г. Красноярск |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А33-33590/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от истца (общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"): Беденец С.В., представителя по доверенности от 15.06.2021 N 135/21, Черных С.В., представителя по доверенности от 28.01.2021 N34/21,
от ответчика (открытого акционерного общества "Российские железные дороги"): Пасынковой А.О., представителя по доверенности от 27.05.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", г. Красноярск, на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года по делу N А33-33590/2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870, далее - истец, ООО "КрасКом") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - ответчик, ОАО "РЖД"") о взыскании 1 227 730,83 руб. долга, 258 904,38 руб. пени за период с 12.11.2019 по 28.10.2021, а также пени с 29.10.2021, начисленные в соответствии с ч. 6.4 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на сумму неоплаченной задолженности по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- Красноярская дирекция по тепловодоснабжению не является абонентом;
- организации, подключенные к канализационной сети, не являются абонентами Красноярской дирекции по тепловодоснабжению, а являются субабонентами, которые платят напрямую гарантирующей организации;
- в действующий договор с ООО "КрасКом" не внесены изменения об исключении абонентов и не заключено дополнительное соглашение. В действующем договоре до сих пор числятся абоненты, которые не являются абонентами Красноярской дирекции по тепловодоснабжению;
- сумма неустойки заявлена неправомерно, поскольку ответчиком оплачены услуги по холодному водоснабжению;
- судом первой инстанции не отражены в решении и не оценены все возражения ответчика.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 27.01.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
Согласно представленному отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2014 между ООО "КрасКом" и ОАО "РЖД" в лице начальника Красноярской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (Абонент) заключен договор на холодное водоснабжение и водоотведение N 13/00234 (далее - договор N 13/00234 от 08.12.2014).
Пунктами 1.1, 1.2 данного договора предусмотрено, что ООО "КрасКом" обязуется принимать у абонента сточные воды от канализационных выпусков последнего в централизованную систему водоотведения, обеспечить транспортировку стоков, очистку и сброс в водный объект, а ОАО "РЖД" обязуется оплачивать вышеуказанные услуги.
Граница раздела эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и ООО "КрасКом" определяется в актах разграничения эксплуатационной ответственности, приведенных в приложении N 1 договора N 13/00234 от 08.12.2014
Приложением N 2 к договору N 13/00234 от 08.12.2014 сторонами согласован перечень объектов ОАО "РЖД", сведения о приборах учета.
В обоснование исковых требований истец указывает следующее:
- согласно приложению N 2 к договору N 13/00234 от 08.12.2014 ОАО "РЖД", приобретая у ООО "КрасКом" услуги по водоотведению в границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, оказывает услуги водоотведения субабонентам, присоединенным к объектам ответчика;
- в соответствии с ч.1 ст.14 Закона о водоснабжении и водоотведении у ОАО "РЖД" заключены договоры на водоснабжение и водоотведение с абонентами, указанными в приложении N 2 к договору N 13/00234 от 08.12.2014. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 768-в от 31.12.2018 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Красноярской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (г. Москва, ИНН7708503727)" (далее Приказ N 768-в) утвержден тариф на водоотведение, действующий с 01.01.2019 по 31.12.2023, для потребителей последнего, что подтверждает наличие у АО "РЖД" статуса организации водопроводно-канализационного хозяйства, оказывающей услуги по водоотведению;
- согласно п.п. 59,60 типовой формы договора водоотведения (Постановления N 645) односторонний отказ от расторжения договора на водоотведение с абонентом не предусмотрен и договор может быть расторгнут только в случае, если за один месяц до окончания срока договора одна из сторон заявит о его прекращении;
