г. Чита |
|
2 февраля 2022 г. |
Дело N А19-8143/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" Забелиной К.Л. (доверенность от 11.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-8143/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1023801032090, ИНН 3800000140, далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980, далее - ответчик, ТУФАУГИ) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выразившегося в принятии в собственность Российской Федерации древесины в хлыстах - 16 166 м3, образованной в результате реализации проекта по строительству автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск- Иркутск на участке км 1797+000 - км 1842+000 (обход г. Усолье-Сибирское) на земельных участках в Усольском районе Иркутской области, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-8143/2021 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства", путем реализации прав собственника в отношении древесины в хлыстах 16 166 м3, образованной в результате вырубки при реализации проекта по строительству автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км. 1797+000 - км. 1842+000 (обход г. Усолье-Сибирское) на земельных участках в Усольском районе Иркутской области, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании.
Ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что полномочия относительно реализации полученной в результате рубки древесины при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516, в Положении о Территориальном управлении отсутствуют. Кроме того, по мнению апеллянта, с учетом того, что заявителем оспаривается не конкретный, конечный (итоговый) ответ/отказ Территориального управления, как не соответствующий действующему законодательству и нарушающий его права, а именно бездействие, как не совершение определенных действий, срок на подачу заявления об обжаловании таких действий, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ объективно истек, с учетом обращения заявителем в Арбитражный суд Иркутской области апреле 2021 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учреждение в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.01.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ТУФАУГИ в Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя учреждения, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФКУ Упрдор "Прибайкалье" в рамках реализации проекта по строительству автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км 1797+000 - км 1842+000 (обход г. Усолье-Сибирское), оформило права на земельные участки, подпадающие в зону строительства.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", одновременно с регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования, в отношении данных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их принадлежности к категории земель промышленности, транспорта и земель иного специального назначения.
В связи с тем, что на земельных участках с кадастровыми номерами 38:16:000040:2035, 38:16:000000:1541, 38:16:000000:1576, 38:16:000049:4288 произрастал лес, который препятствовал использованию земельных участков по их назначению, ФКУ Упрдор "Прибайкалье" силами подрядной организации АО "Труд" осуществило рубку лесных насаждений, находящихся на поверхности указанных выше земельных участков.
Объем вырубленной древесины в хлыстах составил 16 166 м3.
Стоимость древесины по минимальным ставкам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" определена в размере 1 196 023 руб. 74 коп., в том числе древесина, обладающая потребительскими свойствами, предполагающими возможность её последующей реализации и/или использования в производстве и условная древесина (корни, пни и т.д.).
Для обеспечения в том числе и временного складирования древесины, АО "Труд" использует участок полосы отвода ПК184+00-186+00 - 7 666 м3, а также АО "Труд" с АО "Железнодорожник" заключен договор аренды земельного участка N 38 от 16.09.2019, в том числе для складирования древесины - 7 000 м3.
Поскольку в силу правового статуса ФКУ Упрдор "Прибайкалье" вырубленная древесина является имуществом Российской Федерации, заявитель обратился в Росавтодор по вопросу согласования проведения торгов по реализации вырубленной древесины.
Согласно полученному 03.08.2020 года ответу Федерального дорожного агентства, Росавтодор полагает возможным реализацию ФКУ Упрдор "Прибайкалье" древесины, при условии согласования данной сделки с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным управлением) и Министерством лесного комплекса Иркутской области (письмо от 03.08.2020 года N 01-28/22193).
В ходе неоднократных попыток урегулировать вопрос по реализации древесины с указанными ведомствами, ФКУ Упрдор "Прибайкалье" получен ответ ТУ Росимущества в Иркутской области, из которого следует, что вопрос порядка реализации полученной в результате рубки древесины при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, законодательством не урегулирован.
Заявитель, полагая, что бездействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, в лице ТУ Росимущества по принятию в собственность Российской Федерации древесины в хлыстах 16 166 м3, образованной в результате реализации проекта по строительству автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Доводы о пропуске заявителем срока на обращение в суд заявлялись суду первой инстанции и правомерно отклонены с приведением соответствующих мотивов.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из пояснений заявителя, он неоднократно обращался в соответствующие министерства и ведомства с целью определения государственного органа, уполномоченного распорядиться спорной древесиной, однако до настоящего времени ответ на указанный выше вопрос не получил.
