г. Самара |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А65-13122/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмеджановой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.01.2022 в помещении суда дело N А65-13122/2021, возбужденное по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТаИФ-НК АЗС" (ИНН 1639028805, ОГРН 1041605006728), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ИНН 1653003714, ОГРН 1021602866405), г.Казань, третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Производственное объединение "Завод имени Серго" (ИНН 1648032420, ОГРН 1111673003276), г.Зеленодольск Республики Татарстан, об оспаривании решения,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТаИФ-НК АЗС" (далее - ООО "ТаИФ-НК АЗС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) по делу N 016/07/3-306/2021; об обязании антимонопольного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением от 02.09.2021 по делу N А65-13122/2021 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "ТаИФ-НК АЗС" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Определением от 24.11.2021 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А65-13122/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Производственное объединение "Завод имени Серго" (далее - АО "ПОЗиС").
Так, судом апелляционной инстанции установлено, АО "ПОЗиС" (заказчик), правомерность действий которого при проведении аукциона в электронной форме N 32009818016 являлась предметом рассмотрения в антимонопольном органе (с последующим принятием оспариваемого решения от 01.03.2021 по делу N 016/07/3-306/2021), к участию в настоящем деле судом первой инстанции не привлекалось.
Между тем, судебный акт по настоящему делу затрагивает права и законные интересы АО "ПОЗиС".
В силу п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.6.1 ст.268, ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
АО "ПОЗиС" представило отзыв на заявление, в котором просило отказать в удовлетворении требований ООО "ТаИФ-НК АЗС".
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 18.12.2020 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 32009818016; заказчик - АО "ПОЗиС", предмет закупки - поставка бензина и дизтоплива по топливным картам для нужд АО "ПОЗиС", начальная (максимальная) цена контракта - 48 735 360 руб., дата начала подачи заявок - 18.12.2020, дата и время окончания подачи заявок - 13.01.2021 10:00, дата рассмотрения первых частей заявок - 18.01.2021, дата и время проведения аукциона - 20.01.2021 10:00, дата подведения итогов аукциона - 25.01.2021.
Согласно протоколу от 25.01.2021 N 4/1 заявка 213932 (ООО "ТаИФ-НК АЗС") признана соответствующей требованиям документации о закупке, при этом закупочной комиссией было принято решение о проведении в отношении общества постквалификации в соответствии с подразделом 4.17 документации о закупке.
В письме от 25.01.2021 N 153/02 АО "ПОЗиС" также сообщило, что в рамках проведения закупочной процедуры ООО "ТаИФ-НК АЗС" признано участником, занявшим первое место; закупочной комиссией было принято решение о проведении в отношении ООО "ТаИФ-НК АЗС" постквалификации, в связи с чем АО "ПОЗиС" запросило данные, указанные в разделе 9, Приложении N 1 (Требования к закупке), а именно:
1. По п.3 (Требования к продукции): Представить перечень заправочных станций (торговых точек), находящихся во всех регионах РФ, где Заказчик/Покупатель сможет осуществлять заправки своего транспорта в рамках договора.
2. По п.4 (Требования к продукции): Представить сведения о заправочной станции (торговой точке) расположенной на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия Заказчика/Покупателя (РТ, г.Зеленодольск, ул.Привокзальная, д.4) где он сможет осуществлять в рамках договора заправку своего транспорта, с обязательным приложением схемы проезда для грузового транспорта и договор ООО "ТаИФ-НК АЗС" с данной АЗС или другие документы подтверждающие данную возможность.
3. По п.7 (Требования к продукции): Предоставить возможность ознакомления с функционалом личного кабинета предоставляемого Заказчику ООО "ТаИФ-НК АЗС" на предмет возможности выполнения условий изложенных в данном пункте специалистом нашей компании без привлечения представителя компании Поставщика.
В ответ на указанное письмо ООО "ТаИФ-НК АЗС" в подтверждение соответствия требованиям, предъявляемым заказчиком к участникам закупки, предоставило запрошенную информацию (письмо от 28.01.2021 N РНЮЛ-52).
Протоколом от 29.01.2021 N 4/2 ООО "ТаИФ-НК АЗС" было отстранено от дальнейшего участия в закупке, как не подтвердившее свое соответствие требуемым параметрам квалификации в соответствии с критериями отбора, установленными п.31 информационной карты документации о закупке.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "ТаИФ-НК АЗС" с жалобой в антимонопольный орган.
Решением от 01.03.2021 по делу N 016/07/3-306/2021 (исх. от 03.03.2021 N 04-04/2437) антимонопольный орган жалобу общества признал необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО "ТаИФ-НК АЗС" обратилось в арбитражный суд.
