г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А56-36952/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Вороной Б.И.
при участии согласно протоколу судебного заседания от 26.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36900/2021) общества с ограниченной ответственностью "ВодПрофСервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2021 по делу N А56-36952/2021 (судья Вареникова А.О.), принятое по иску Совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области к 1) обществу с ограниченной ответственностью "ВодПрофСервис", 2) администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании договора недействительным,
при участии Прокуратуры Ленинградской области
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - истец, Совет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВодПрофСервис" (далее - Общество) и Администрации "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области (далее - Администрация) о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды муниципального имущества коммунального назначения от 29.04.2020 N б/н и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Общества возвратить Администрации имущество коммунального назначения, указанное в приложении N 1 к договору аренды.
К участию в деле привлечена Прокуратура Ленинградской области (далее - Прокуратура).
Решением от 15.09.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и указав на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель прокуратуры согласился с позицией истца.
Ответчики, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 29.04.2020 между Обществом и Администрацией заключен договор аренды муниципального имущества коммунального назначения N б/н, в соответствии с которым арендодатель (Администрация) обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование на условиях договора имущество (тепловые сети), принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и поименованное в Приложение N 1, являющимся неотъемлемой частью договора, в целях осуществления деятельности в сфере теплоснабжения (в т.ч. деятельности по передаче тепловой энергии).
Истец, полагая, что договор аренды муниципального имущества коммунального назначения от 29.04.2020 N б/н, заключен в нарушение требований антимонопольного законодательства без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора в отношении коммунального имущества, ссылаясь на положения ст. ст. 168 и 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Администрация признала иск в порядке, установленном частью 3 статьи 49 АПК РФ.
В обоснование жалобы Общество указало, что 27 марта 2020 г. между ответчиком и АО "РНЦ "Прикладная химия" (ранее - ФГУП "РНЦ "Прикладная химия") заключен договор аренды N 1-Л, в соответствии с которым ответчику на праве владения и пользования принадлежат тепловые сети, являющиеся частью системы теплоснабжения МО "Кузьмоловское ГП".
Сети теплоснабжения, арендуемые ответчиком по договору аренды от 27 марта 2020 г. N 1-Д, имеют точки присоединения к сетям теплоснабжения, переданным ответчику по оспариваемому договору и участвуют в единой тexнoлогичecкoй системе теплоснабжения.
Общество полагает, что при заключении договора не были нарушены нормы действующего законодательства, поскольку в соответствии с положениями пункта 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) допускается передача прав на объекты теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности без проведения аукциона.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
К числу объектов концессионного соглашения пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) относят объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в частности, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении (пункт 4.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Таким образом, не допускается передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, обязательность которых закреплена Законом о теплоснабжении и Законом N 115-ФЗ.
Из буквального содержания приведенных норм следует, что не требуется проведение аукциона и конкурса, если договор заключается в отношении имущества коммунального назначения с владельцем сети в отношении части соответствующей сети (при этом требуется также соблюдение условий по сроку ввода объектов в эксплуатацию), но не с владельцем части сети в отношении сети в целом.
Несмотря на принадлежность Обществу участка систем теплоснабжения, оно не является владельцем непосредственно самой системы теплоснабжения, в связи с чем наличие оснований, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, Обществом не доказано, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
В отсутствие ходатайства о приобщении дополнительных доказательств, приложенные к апелляционной жалобы документы (Схема теплоснабжения МО Кузьмоловское городское поселение Ленинградской области на период до 2033 года) подлежат возврату подателю жалобы (п. 2 ст. 268 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2021 по делу N А56-36952/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36952/2021
Истец: Совет депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение", СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗЬМОЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМ. МО КУЗЬМОЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, Администрацию муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ООО "ВОДПРОФСЕРВИС"
Третье лицо: Прокуратура Ленинградской области