- произвольное прекращение оказания услуг по водоотведению абонентам путем использования объектов центральной системы водоотведения недопустимо. Водоотведение может быть прекращено только в случаях, прямо предусмотренных в Законе N 416-ФЗ (пункт 4 статьи 8 Закона N 416-ФЗ), к которым рассматриваемая ситуация (отказ ОАО "РЖД" от исполнения договоров водоотведения) не относится;
- ОАО "РЖД", выполняя обязанности организации ВКХ, возложенные на него Законом N 416-ФЗ, использует спорные объекты, входящие в систему централизованного водоснабжения и являющиеся объектами жизнеобеспечения города Красноярска, осуществляет их обслуживание, поддерживает их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу. При этом в силу Закона N 416-ФЗ АО "РЖД" не вправе свободно распоряжаться спорными объектами социальной инфраструктуры путем отказа от оказания услуг по водоотведению абонентам;
- с учетом, того что договор заключается по 31 декабря текущего года (2019 года), расторжение ОАО "РЖД" в сентябре 2019 года договоров водоотведения с абонентами и прекращение деятельности по водоотведению является необоснованным;
- в период с 01.09.2019 по 31.12.2019 ОАО "РЖД" осуществляло в отношении абонентов, указанных в договоре N 19/819 от 14.11.2019, услуги по водоотведению. По отношению к своим абонентам ОАО "РЖД" является гарантирующей организацией, что исключает возможность отказа в одностороннем порядке, от предоставления услуги водоотведения своим абонентам, и как следствие отказа от оплаты водоотведения своих абонентов, перед ООО "КрасКом";
- кроме договора водоснабжения и водоотведения, между сторонами 09.04.2020 заключен договор по транспортировке сточных вод N КрасКом-20/211. Дата начала действия договора транспортировки сточных вод с 01.01.2020. Согласно указанного договора, ОАО "РЖД" - транзитная организация обязуется обеспечивать поддержание канализационных сетей и сооружений в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а ООО "КрасКом" - организация ВКХ - предоставлять информацию о результатах контроля состава и свойства сточных вод, осуществляемого организацией ВКХ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в отношении лиц, отведение сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, принадлежащих транзитной организации;
- согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Услуга транспортировки подразумевает наличие у гарантирующей организации абонентов, в отношении которых необходимо оказание услуг по транспортировке сточных вод. Данных абонентов ООО "Краском" на спорной сети не имеет;
- ООО "КрасКом" оплачивает услуги ОАО "РЖД" по транзиту сточных вод только в отношении тех объектов, с которыми у ООО "КрасКом" заключен договор на водоотведение. В отношении иных потребителей, с которыми у ООО "КрасКом" не заключен договор водоотведения, услуги водоотведения ООО "Краском" не оказывает, соответственно не производит оплату в адрес ОАО "РЖД" за транспортировку стоков. Данные объекты являются потребителями ОАО "РЖД" до конца 2019 года, не исключены из договора N 13/00234 от 08.12.2014 г., то есть являются субпотребителями ОАО "РЖД", соответственно выполненные начисления ХВС и ВО, за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения правомерно произведены ООО "КрасКом" в адрес ОАО "РЖД";
- все абоненты, подключенные к сетям ОАО "РЖД" до конца 2019 года, являются абонентами последнего, на основании договоров, заключенных между ними, а значит сточные воды абонентов, у которых заключен договор водоотведения с ОАО "РЖД" являются собственными сточными водами ОАО "РЖД";
- договор на водоотведение с ООО "КрасКом" указанные в расчетах абоненты не заключали, что исключает факт оказания истцом услуг по транспортировке сточных вод ООО "Краском", в отношении данных абонентов. ООО "КрасКом" не обязано оплачивать услуги по транспортировки вод ОАО "РЖД" по сетям ОАО "РЖД". Кроме того, услуга по транспортировке собственных вод законодательством не предусмотрено;
- с 01.01.2021 все абоненты в отношении которых ОАО "РЖД" направило обращение исх. N 2179/КрасДТВ от 03.09.2019 "Об исключении объектов из договора" исключены из договора N 13/00234/Д-365 ДТВ от 08.12.2014, имеют заключенные договоры с ООО "Краском", либо находятся в процессе заключения договора. Перечень исключенных абонентов из договора от 13/00234/Д-365 ДТВ от 08.12.2014 представлен в материалы дела.
Как следует из материалов дела, во исполнение условий договора N 13/00234 от 08.12.2014 ООО "Краском" оказало ОАО "РЖД" в период с октября 2019 года по август 2020 года услуги по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 1 214 473, 21 руб.