Так, полагая, что Росимущество, будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным государством осуществлять полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, обязано реализовать полномочия собственника в отношении древесины, полученной в результате вырубки лесных насаждений на земельных участках из состава земель промышленности, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для реализации проекта по строительству автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км 1797+000 - км 1842+000 (обход г. Усолье-Сибирское), направило в адрес ТУ Росимущества в Иркутской области письмо от 16.03.2020 исх. N 663 с просьбой провести торги по реализации древесины, вырубленной на земельных участках с кадастровыми номерами 38:16:000040:2035, 38:16:000000:1541, 38:16:000000:1576, 38:16:000049:4288, с категорией земель: земли промышленности и иного специального назначения.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения ТУ Росимущества запросило позицию по указанному вопросу в Росимущество.
Как следует из материалов дела, 29.07.2020 и 06.08.2020 ФКУ Упрдор "Прибайкалье" повторно обращалось к ТУ Росимущества с просьбой провести торги (письма N 2441 и 2563, соответственно).
По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений ТУ Росимущества повторно запросило позицию по указанному вопросу в Росимущество (письмо от 25.08.2020 N 38- СН/10312) и письмом от 02.09.2020 N 38-СН/10690 проинформировало заявителя о направлении запроса в адрес Росимущества, указав, что после получения ответа, заявитель будет уведомлен дополнительно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что обращение ФКУ Упрдор "Прибайкалье" к ТУ Росимущества с просьбой провести торги и получение от него ответа без какой-либо информации, касающейся спорного вопроса, в рассматриваемом случае не может являться точкой отсчета для срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
Заявитель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Как следует из материалов дела, 08.02.2021 заявителем в адрес ответчика была направлена претензия N 502 (вх. N1824 от 09.02.2021) с требованием реализовать полномочия собственника в отношении спорной древесины.
В ответе на указанную претензию от 15.02.2021 N 38-СН/1589 ТУ Росимущества в Иркутской области отказалось от приема древесины или иного распоряжения ею.
Поскольку в арбитражный суд заявитель обратился 29.04.2021, следует признать, что срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, истцом не пропущен.
На основании части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что спорная древесина является собственностью Российской Федерации.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 214 ГК РФ).
ФКУ Упрдор "Прибайкалье" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок из состава земель промышленности, транспорта и земель иного специального назначения с разрешенным использованием "для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов", предоставленный в целях строительства автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км 1797+000 - км 1842+000 (обход г. Усолье-Сибирское), на котором он не имеет возможности распорядиться древесиной, образованной в процессе вырубки лесных насаждений, поскольку законодательством не урегулирован вопрос о возникновении у пользователя земельным участком права собственности в отношении такой древесины и не определен порядок ее реализации.
Заявитель предпринимал попытки выяснить, какой из государственных органов уполномочен на распоряжение подобной древесиной, однако данный вопрос так и не был урегулирован.
Вместе с тем на основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (абзац первый пункта 1 Положения).
В соответствии с пунктом 5.3 Положения Росимущство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 5.4 Положения установлено, что Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, то есть на Росимущество возложены полномочия, которыми ранее был наделен фонд.
Согласно пункту 5.2 Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
Таким образом, судом правомерно сделан вывод о том, что Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества независимо от его назначения, за исключением того имущества, право распоряжения которым в силу прямого указания закона предоставлено соответствующим государственным органам.
Довод ТУ Росимущества об отсутствии у заинтересованного лица соответствующих полномочий по реализации древесины противоречит Положению от 05.06.2008 N 432. Росимущество, будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным государством осуществлять полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, обязано реализовать полномочия собственника в отношении древесины, полученной в результате вырубки лесных насаждений на земельных участках из состава земель промышленности являющихся федеральной собственностью, предназначенных для предназначенных для реализации проекта по строительству автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км 1797+000 - км 1842+000 (обход г. Усолье-Сибирское).
При таких обстоятельствах бездействие ТУ Росимущества по реализации своих полномочий собственника в части распоряжения древесиной, которая является собственностью РФ, образовавшейся в результате вырубки на земельных участках с кадастровыми номерами 38:16:000040:2035, 38:16:000000:1541, 38:16:000000:1576, 38:16:000049:4288, является незаконным.
Довод государственного органа о том, что бездействием ТУ Росимущества не было допущено нарушений прав и законных интересов заявителя, судом правомерно отклонен, поскольку из материалов дела следует и ответчиком не опровергнуто, что спорная древесина складирована подрядчиком на арендованном земельном участке и последний вынужден обеспечивать её сохранность за счет собственных средств. При этом, в связи с тем, что данная древесина является собственностью Российской Федерации, заявитель, как пользователь земельных участков и заказчик работ, несет за нее ответственность и вынужден обеспечивать сохранность древесины за счет собственных средств.
То обстоятельство, что нормативными актами не урегулирован порядок реализации древесины, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. Государственный орган вправе для реализации данной древесины применить по аналогии правила реализации древесины, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2021 года по делу N А19-22681/2020.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-8143/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8143/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области