г. Пермь |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А71-5788/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Завьялово-Водоканал",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 октября 2021 года
по делу N А71-5788/2021
по заявлению Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1075904001271, ИНН 5904157090)
к обществу с ограниченной ответственностью "Завьялово-Водоканал" (ОГРН 1101841002955, ИНН 1841010810)
о взыскании 47546 руб. 36 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к обществу с ограниченной ответственностью "Завьялово-Водоканал" (далее - ответчик, общество) о взыскании 47 546 руб. 36 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября 2021 года с ООО "Завьялово-Водоканал" в доход соответствующего бюджета взыскано 47 546 руб. 36 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду; в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Ответчик в жалобе указывает, что представил декларацию о воздействии на окружающую среду 29.03.2019, в связи с чем сверхлимитное доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду не соответствует закону.
Управление в письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Завьялово-Водоканал" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2019 N 664 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Удмуртской Республики осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Осуществления проверку полноты внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г., Управление установило следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
ООО "Завьялово-Водоканал" осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в связи со сбросом загрязняющих веществ в водные объекты на территории Удмуртской Республики. Его объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (Первомайский производственный участок 94-0118-001828-П; Кияикский производственный участок 04-0118-1832-П; Азинский производственный участок 94-0118-001833-П), относятся к II категории.
Общество не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, 29.03.2019 оно предоставило в Управление декларации о воздействии на окружающую среду по указанным выше объектам II категории, которые не содержали сведений, предусмотренных статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ, Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения".
Уведомление. от 04.04.2019 N 01-03-19/1341 обществу сообщено о необходимости устранения выявленных нарушений, которое получено ответчиком 12.04.2019.
В связи с неустранением нарушений декларации обществу возвращены письмом от 13.05.2019 (л.д.75-78).
20.03.2020 обществом вновь поданы декларации на три указанных объекта с нарушением порядка представления, на которое Управлением направлено письмо от 30.03.2020 N ИМ-03-3022 о необходимости устранения выявленных нарушений требований (л.д.73-74).
10.08.2020 общество представило декларации на три объекта с приложением расчета нормативов допустимых выбросов и протоколов результатов количественного химического анализа проб сточной воды по каждому из них.
Управлением в адрес ООО "Завьялово-Водоканал" направлено уведомление от 14.08.2020 N ИМ-03-8913 о недопустимости изменения утвержденной формы.
В ответ на уведомление от 11.08.2020 ответчиком предоставлены откорректированные декларации о воздействии на окружающую среду.
27.08.2020 после окончательного устранения всех выявленных нарушений декларации о воздействии на окружающую среду приняты заявителем. Однако плата за сброс загрязняющих веществ в водный объект в разделе 2 деклараций по плате за НВОС (негативное воздействие окружающей среды) за 2019 год начислена обществом в пределах НДС (нормативов допустимых сбросов) при отсутствии разрешительных документов.
Управление направило обществу письмо от 19.08.2020 г N ИМ-03-9392 о корректировке деклараций по плате за НВОС за 2019 г., а именно: о начислении платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект как за сверхлимитное загрязнение с применением коэффициента 25.
Однако ООО "Завьялово-Водоканал" данное требование не выполнило, и Управление произвело доначисление платы за 2019 г. в сумме 47 546,35 руб. (л.д.37).
Заявителем в адрес ответчика направлено требование N 83 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое вручено ответчику 17.12.2020. В требовании ответчику предложено в течение 30 дней со дня его получения погасить образовавшуюся задолженность по плате за НВОС.
Требование ООО "Завьялово-Водоканал" не выполнило, что явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Управлением обоснованно произведено доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие взимается в том числе за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N255).
В соответствии со статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС является календарный год. Плата за НВОС вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31.2 Закона декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Во исполнение пункта 7 указанной статьи Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что на 01.01.2019 оно осуществляло негативное воздействие на окружающую среду на территории Удмуртской Республики на объектах II категории, не имея соответствующего разрешения.
Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 10.09.2020 по делу N 12-326/20 установлен факт отсутствия принятой административным органом декларации о воздействии на окружающую среду по объектам 94-0118-001828-П; 04-0118-1832-П; 94-0118-001833-П.
Представленные ответчиком первоначально 29.03.2019 декларации по объектам II категории не приняты управлением ввиду нарушения по заполнению утвержденной формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения.
Откорректированные декларации о воздействие на окружающую среду приняты управлением лишь 27.08.2020.
Следовательно, в период до 27.08.2020 декларация общества о воздействии на окружающую среду не может рассматриваться как разрешительный документ.
В соответствии с частью 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Пунктом 6 части 8 статьи 11 Закона N 219-ФЗ установлено, что с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за НВОС к ставкам этой платы применяется коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно пункту 12 Правил N 255, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил.
Поскольку ООО "Завьялово-Водоканал" декларацию о воздействии на окружающую среду за 2019 год до 27.08.2020 не представило и, таким образом, до этого дня у общество не было разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, Управление правомерно произвело доначисление платы за 2019 год с учетом повышающего коэффициента 25, предусмотренного пунктом 6 части 8 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Арифметическая правильность расчета, предусмотренного в дело Управлением (л.д.37), ответчиком не оспорена.
На основании изложенного взыскание судом доначисленной платы в сумме 47546,36 руб. является правомерным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября 2021 года по делу N А71-5788/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5788/2021
Истец: Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Завьялово-Водоканал"