В п. 10.1 договора N 13/00234 от 08.12.2014 предусмотрен порядок оплаты услуг за холодное водоснабжение и водоотведение, согласно которому оплата осуществляется абонентом по тарифам установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
В п. 4.1 договора N 13/00234 от 08.12.2014 предусмотрен учет объемов, поданных абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод с использованием приборов учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод.
Количество холодной воды и сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
Расчет услуги водоснабжения и водоотведения истцом произведен на основании представленных показаний приборов учета.
Ответчик представленные показания приборов учета не оспорил, вместе с тем, заявил о необоснованном не исключении из договора N 13/00234 от 08.12.2014 объемов субабонентов ОАО "РЖД". Контррасчет исковых требований ответчик не представил.
Согласно расчету истца, ООО "Краском" также произведено начисление ответчику платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВЦСВ) за период июль, август 2020 года в размере 314,68 руб.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644), которые вступили в силу с 1 июля 2020 года.
Данным документом с июля 2020 года расширен состав объектов, в отношении которых взимается плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - НВЦСВ).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644
- на основании декларации, представляемой абонентом,
- на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз.8 п 123 (2), п. 123(4), 123 (4), 130-130 (3), по формуле, предусмотренной п. 123 (4), при наличии условий, указанных в этом пункте, а именно:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее в среднем 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Кроме того, при расчете указанной платы Правила N 644 по п.123 (4) не возлагают на организацию водопроводно-канализационного хозяйства обязанности выяснять содержат ли в действительности стоки абонента загрязняющие вещества, превышающее допустимые значения, в случае если абонент отвечает установленным действующим законодательством критериям, в силу которых плата за негативное воздействие подлежит взысканию без отбора контрольных проб и лабораторных испытаний.
Для указанных в п. 123 (4) абонентов размер платы за НВЦСВ определяется как произведение значения объема сточных вод, сброшенных с объекта абонента, действующего тарифа на водоотведение и коэффициента 0,5.
Объекты, перечисленные в расчете, подпадают под действие п. 123 (4) Правил 644, поскольку среднесуточный объем стоков не превышает 30 куб. м.
Таким образом, расчет за НВЦСВ за период июль-август 2020 года произведен без отбора проб, с применением коэффициента компенсации, равного 0,5, по формуле указанной п. 123 (4) Правил 644 :
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Истцом произведено начисление ответчику платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы городской канализации (НДК) за период с 20.11.2019 по 01.01.2020; с 01.01.2020 по 20.02.2020 в размере 12 942,94 руб.
Согласно п. 1.1 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13/00234 от 08.12.2014, ООО "КрасКом" обязалось отпускать АО "РЖД" питьевую воду через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения и принимать сточные воды от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечивая их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
В соответствии с подпунктами "и", "ж" п. 35 Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" действовавших на момент образования задолженности) (далее Правила 644), абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимые в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 4 ст 30. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации)), иных объектов, определенных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
Согласно п. 124 Правил 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
Постановлением Правительства Главы Красноярского края от 04.08.2009 N 310 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами абонентами предприятия ВКХ в систему городской канализации" для ОАО "РЖД" установлены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Согласно заключённому договору, контроль за соблюдением абонентом нормативов по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; нормативов допустимых сбросов, нормативы по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, осуществляется ООО "КрасКом" путем выполнения анализов сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пп. "л" п. 3.1, 8.2).
Во исполнение условий договора N N 13/00234 от 08.12.2014 г, ООО "КрасКом" на основании актов отбора пробы сточных вод (N 1143-Св от 20.11.2019), подписанных совместно сторонами, произвел лабораторные исследования, по результатам которых выявил сброс абонентов загрязняющих веществ по 1 объекту Стрелочная 11А. На основании чего за период с 20.11.2019 по 01.01.2020; с 01.01.2020 по 20.02.2020 выставлена плата за НДК, расчеты выполнены в апреле 2020 года.
Расчеты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы городской канализации проведены в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 23.08.2016 N 422-п с применением средних арифметических значений измерений, полученных при анализе параллельной и контрольных проб, отобранных 20.11.2019.
Как указывает истец, расчет разделен на два периода в связи с изменением дополнительного коэффициента к ставкам платы, с 01.01.2020 применяется коэффициент 1,8, до 01.01.2020 применялся коэффициент 1,04. Ставки платы установлены Постановлением Правительства N 913 от 13.09.2016 (редакция от 29.06.2018).