В обоснование своей позиции ООО "ТаИФ-НК АЗС" указало на то, что документацией о закупке установлено требование о расположении 1 автозаправочной станции на расстоянии не более 5 км от месторасположения завода и у общества в собственности имеется объект, отвечающий указанному требованию.
В действиях заказчика усматривается нарушение Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в установлении необоснованного требования, которое ограничило конкуренцию при осуществлении закупки.
Кроме того, ранее АО "ПОЗиС" на сайте www.etprf.ru разместило извещение N 32009693300 о проведении аналогичной закупки, по итогам которой общество также должно было быть признано победителем, однако письмом от 15.12.2020 (после проведения торгов) ему было сообщено о том, что закупочной комиссией АО "ПОЗиС" принято решение об отмене закупки в связи наличием в размещенных извещениях и документации о закупке существенной ошибки, допущенной при подготовке извещений и Документации о закупке. При этом, п.12.10.1 подраздела 10 "Отмена закупки" раздела 12 "Порядок проведения конкурентной процедуры закупки" отмена закупки на данном этапе не предусмотрена. Между тем, антимонопольный орган на данный факт внимания не обратил и причины отмены закупки в решении не отразил.
В ходе рассмотрения антимонопольным органом жалобы ООО "ТаИФ-НК АЗС" на незаконные действия заказчика общество доказало, что расстояние от АО "ПОЗиС" до АЗС общества составляет 2,9 км (по данным картографического сервиса google.ru), и представило доказательства, что грузовой транспорт осуществляет заправку на данной АЗС. Протяженность маршрута движения для грузового транспорта варьируется от 4,1 км до 5,4 км (зафиксировано на видео).
При этом, в соответствии с п.8.6.6 Единого положения о закупке Государственной корпорации "Ростех", которым руководствуется АО "ПОЗиС" (далее - Положение) в ходе проведения постквалификации организатор закупки имеет право:
запрашивать предоставление участником закупки документов, установленных извещением, документацией о закупке, в целях подтверждения заявленных параметров квалификации и условиям исполнения договора;
инспектировать производство участников закупки на предмет наличия заявленных ими характеристик и их соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора;
запрашивать у соответствующих органов государственной власти, у юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней, информацию о достоверности сведений, представленных в заявке.
Таким образом, как указывает ООО "ТаИФ-НК АЗС", Положением не предусмотрено в ходе проведения постквалификации предоставление участником закупки документов, не установленных извещением, документацией о закупке, в частности, схемы проезда для грузового транспорта.
Критерием, установленным АО "ПОЗиС" в Техническом задании в документации о закупке определено условие расположения 1 АЗС на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия, не содержащее обязанности предоставления схем проезда для грузового транспорта.
Требования к месту оказания услуг не должны приводить к необоснованному ограничению конкуренции, в частности, к ситуации, когда указанным требованиям соответствует только один потенциальный поставщик.
По мнению общества, действия антимонопольного органа нарушают положения ст.17, ч.17 и 20 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
В соответствии с ч.10 ст.3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Ч.1 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.1).
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 данного закона, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.3.1 и 3.2 ст.3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Исходя из ч.6.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами, в частности: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (п.1); в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (п.2).
В соответствии с п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из изложенного следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В силу ст.3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Как видно из материалов дела, в соответствии с протоколом от 25.01.2021 N 4/1 по результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок, поданных на участие в аукционе, и их ранжированию заявка N 213932 (ООО "ТаИФ-НК АЗС") заняла первое место.
На основании подраздела 4.17 документации о закупке проведена постквалификация в отношении участника закупки N 213932 (ООО "ТаИФ-НК АЗС"), вторая часть заявки которого признана соответствующей требованиям документации о закупке.
Согласно п.8.6.1 Положения постквалификация представляет собой процедуру дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации и условий исполнения договора, на достоверность ранее представленной информации и документов. При проведении закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, постквалификация не проводится.
В соответствии с п.8.6.2 Положения постквалификация может проводиться только в случае, если возможность ее проведения была установлена в извещении, документации о закупке, и только на предмет повторного подтверждения участниками закупки их соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора в порядке, установленными в извещении, документации о закупке.
П.8.6.3 Положения установлено, что постквалификация проводится по решению ЗК в отношении участника закупки:
- занявшего первое место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок;
- занявшего второе место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок, если участник закупки, занявший первое место, не прошел постквалификацию либо отказался от прохождения постквалификации;
- занявшего третье место в ранжировке участников процедуры закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок, если участники закупки, занявшие первое и второе место, не прошли постквалификацию либо отказались от прохождения постквалификации;
- признанного единственным участником закупки по итогам рассмотрения заявки.
