г. Самара |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А55-11870/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" - представитель Мойсеевич В.С. (доверенность от 12.01.2022),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель Уварова Г.В. (доверенность от 09.09.2020),
от ликвидатора ООО финансово-строительная компания "Стройград" Милохова А.В. - представитель не явился, извещено,
от ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" - представитель не явился, извещено,
от Пожарской Татьяны Сергеевны - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2021 года по делу N А55-11870/2021
по заявлению Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- ликвидатора ООО финансово-строительная компания "Стройград" Милохова А.В. (ИНН 6321185442),
- ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 6321165830),
- Пожарской Татьяны Сергеевны
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания ГЖИ Самарской области N ТАвз-92285 от 22.01.2021.
Определением суда от 05.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ликвидатор ООО финансово-строительная компания "Стройград" Милохов А.В. (ИНН 6321185442), ООО "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 6321165830) и Пожарская Татьяна Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, полагает, что региональный оператор не является лицом, ответственным за предоставление коммунальных услуг, следовательно к Фонду, как к организации, выполняющей функции технического заказчика работ, не может быть применен закон, применяемый к управляющим компаниям, в данном случае Правила N 354.
От Государственной жилищной инспекции Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам.
В судебном заседании представитель Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения граждан от 16.01.2019 вх. N 28-з жилищной инспекцией 01.07.2019 было проведено контрольное мероприятие в отношении НО "ФКР", в результате которого было выявлено невыполнение в полном объёме капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 56, выразившееся в не проведении ремонта по замене инженерных коммуникаций, относящихся к общему имуществу дома, в квартире N 150.
В связи с данными обстоятельствами в отношении НО "ФКР" было выдано предписание N ТАвз-68853 от 05.02.2019 со сроком устранения нарушений до 02.06.2019. Однако в установленный срок указанное предписание исполнено не было, как и последующие предписания: N ТАвз-76544 от 01.07.2019 (со сроком устранения нарушений до 29.09.2019), N ТАвз-83128 от 17.10.2019 (со сроком 03.05.2020).
22.01.2021 на основании акта проверки от 22.01.2021 в отношении НО "ФКР" должностным лицом Государственной жилищной инспекции Самарской области вынесено предписание N ТАвз-92285 об устранении нарушений обязательных требований в части не обеспечения региональным оператором проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а именно в кв. N 150 многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, пр-кт Степана Разина, д. 56 капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопления, относящийся к общему имуществу, в полном объеме не выполнен.
НО "ФКР" считает предписание N ТАвз-92285 от 22.01.2021 незаконным и необоснованным, в связи с чем обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания. Указал, что при проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 56, региональным оператором были соблюдены все действующие на момент проведения капитального ремонта нормы законодательства, в связи с чем у НО "ФКР" отсутствует обязанность по проведению работ по капитальному ремонту инженерных систем в квартире N 150.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается, в частности, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечении объектов капитального строительства или их элементов.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ, в перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме указан ремонт внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов отнесен ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Законом N 185-ФЗ, утвержденными Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, капитальный ремонт зданий - замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также устранение в необходимых случаях последствий функционального (морального) износа конструкций и проведение работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, т.е. проведение модернизации зданий. Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома.
При капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 (пункт 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Таким образом, учитывая приведенные выше нормы, капитальный ремонт проводится в целях нормального функционирования всех инженерных систем в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы, состоящая из стояков, регулирующей и запорной арматуры.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что в целях реализации Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" Правительством Самарской области утверждено Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Постановление N 707).
В соответствии с перечнем многоквартирных домов, установленных Постановлением N 707, плановый период проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, пр-кт. Степана Разина, д. 56 отнесен на 2017-2019 годы.
Собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 56 согласовано проведение ремонта внутридомовых инженерных систем, о чем свидетельствует протокол общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 05.09.2016 (л.д.27-36).
В рамках реализации региональной программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, 11.11.2016 г. между НО "ФКР" и ООО ФСК "Стройград" был заключен договор N ЭАЗОО-16/17 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Самарской области по адресу: Самарская область, г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 56 - ремонт инженерных систем (л.д.18-24).