На основании указанного, за период с 20.11.2019 по 20.02.2020 года ООО "КрасКом" начислена плата за превышение норм допустимых концентраций (НДК) в размере 12 942,94 руб.
Расчет за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ производится по формуле: Р = ( СФI - CHI ) * 25NI*Ккомп *VФ*1.04
В связи с просрочкой оплаты истцом на основании п. 6.4 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водотведении" произведено начисление пени 258 904,38 руб. за период с 12.11.2019 по 28.10.2021, а также пени с 29.10.2021, начисленные в соответствии с ч. 6.4 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на сумму неоплаченной задолженности по день фактической оплаты.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что правоотношения, сложившиеся между сторонами по делу, регулируются нормами, содержащимися в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении (ст. ст. 539 - 548) Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением правительства N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644), Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776).
Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Закона о водоснабжении, признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении у ОАО "РЖД" заключены договоры на водоотведение с абонентами, указанными в приложении N 2 к договору N 13/00234 от 08.12.2014.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 768-в от 31.12.2018 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Красноярской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (г. Москва, ИНН7708503727)" (далее - Приказ N 768-в) утвержден тариф на водоотведение для потребителей последнего.
Пунктом 2 Приказа N 768-в тарифы на водоотведение утверждены для потребителей Красноярской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.
Согласно пункту 3 Приказа N 768-в, тарифы установленные в пункте 1 данного приказа действуют с 01.01.2019 по 31.12.2023.
Таким образом, в 2019 году ОАО "РЖД" является организацией ВКХ, поставщиком услуги водоотведения для своих потребителей. При этом необходимый объем для оказания данных услуг приобретало в заявленный в иске период у ООО "КрасКом" по договору N 13/00234 от 08.12.2014.
Согласно пунктам 59, 60 типовой формы договора водоотведения (Постановления N 645) односторонний отказ от расторжения договора на водоотведение с абонентом не предусмотрен и договор может быть расторгнут только в случае, если за один месяц до окончания срока договора одна из сторон заявит о его прекращении.
Произвольное прекращение оказания услуг по водоотведению абонентам путем использования объектов центральной системы водоотведения недопустимо. Водоотведение может быть прекращено только в случаях, прямо предусмотренных в Законе N 416-ФЗ (пункт 4 статьи 8 Закона N 416-ФЗ), к которым рассматриваемая ситуация (отказ ОАО "РЖД" от исполнения договоров водоотведения) не относится.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ, а также пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и (или) сбросом сточных вод, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствия с пунктом 14 статьи 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Согласно Своду правил "СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11, под системой канализации понимается совокупность взаимосвязанных сооружений, предназначенных для сбора, транспортирования, очистки сточных вод различного происхождения и сброса очищенных сточных вод в водоем-водоприемник или в подачу на сооружения оборотного водоснабжения.
В самом общем виде система канализации включает в себя канализационные сети (в том числе снегоплавильные пункты и сливные станции), насосные станции, регулирующие и аварийно-регулирующие резервуары, и очистные сооружения.
Действующим законодательством понятие централизованной системы водоотведения определяется исходя из предназначения комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений для осуществления деятельности по водоотведению, и не ограничивается границами муниципальных образований или населенных пунктов.
Из пояснений истца следует, что АО "РЖД", выполняя обязанности организации водопроводно-канализационного хозяйства, возложенные на него Законом N 416-ФЗ, использует спорные объекты, входящие в систему централизованного водоотведения и являющиеся объектами жизнеобеспечения города Красноярска, осуществляет их обслуживание, поддерживает их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу. При этом в силу Закона N 416-ФЗ АО "РЖД" не вправе свободно распоряжаться спорными объектами социальной инфраструктуры путем отказа от оказания услуг по водоотведению абонентам.
С учетом, того что договор заключается по 31 декабря текущего года (2019 года), расторжение ОАО "РЖД" в сентябре 2019 года договоров водоотведения с абонентами и прекращение деятельности по водоотведению незаконно.
