоянию на 12.04.2021.
Поскольку денежные средства в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа возвращены не были, Департамент обратился в суд с соответствующим иском.
23.09.2021 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются па безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность получателя субсидии по ее возврату в случае нарушения условий ее предоставления.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В целях реализации Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии", постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.11.2013 N 960-П "О государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа", в целях обеспечения общей координации развития агропромышленного комплекса, торговли, продовольствия и реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере ветеринарии Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 26.11.2013 N 964-П утвердило государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Как указано выше, в целях реализации мероприятий указанной государственной программы комиссия по отбору субъектов государственной поддержки на заготовку мяса северного оленя в 2020 году приняла решение о включении ООО "Агрокомплекс Тазовский" в перечень получателей государственной поддержки, имеющих право на получение субсидии на заготовку мяса северного оленя в 2020 году.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019 N 1424-П утвержден Порядок предоставления субсидий из окружного бюджета на заготовку мяса северного оленя.
Согласно пункту 1.2.1 Порядка N 1424-П субсидия - это средства, предоставляемые из окружного бюджета субъектам государственной поддержки на финансовое обеспечение затрат, связанных с заготовкой мяса северного оленя.
На основании пункта 1.2.4 Порядка N 1424-П соглашение о предоставлении субсидии - соглашение между получателем субсидии и уполномоченным органом, определяющее права и обязанности сторон, возникающие в связи с предоставлением субсидии, и устанавливающее показатели предоставления субсидии и их значения, порядок предоставления и расходования субсидии (далее - соглашение).
В силу пункта 1.2.5 Порядка N 1424-П заготовка мяса северного оленя - совокупность видов экономической деятельности, взаимосвязанных технологическим и производственным процессами (циклами) по выращиванию и убою северного оленя, и (или) приобретению северного оленя для последующего убоя.
Пунктом 1.3 Порядка N 1424-П предусмотрено, что целью предоставления субсидий является финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, связанных с заготовкой мяса северного оленя.
В соответствии с N 1424-П 10.03.2020 между Департаментом АПК ЯНАО и ООО "Агрокомплекс Тазовский" заключено соглашение N 50-10/С на заготовку мяса северного оленя с дополнительными соглашениями к нему от 20.04.2020, 07.05.2020, 15.05.2020, 24.12.2020, 29.12.2020.
Факт перечисления ответчику субсидии в размере 132 386 945 руб. 50 коп. в соответствии с положениями соглашения от 10.03.2020 N 50-10/С и дополнительных соглашений к нему подтверждается материалами дела, обществом не оспаривается.
Разделом 5 договора стороны согласовали порядок и форму отчетности по исполнению договорных обязательств.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по данным представленного ответчиком отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия за 2020 год, обществом фактически были использованы денежные средства на закуп мяса северного оленя при расчетах с контрагентами в сумме 127 672 347 руб. 50 коп.
Предметом спора является разница между полученной ООО "Агрокомплекс Тазовский" субсидией в 2020 году в размере 132 386 945 руб. 50 коп. и фактически расходованной ответчиком суммой на закупку мяса северного оленя при расчетах с контрагентами в размере 127 672 347 руб. 50 коп.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика образовался неиспользованный остаток субсидии в размере 4 714 598 руб. При этом доводы общества о том, что затраты на оплату услуг банка (банковскую комиссию) относятся к целевым расходам, суд отклонил, указав на то, что ООО "Агрокомплекс Тазовский" относится к получателям субсидии - переработчикам сельскохозяйственной продукции, у которых к направлениям расходов - расходы на услуги банка не допускаются.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пункту 2.1 Порядка N 1424-П субсидии предоставляются получателям субсидий на финансовое обеспечение затрат на заготовку мяса северного оленя по ставке субсидий за 1 тонну в убойном весе заготовленного мяса северного оленя.