Согласно п.8.6.6 Положения в ходе проведения постквалификации организатор закупки имеет право:
1) запрашивать предоставление участником закупки документов, установленных извещением, документацией о закупке, в целях подтверждения заявленных параметров квалификации и условиям исполнения договора;
2) инспектировать производство участников закупки на предмет наличия заявленных ими характеристик и их соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения, договора;
3) запрашивать у соответствующих органов государственной власти, у юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней, информацию о достоверности сведений, представленных в заявке.
П.8.6.7 Положения установлено, что по результатам проведения постквалификации ЗК вправе принять решение об отстранении участников закупки (подраздел 11.7 Положения), не подтвердивших своего соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора (не прошедших постквалификацию) или отказавшихся от прохождения постквалификации.
В соответствии с п.8.6.9 Положения победителем закупки признается участник закупки, успешно прошедший постквалификацию (соответствует параметрам квалификации, предложил лучшие условия исполнения договора) и заявке которого присвоено первое место в итоговой ранжировке заявок.
В силу п.11.7.1 Положения в любой момент вплоть до подписания договора ЗК должна отстранить участника от дальнейшего участия в закупке в случая):
1) обнаружения недостоверных сведений в заявке, существенных для допуска данного участника к закупке или для оценки его заявки, при наличии документального подтверждения их недостоверности;
2) подкрепленного документами факта давления таким участником на члена ЗК, эксперта, руководителя организатора закупки или заказчика;
3) непрохождения постквалификации (п.8.6.3 Положения).
Согласно п.4.15.13 аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок ЗК принимает одно из следующих решений:
1) о проведении постквалификации (подраздел 4.17);
2) о выборе победителя.
П.34 раздела 6 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что постквалификация допускается по решению ЗК в порядке, установленном в разделе 4.17.
Таким образом, документация заказчика предусматривала возможность проведения постквалификации в отношении участников закупки, подавших заявки на участие, и комиссия заказчика была правомочна принимать решение о проведении постквалификации в целях дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации, на соответствие предъявляемым требованиям.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган сделал правильный вывод о том, что в соответствии с Положением о закупках и аукционной документацией комиссия заказчика была вправе проводить процедуру постквалификации в отношении ООО "ТаИФ-НК АЗС" в целях дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров.
Как уже указано, закупочной комиссией было принято решение о проведении постквалификации в отношении участника закупки, занявшего первое место в ранжировке участников закупки по итогам осуществления оценки и сопоставления заявок, с идентификационным номером 213932 (протокол от 25.01.2021 N 4/1), в связи с чем участник (ООО "ТаИФ-НК АЗС") был уведомлен о принятом решении в установленном документации о закупке порядке.
Согласно приложению N 1 к документации о закупке "Требования к продукции, Техническое задание на поставку нефтепродуктов для нужд АО "ПОЗиС"" заказчиком установлено, что в связи с наличием на предприятии специальной техники и ограниченной возможностью ее передвижения по дорогам общего пользования на дальние расстояния, участник должен предоставить 1 АЗС, расположенную на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия.
В рамках проведения постквалификации заказчиком запрошены сведения о заправочной станции (торговой точке), расположенной на расстоянии не более 5 км от месторасположения предприятия заказчика (Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул.Привокзальная д.4.), где он сможет осуществлять в рамках договора заправку своего транспорта, с обязательным приложением схемы проезда для грузового транспорта, и договор ООО "ТаИФ-НК АЗС" с данной АЗС или другие документы, подтверждающие данную возможность.
ООО "ТаИФ-НК АЗС" представило запрошенные документы, однако согласно пояснениям заказчика этот участник был отстранен от дальнейшего участия в закупке на основании п.4.17.7 документации о закупке, так как он не подтвердил своего соответствия требуемым параметрам в соответствии с критериями отбора, установленными в п.31 информационной карты документации о закупке, а именно, представленная схема проезда к АЗС находится в зоне действия знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено".
Таким образом, участник закупки не соответствует требованиям заказчика в части наличия 1 АЗС, расположенной на расстоянии не более 5 км от местонахождения заказчика, с возможностью проезда грузового транспорта.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольный орган направил запрос от 20.02.2021 N АР-04/2031 в Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан о предоставлении информации о наличии дорожных знаков 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" на протяжении всего пути следования от месторасположения заказчика до автозаправочной станции общества, а также сведений о наличии/отсутствии дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" в зоне нахождения автозаправочной станции, расположенной по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, примерно в 26 м от д.34 ул.Спортивная по направлению на северо-восток (адрес согласно выписке ЕГРН).
Согласно ответу Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 01.03.2021 N 2480 по вопросу организации дорожного движения на улично-дорожной сети г.Зеленодольск по результатам проведенной проверки установлено, что 2 дорожных знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" установлены на ул.Привокзальная напротив гаражного массива "Северный", 1 дорожный знак - на ул.Ленина напротив д.25, а также 1 дорожный знак - на ул.Карла Маркса напротив д.22. В проектах организации дорожного движения ул.Привокзальная и Ленина дорожные знаки 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" отсутствуют. В этой связи на имя руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан внесено представление на демонтаж данных знаков до внесения соответствующих корректировок в проекты организации дорожного движения.