Выполненные работы по договору N ЭАЗОО-16/17 от 11.11.2016 были приняты актом приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27.11.2017 (л.д.25).
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (п.3 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В силу пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и порядок выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Фонд капитального ремонта, как заказчик по договору подряда, в соответствии с действующим законодательством и договором подряда обязан контролировать и выявлять отступления от плана на момент производства ремонтных работ, в том числе на этапе их приемки, нести ответственность за качество и своевременность выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 6 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из системного толкования положений приведенных норм следует, что ответственность регионального оператора обусловлена фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018).
При этом НО "ФКР" в обоснование своей позиции ссылается на отсутствие допуска со стороны собственника Половинкина А.В. для проведения ремонтных работ в помещение квартиры N 150 МКД, о чем составлен акт от 28.08.2017 N 150/2. Подпись собственника данного помещения в акте отсутствует. Также отсутствуют доказательства соблюдения требований подпункта о) п. 31, б) п. 32, е) п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в редакции на момент проведения вышеназванных работ (далее - Правила N 354), о согласовании либо о надлежащем извещении собственника помещения квартиры N 150 доступа в занимаемое им помещение для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ.
Однако данный довод не подтверждается материалами дела. Из представленного в материалы дела доказательств не усматривается, что все собственники жилых помещений МКД отказались от проведения работ по капитальному ремонту инженерных систем МКД.
Представленный НО "ФКР" акт о не допуске в помещение квартиры N 150 для проведения работ по капитальному ремонту доказательством невозможности выполнения работ по капитальному ремонту инженерных сетей в данном помещении не является.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае работы по капитальному ремонту инженерных систем МКД, предусмотренные проектно-сметной документацией и оплаченные собственниками МКД, полностью не выполнены. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в т.ч. актами проверки, актом приемки выполненных работ.
Ссылка Фонда на принятие спорных работ по капитальному ремонту судом первой инстанции обоснованно не принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не исключает факт проведения указанных работ не в полном объеме.
Оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий жилищной инспекции и соответствует требованиям ЖК РФ, предписание не нарушает права и охраняемые законом интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на Общество обязательства, не предусмотренные действующим законодательством.
Оспариваемое предписание содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить Фонду и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки исключают возможность двоякого толкования, по сути, являются понятными и исполнимыми.
Фондом не указано на достаточные и объективные обстоятельства, препятствующие исполнению предписания. Установленный в предписании срок его исполнения является достаточным.
Доказательств обратного суду не представлено.
В силу ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что порядок составления акта о недопуске в жилое помещение на момент проведения капитального ремонта отсутствовал, не является основанием для признания обжалуемого предписания незаконным. Выполненные работы по договору N ЭАЗОО-16/17 от 11.11.2016 были приняты актом приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27.11.2017.
Доказательств того, что НО "ФКР" в период с 28.08.2017 по 27.11.2017 до окончания работ принимались попытки обеспечить проведение капитального ремонта инженерных систем в полном объеме путем получения доступа в помещение квартиры N 150, в материалах дела представлено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что в обязанности Фонда не входит осуществление действий по обеспечению допуска в жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту противоречит требованиям, установленным п. 4.1 части 2 ст. 182 ЖК РФ, согласно которому НО "ФКР" обязано обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, сетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно части 6 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Законом N 185-ФЗ, утвержденными Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, капитальный ремонт зданий - замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также устранение в необходимых случаях последствий функционального (морального) износа конструкций и проведение работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, т.е. проведение модернизации зданий. Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома.
При капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 (пункт 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Таким образом, учитывая приведенные выше нормы, капитальный ремонт проводится в целях нормального функционирования всех инженерных систем в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае работы по капитальному ремонту инженерных систем МКД, предусмотренные проектно-сметной документацией и оплаченные собственниками МКД, полностью не выполнены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2021 года по делу N А55-11870/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11870/2021
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: ООО ликвидатор финансово-строительная компания "Стройград" Милохов А.В., ООО "Управляющая компания N2 жилищно-коммунального хозяйства", ООО Управляющая компания "УК N2 ЖКХ", Пожарская Татьяна Сергеевна