В период с 01.09.2019 по 31.12.2019 ОАО "РЖД" осуществляло в отношении абонентов, указанных в договоре N 13/00234 от 08.12.2014 года услуги по водоотведению. По отношению к своим абонентам ОАО "РЖД" является организацией, оказывающей услуги по водоотведению, что исключает возможность отказа в одностороннем порядке, от предоставления услуги водоотведения своим абонентам, и как следствие отказа от оплаты водоотведения своих абонентов, перед ООО "КрасКом".
Таким образом, истцом как организацией водопроводно-канализационного хозяйства в спорный период осуществлялось водоотведение от объектов абонентов ответчика с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Согласно расчету истца, задолженность ОАО "РЖД" перед ООО "КрасКом" составила в размере 1 227 730,83 руб., в том числе: 1 214 473,21 руб. задолженность за холодное водоснабжение и водоотведение по договору N 13/00234 от 08.12.2014 за период октябрь 2019 - август 2020 года; 314,68 руб. плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВЦСВ) за период июль, август 2020 года; 12 942,94 руб. плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в системы городской канализации (НДК) в размере 12 942,94 руб., за период с 20.11.2019 по 01.01.2020, с 01.01.2020 по 20.02.2020.
Представленный расчет повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически верным, выполненным в соответствии с условиями заключённого договора N 13/00234 от 08.12.2014 и требованиями действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком не представлен контррасчет. Предоставленные пояснения по счетам-фактурам не подменяют собой арифметический контррасчет задолженности.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что истцом в спорный период осуществлялось водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод от объектов абонентов ответчика с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, что подтверждает обоснованность заявленных требований.
Для ООО "КрасКом" в спорный период приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 909-в от 19.12.2018 г. утвержден тариф на водоотведение с учетом использования объектов централизованной системы водоотведения, обслуживаемых ООО "КрасКом," для оказания услуг по водоотведению для потребителей г. Красноярска.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Исходя из положений статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения с применением методов регулирования тарифов, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Поскольку истцом доказан факт осуществления деятельности по водоотведению с использованием объектов централизованной системы водоотведения, стоимость оказанных услуг определяется исходя из утвержденного для истца тарифа на водоотведение.
При этом доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о необходимости исключения с сентября 2019 года из предъявляемых к оплате объемов услуг по водоотведению объемов субабонентов, указанных в приложении N 2 по договору 13/00234 от 08.12.2014, в связи с приобретением АО "РЖД" статуса транзитной организации и прекращением оказания услуг по водоотведению указанным субабонентам, дублируют доводы, заявленные в суде первой инстанции и отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
До 01.01.2020 ООО "КрасКом" производит начисление платы АО "РЖД" за оказание услуг по водоотведению, НДК и НВЦСВ за период с сентября по декабрь 2019 года в рамках договора холодного водоснабжения и водоотведения N 13/00234 от 08.12.2014 без исключения объемов сточных вод потребители данной организации (за исключением тех субабонентов, которые обратились с заявкой к о заключении договоров на водоотведение непосредственно с ООО "Краском").
Учитывая оказание АО "РЖД" как организации водопроводно-канализационного хозяйства услуг по водоотведению по договорам с отдельными потребителями, на ОАО "РЖД" возложены обязанности в т.ч. и по оплате объемов водоотведения субабонетов, платы за НДК и НВЦСВ по объектам потребителей, указанных в перечне к договору N 13/00234 от 08.12.2014.
С 01.01.2020 ООО "КрасКом" производит исключение из расчетов объемов оказанных услуг с учетом заключения ООО "КрасКом" договоров на водоотведение с абонентами (ранее потребители ОАО "РЖД"), а также в связи с приобретением ОАО "РЖД" статуса транзитной организации и заключением договора на транспортировку сточных вод.
Апелляционный суд также учитывает следующее.
Услуга транспортировки подразумевает наличие у гарантирующей организации абонентов, в отношении которых необходимо оказание услуг по транспортировке сточных вод. Однако, ответчиком не представлено доказательств наличия таких абонентов, чьи бы объемы водоотведения не были исключены из расчета объемов оказанных услуг с учетом заключения договоров на водоотведение непосредственно с ООО "КрасКом".