Таким образом, согласно представленной обществом в рамках постквалификации схеме проезда транспортных средств на пути следования от месторасположения заказчика (г.Зеленодольск, ул.Привокзальная, д.4) до автозаправочной станции ООО "ТаИФ-НК АЗС" (г.Зеленодольск, ул.Спортивная, д.34а) имеется знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" на ул.Привокзальной напротив гаражного массива "Северный", ул.Ленина напротив д.25.
Следовательно, представленная ООО "ТаИФ-НК АЗС" схема проезда не соответствует требованиям заказчика в части наличия 1 АЗС, расположенной на расстоянии не более 5 км от местонахождения АО "ПОЗиС", с возможностью проезда грузового транспорта.
В результате проведенного анализа возможных схем проезда грузовых автомобилей от месторасположения заказчика до автозаправочной станции общества установлено, что в случае необходимости проезда грузового автотранспорта АЗС находится на расстоянии более 5 км.
ООО "ТаИФ-НК АЗС" представило в антимонопольный орган схему проезда грузового транспорта до автозаправочной станции через ул.Паратскую.
Вместе с тем, протяженность пути следования грузового автомобиля от места нахождения заказчика до АЗС общества через ул.Паратскую составляет более 5 км.
С учетом изложенного антимонопольный пришел к правильному выводу о том, что ООО "ТаИФ-НК АЗС" не соответствует установленным заказчиком в п.4 технического задания аукционной документации требованиям о наличии автозаправочной станции, расположенной на расстоянии не более 5 км от местонахождения предприятия заказчика (г.Зеленодольск, ул.Привокзальная д.4), где он сможет осуществлять заправку своего грузового транспорта, ввиду наличия на пути следования (составляющем менее 5 км) знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено".
Требования к участникам закупки определены заказчиком в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, с учетом своих потребностей, исходя из специфики деятельности заказчика.
Условия исполнения договора, изложенные в приложении N 2 к документации "Требования к продукции/Техническое задание на поставку нефтепродуктов для нужд АО "ПОЗиС"", являются существенными для заказчика в рамках дальнейшего исполнения договора и влияют непосредственно на целесообразность закупки.
ООО "ТаИФ-НК АЗС", подавая заявку на участие в аукционе, выразило свое согласие на поставку товара, оказание услуг в соответствии с установленными заказчиком требованиями.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган правомерно признал жалобу ООО "ТаИФ-НК АЗС" необоснованной.
Доводы ООО "ТаИФ-НК АЗС", со ссылкой на распечатки карт и видео, о том, что протяженность пути следования грузового транспорта в данном случае составляет менее 5 км, противоречат материалам дела.
Путь следования грузового транспорта от предприятия заказчика до АЗС общества, на котором отсутствуют запрещающие знаки (знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено"), проходит через ул.Паратскую и его протяженность составляет более 5 км.
Ссылка ООО "ТаИФ-НК АЗС" на то, что АО "ПОЗиС" установило необоснованные требования, которые ограничили конкуренцию при осуществлении закупки; требования к месту оказания услуг не должны приводить к необоснованному ограничению конкуренции, в частности, к ситуации, когда указанным требованиям соответствует только один потенциальный поставщик, - подлежит отклонению.
Из пояснений АО "ПОЗиС" следует, что необходимость нахождения АЗС на расстоянии не более 5 км связано с наличием на предприятии специальной техники и ограниченной возможностью ее передвижения по дорогам общего пользования.
При этом необходимо отметить, что на участие в закупке было подано 5 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Довод АО "ПОЗиС" о наличии в месте его расположения нескольких АЗС, отвечающих требованиям закупочной документации (расстояние не более 5 км), ООО "ТаИФ-НК АЗС" не опровергло.
Ссылка ООО "ТаИФ-НК АЗС" на то, что ранее АО "ПОЗиС" разместило извещение N 32009693300 о проведении аналогичной закупки, а затем эту закупку отменило, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, в связи с чем не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, заявленные требования ООО "ТаИФ-НК АЗС" удовлетворению не подлежат.
На основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на ООО "ТаИФ-НК АЗС".
В соответствии со ст.104 АПК РФ и ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "ТаИФ-НК АЗС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 22.09.2021 N 16454 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2021 года по делу N А65-13122/2021 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ТаИФ-НК АЗС" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТаИФ-НК АЗС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13122/2021
Истец: ООО "ТаИФ-НК АЗС", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: АО "ПОЗиС", г. Зеленодольск