г. Красноярск |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А33-24573/2021 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Парфентьева О.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легион" (ИНН 2460112236, ОГРН 1192468007247) на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2021 года по делу N А33-24573/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Легион" (далее - ответчик) о взыскании 40 327 рублей 50 копеек неосновательного обогащения, 2098 рублей 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Красноярского края от 22.11.2021 иск удовлетворен.
07.12.2021, не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
10.12.2021, в связи с поступлением апелляционной жалобы на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражным судом Красноярского края изготовлено мотивированное решение.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает, что спорная конструкция не является рекламной конструкцией, является информационной вывеской, следовательно, у суда не имелось оснований для удовлетворения иска.
По сути, доводы жалобы являются аналогичными доводам, приведенным ответчиком в суде первой инстанции (отзыв на исковое заявление л.д.134-135).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, от 21.12.2021, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/).
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом части 1 статьи 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017
10
О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве
апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон, без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Третий арбитражный апелляционный суд, проверив законность решения в порядке статей 229, 270, 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.04.2016 на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 26.04.2016 б/н, между обществом с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (управляющая компания) и собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Львовская, д. 35, заключен договор N 154-п управления многоквартирным домом.
05.12.2017 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с изменением фирменного наименования юридического лица. С 05.12.2017 общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (ООО ГУК "Жилфонд") именуется как общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (сокращенное фирменное наименование ООО УК "ЖСК").
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Львовская, д. 35, оформленным протоколом внеочередного общего собрания от 01.02.2017, собственники многоквартирного дома уполномочили управляющую компанию решать вопросы пользования общим имуществом, в том числе земельным участком с КН 24:50:0500309:16, требовать устранения всяких нарушений прав собственников. Указанным протоколом стоимость использования (аренды) одного квадратного метра площади фасада здания для установки и эксплуатации рекламных/информационных конструкций утверждена в размере 250 рублей в месяц.
В соответствии с актом осмотра жилищного фонда от 07.11.2018 и актом внеплановых мероприятий от 02.06.2020 по адресу: г. Красноярск, ул. Львовская, 35, на фасаде дома без согласования с собственниками и заключения договоров на пользования общим имуществом размещены, в том числе: конструкция размером 8,00 х 2,42 м с надписью
рог изобилия ретро, акция 48 р. литр
и графическим рисунком - слева от входа в магазин
Ретро
на уровне 1 этажа, конструкция размером 09,50 х 0,90 м
с надписью
магазин классических алкогольных напитков
- слева от входа на уровне 2 этажа. Магазин
Ретро
находится в нежилом помещении
87, принадлежащем на праве собственности Шишкову Ю.Ю. Договор на пользование общим имуществом не заключен, оплата не производится.
Согласно выписке из ЕГРН собственником нежилого помещения с КН 24:50:0500309:826 по адресу: г. Красноярск, ул. Львовская, 35, N 87, является Шишков Ю.Ю. Помещение предоставлено ООО "Легион" на основании договора аренды от 11.03.2019.
Претензией N 686-2-6-1 истец предложил ответчику произвести оплату задолженности за пользование общим имуществом собственником помещений многоквартирного дома в размере 40 327 рублей 50 копеек.
Претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Легион" 40 327 рублей 50 копеек неосновательного обогащения, 2 098 рублей 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы права, а именно - статьи 1, 8, 9, 12, 290, 1102,1105, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4, 36, 44, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", с учетом правовой позиции, изложенной в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", в Информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2014 N 304-АВ14-2084 по делу N А70-12211/2013, в постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"", суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований, для удовлетворения иска.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, спорная конструкция располагалась на фасаде жилого многоквартирного дома, которая относится к общему имуществу многоквартирного дома, обладает необходимым квалифицирующим признаком, что ответчиком не оспаривается.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, ссылается на то, что конструкции не являются рекламными, в связи с чем, по его мнению, оснований для удовлетворения иска не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, объектом рекламирования может являться не только конкретный товар, но также и его изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Размещение отдельных сведений, имеющих целью привлечение внимания к конкретному продавцу, также должно рассматриваться в качестве рекламы, несмотря на наличие или отсутствие сведений об определенных товарах (их ассортименте).
Пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе предусмотрено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 5 и 9 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Под вывеской понимается информационное средство при входе в помещение, занимаемое предприятием, которое имеет своей целью извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначении места входа.
По пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 разъяснено, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
При этом, размер баннерного полотна, место его расположения, а также наличие крупного буквенного изображения, индивидуализирующего деятельность магазина, могут характеризовать содержание конструкций и их размещение как рекламу. Данный вывод отражен в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2014 N 304-АВ14-2084 по делу N А70-12211/2013.
Пунктами 1 и 2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе.
Таким образом, разграничение рекламной конструкции и вывески может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной конструкции.
Исходя из положений пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений статьи 3, частей 1, 9 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
На основании положений статей 2, 3 Закона О рекламе, статьи 9 Закона О защите прав потребителей, статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 15, 16 и 18 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", исследовав и оценив в совокупности представленные в дело доказательства, в том числе фотоизображение спорной конструкции; изучив содержание информации, которая предназначена для привлечения внимания неограниченного круга лиц, размер, стиль и форму выражения указанной информации, направленные на привлечение интереса к продавцу, суд первой инстанции обоснованно указал, что конструкция имеет значительные размеры и хорошо видна, адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания к оказываемым услугам. Сведения выполнены большим шрифтом и размером, разным исполнением, привлекающим внимание неопределенного круга лиц.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод, что надписи в сочетании с их размещением на конструкции, а также с размещением самой конструкции призваны сформировать представление о том, что в случае возникновения у потребителя потребности в приобретении товаров, такие услуги могут быть получены по указанному адресу. Таким образом, рассматриваемая конструкция направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, с целью поддержание интереса к деятельности ответчика, его продвижения на рынке; содержание размещенной на конструкции информации способствует привлечению внимания неопределенного круга лиц, вследствие чего расценивается судом как реклама.
При таких обстоятельствах, истцом подтверждено нарушение ответчиком прав собственников многоквартирного дома на объекты общего пользования путем использования в спорный период общего имущества многоквартирного дома в результате размещения конструкций без согласования с собственниками помещений дома и заключения соответствующего договора.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление и письменных дополнениях к нему, подлежат отклонению, как необоснованные и документально не подтвержденные.
Спорная конструкция не может быть отнесена к информационной вывеске, наличие которой является обязательной, поскольку информационная вывеска помимо спорной конструкции также имеется на фасаде здания рядом со входом в торговое помещение, и именно эта информационная вывеска содержит необходимую информацию, позволяющую отождествить продавца с указанием его необходимых признаков (место расположения, наименование, телефон, режим работы, общий перечень реализуемых товаров). Необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей (статья 9) спорные конструкции не содержат. Какая-либо обязательная к размещению в силу закона информация на конструкциях отсутствует.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2021 года по делу N А33-24573/2021 оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-24573/2021
Истец: ООО УК ЖСК, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНЫЕ СИСТЕМЫ КРАСНОЯРСКА"
Ответчик: ООО "ЛЕГИОН"