Пунктом 2.24 Порядка N 1424-П предусмотрено, что расходование субсидии получателями осуществляется на финансовое обеспечение затрат, связанных с заготовкой мяса северного оленя, в том числе на оплату труда, уплату страховых взносов и налогов, услуг банка, приобретение горюче-смазочных материалов, кормов, оплату коммунальных услуг, оплату ветеринарных услуг.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент подписания сторонами соглашения от 10.03.2020 N 50-10/С действовал Порядок N 1424-П в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019.
С 16.04.2020 положения пункта 2.24 Порядка N 1424-П изменились.
Так, согласно пункту 2.24 Порядка N 1424-П в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2020, действующей с 16.04.2020, расходование субсидии получателями субсидии - сельскохозяйственными товаропроизводителями осуществляется на финансовое обеспечение затрат, связанных с заготовкой мяса северного оленя, в том числе на оплату труда, уплату страховых взносов и налогов, услуг банка, приобретение горюче-смазочных материалов, кормов, ветеринарных препаратов, оплату коммунальных услуг, оплату ветеринарных услуг; расходование субсидии получателями субсидии - переработчиками сельскохозяйственной продукции осуществляется на финансовое обеспечение затрат, связанных с заготовкой мяса северного оленя, в том числе на закуп сельскохозяйственного сырья.
При разрешении спора суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения.
На момент подписания сторонами соглашения от 10.03.2020 N 50-10/С действовал Порядок N 1424-П в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2019, предусматривающий в качестве расходов получателя субсидии, в том числе, затраты на оплату услуг банка.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает, что пункт 2.24 Порядка N 1424-П в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2020, действующей с 16.04.2020, не содержит однозначного положения о том, что расходование субсидии переработчиками сельскохозяйственной продукции осуществляется на финансовое обеспечение затрат, связанных исключительно с закупом сельскохозяйственного сырья; данный пункт содержит формулировку "в том числе", что предполагает наличие иных расходов.
В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что ООО "Агрокомплекс Тазовский" при использовании субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение затрат, связанных с заготовкой (закупом) мяса северного оленя, понесло расходы, связанные с оплатой банковской комиссии, начисляемой банком при перечислении денежных средств на расчетные счета контрагентов (поставщиков) мяса северного оленя; фактически понесенные ответчиком расходы на уплату банковской комиссии составили 6 140 639 руб. 52 коп., что подтверждается представленными в материалы дела реестром оплат за счет средств субсидии, платежными поручениями (л.д. 144, 155-164).
Сведения, изложенные в представленных обществом документах, расчет общества, Департаментом не оспорены, какими-либо доказательствами не опровергнуты (статьи 9, 65, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Таким образом, ответчиком были понесены расходы, необходимые для достижения целей предоставления субсидии, в связи с чем полученный ответчиком размер субсидии был использован полностью, понесенные обществом фактические расходы оказались больше возмещенных расходов.
Довод Департамента о том, что ответчик не предъявлял расходы, затраченные на услуги банка, в заявках их не указывал, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, в материалы дела представлено одно заявление общества о предоставлении субсидии, зарегистрированное в Департаменте 22.01.2020 (л.д. 130), в данном заявлении указан только объем заготавливаемого мяса северного оленя в тоннах; во-вторых, размер субсидии рассчитывается из тоннажа заготавливаемого мяса северного оленя (пункт 2.1 Порядка N 1424-П), а не исходя из заявленных расходов. При этом фактическое незаявление расходов на услуги банка является формальным нарушением, не влекущим возврат субсидии.
При изложенных обстоятельствах факт наличия у общества остатка субсидии, не использованной в отчетном финансовом году, Департаментом АПК ЯНАО в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказан, как и обстоятельства несоблюдения получателем субсидии целей, для которых она выплачена.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы законодательства и обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.09.2021 по делу N А81-4418/2021 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, судебные расходы ООО "Агрокомплекс Тазовский" по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с Департамента в пользу общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.09.2021 по делу N А81-4418/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Департаментом агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа требований отказать.
Взыскать с Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Тазовский" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4418/2021
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "Агрокомплекс Тазовский"