Как следует из материалов дела, все абоненты, подключенные к сетям ОАО "РЖД", являются его абонентами, что исключает факт оказания истцом услуг по транспортировке сточных вод ООО "КрасКом", а возможность заключения сторонами договора на транспортировку сточных вод в спорный период не подтверждает факт оказания услуг по транспортировке в отношении таких абонентов, что являлось бы основанием для исключения объемов водоотведения указанных абонентов из общего объеме услуг, предъявляемых к оплате ответчику.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, направление уведомлений об утверждении тарифа на транспортировку сточных вод для АО "РЖД" в адрес абонентов не свидетельствует о прекращении деятельности истца по эксплуатации объектов централизованной системы в целях оказания услуг по водоотведению и как следствие не прекращает действие договоров. Доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм материального права.
У ООО "КрасКом" в спорный период не возникло обязанности по заключению договоров с абонентами ОАО "РЖД" без поступления заявок от абонентов, имеющих ранее заключенные договоры с ОАО "РЖД", поскольку действующим законодательством предусматривается, что заключение договора на водоотведение с любым обратившимся потребителем является обязанностью гарантирующей организации при поступлении соответствующей заявки от абонента. Доказательства поступления таких заявок в материалы дела не представлены.
До 01.01.2020 ОАО "РЖД" не обладало статусом транзитной организации с учетом признания недействующим приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 22 августа 2019 года N 290-в "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод по сетям Красноярской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (г. Москва, ИНН 7708503727)".
Следовательно, в период с 01.09.2019 по 31.12.2019 ОАО "РЖД" осуществляло в отношении абонентов, указанных в договоре N 13/00234 от 08.12.2014, услуги по водоотведению, что соответственно исключает транспортировку сточных вод по спорным сетям и, как следствие, исключает основания для вычитания объемов всех без исключения субабоне6нтов АО "РЖД" из объемов оказанных ООО "КрасКом" услуг по водоотведению.
Таким образом, в спорный период - до 01.01.2020 у ООО "КрасКом" отсутствуют основания для исключения из расчетов объемов оказанных услуг и расчётов платы за НДК и НВЦСВ объемов водоотведения субабонентов ОАО "РЖД" за исключением тех субабонентов, которые обратились с заявкой к ООО "Краском" о заключении прямых договоров), поскольку они не являются абонентами ООО "КрасКом", от которых АО "РЖД" осуществляло бы транспортировку сточных вод.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика апелляционным судом отклоняются как необоснованные и документально не подтвержденные.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика 1 214 473,21 руб. задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение по договору N 13/00234 от 08.12.2014 за период октябрь 2019 - август 2020 года; 314,68 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВЦСВ) за период июль, август 2020 года; 12 942,94 руб. платы за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в системы городской канализации (НДК) в размере 12 942,94 руб., за период с 20.11.2019 по 01.01.2020, с 01.01.2020 по 20.02.2020.
В связи с просрочкой оплаты истцом начислены 258 904,38 руб. пени за период с 12.11.2019 по 28.10.2021, пени с 29.10.2021, в соответствии с ч. 6.4 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на сумму неоплаченной задолженности по день фактической оплаты долга.
Согласно пункту 6.4. статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие водоотведение, приобретающие услуги по водоотведению по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 и указанием Банка России от 11.12.2015 N 3984-у к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. С 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.
При расчете пени истцом применена единые ключевые ставки Банка России, действующие на даты частичных оплат.
Согласно п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчёт суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 АПК РФ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Указанный расчет пени повторно проверен апелляционным судом и признан арифметически верным, выполненным в соответствии с требованиями законодательства и обстоятельствами дела.
На основании вышеизложенного требования истца о взыскании 258 904,38 руб. пени за период с 12.11.2019 по 28.10.2021, а также пени с 29.10.2021, начисленные в соответствии с ч. 6.4 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на сумму неоплаченной задолженности по день фактической оплаты долга удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение законно и обоснованно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" ноября 2021 года по делу N А33-33590/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-33590/2020
Истец: ООО " КРАСНОЯРСКИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: Entertainment One UK Limited (Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед), ОАО "Российские железные дороги" в лице Красноярской дирекции по тепловодоснабжению