г. Тула |
|
3 февраля 2022 г. |
Дело N А54-4239/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филатовой Маргариты Евгеньевны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.04.2021 по делу N А54-4239/2020 (судья Соломатина О.В.), принятое по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филатовой Маргариты Евгеньевны (г. Рязань, ИНН 622701833571, ОГРНИП 312622930500032) к Администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, г. Спасск-Рязанский, ИНН 6220002886, ОГРН 1026200800812), третьи лица: Администрация муниципального образования - Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области (Рязанская обл., Спасский р-н, с. Новый Киструс, ИНН 6220016303, ОГРН 1056212019786), Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6231008551, ОГРН 1026201263725), Министерство природопользования Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6234087093, ОГРН 1116234000145), Государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанское лесничество" (г. Рязань, ИНН 6229060650, ОГРН 1086234000632), Государственное казенное учреждение Рязанской области "Спасское лесничество" (Рязанская обл., Спасский Р-Н, г. Спасск-Рязанский, ИНН 6220007250, ОГРН 1086234000709), Правительство Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6231014428, ОГРН 1026201259480), Федеральное агентство лесного хозяйства (г. Москва, ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311, изложенного в письме N01-29/307 от 27.02.2020,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.04.2021 в иске отказано. Заявитель обратился с апелляционной жалобой о его отмене, ссылается на недопустимость доказательств - актов осмотра, поскольку они составлены в отсутствие истца, носят формальный характер с учетом сезонности деятельности, осуществляемой на земельном участке. Вывод суда об отнесении земельных участков к землям лесного фонда заявитель жалобы считает необоснованным и неправомерным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судебной коллегией.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
22.01.2013 между администрацией муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (арендодатель) и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Филатовой Еленой Витальевной (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311 N А-06-13 (т.1 л.д.23-24), по условиям которого Арендодатель предоставляет согласно постановлению администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области от 22.01.2013 N 58 (т.1 л.д.29), а Арендатор принимает в аренду на срок с 22.01.2013 по 22.01.2062 земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020107:311, общей площадью 833 000 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, местоположение: Рязанская область, Спасский район, вблизи д. Ужалье, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 1.1 договора).
22.01.2013 между администрацией муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Филатовой Еленой Витальевной подписан передаточный акт, в соответствии с которым Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020107:311 (т.1 л.д.25).
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311 N А-06-13 от 22.01.2013 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области 06.02.2013.
Согласно кадастровому паспорту, земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020107:311 целиком относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (т.1 л.д.27-28).
20.09.2015 между Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Филатовой Еленой Витальевной (Арендатор) и Филатовой Маргаритой Евгеньевной (Правопреемник) заключен договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311 N А06-13 от 22.01.2013 (т.1 л.д.30).
В соответствии с пунктом 1 договора переуступки, Арендатор передал, а Правопреемник принял безвозмездно в полном объеме права и обязанности Арендатора по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311 N А-06-13 от 22.01.2013, заключенному между администрацией муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области и Арендатором на срок с 22.01.2013 по 22.01.2062, зарегистрированному 06.02.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, номер регистрации 62-62-17/005/2013-158.
Участок, право аренды которого передается по настоящему договору, имеет кадастровый номер 62:20:0020107:311, общей площадью 833 000 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, местоположение: Рязанская область, Спасский район, вблизи д. Ужалье, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 договора переуступки).
Договор переуступки прав и обязанностей от 20.09.2015 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области 23.05.2016.
27.02.2020 Филатова Маргарита Евгеньевна обратилась в администрацию муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области с заявлением (т.1 л.д.36) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311 в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом N 01-29/307 от 27.02.2020 администрация муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области отказала Филатовой Маргарите Евгеньевне в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311 в собственность на основании статей 3, 27, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.37-38).
В обоснование отказа указано: продажа земельного участка с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность без проведения торгов невозможна в соответствии с п. п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, так как этим пунктом предусмотрена продажа без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства; спорный земельный участок занят лесными насаждениями, в связи с чем, ограничен в обороте, и продаже не подлежит.
Не согласившись с отказом в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020107:311, изложенным в письме N 01-29/307 от 27.02.2020, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Филатова Маргарита Евгеньевна обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило данного пункта не распространялось на случаи, предусмотренные пунктом 4 указанной статьи.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, что установлено в пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
При этом из сферы действия названного (специального) закона изъяты земельные участки, указанные в пункте 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями).
Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости отказа в выкупе, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В отношении ограниченных в обороте земельных участков согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации действует правило о недопустимости отказа в случае, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в частности из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, что следует из абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению заинтересованного лица, спорный участок относится к землям лесного фонда и не может быть предоставлен заявителю.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Гражданам лесные участки предоставляются в порядке, определенном главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации, в аренду, безвозмездное пользование.
Таким образом, вид (категория) земельного участка 62:20:0020107:311 (лесной или сельскохозяйственный) является существенным обстоятельством, подлежащим установлению в рамках настоящего спора.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка (т. 1 л.д. 27-29), весь спорный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
По сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Станция агрохимической службы "Рязанская" (т.3, л.д.108), земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020107:311 находится в старых границах бывшего совхоза "Киструсский" и в старых границах бывшего колхоза "Пролетраский путь" Спасского района. Для составления старых реестров хозяйств использовались материалы Государственного проектного института по землеустройству "Центргипрозем". По имеющемуся плану почв, на данном участке расположены лесные посадки (т.3 л.д.109). Данные участки леса находились в ведении совхоза и колхоза, но никогда не являлись сельскохозяйственными угодьями, где выращивались сельскохозяйственные культуры.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области N 15/232 от 01.10.2020 (т.2 л.д.81), по сведениям государственного фонда данных земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020107:311 относился к Гослесфонду (что подтверждается государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданным администрацией Спасского района Рязанской области совхозу "Киструсский" (т.3, л.д.44-51), а также чертежом границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании совхоза "Киструсский" Спасского района Рязанской области - т.3, л.д. 20). Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (т. 2, л.д. 44-51, 104-117), спорный земельный участок входил в состав земель, предоставленных совхозу "Киструсский" в бессрочное (постоянное) пользование. Спорный земельный участок отмечен на чертеже (плане) под номером 13 и относится к землям Гослесфонда (т. 2 л.д. 111, план - т. 3 л.д. 20).
Кроме того, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области письмом от 29.05.2017 N ТА/3-3340 (т. 1 л.д. 105-106), указало на наличие на спорном земельном участке леса, ориентировочным возрастом 60 лет.
В письме Министерства природопользования Рязанской области от 08.05.2019 N СА/9-5327 (т. 1 л.д. 112), так же указано, что спорный земельный участок ранее относился к колхозному лесничеству, на нем имеется лесные культуры возрастом свыше 60 лет.
В целях установления факта вхождения спорного земельного участка в состав земель, предоставленных совхозу "Киструсский", судом апелляционной инстанции назначено проведение судебной экспертизы.
Согласно заключению эксперта от 18.10.2021 N 11/21 (т. 5, л. д. 151) земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020107:311 входит в состав земель, переданных в постоянное бессрочное пользование совхозу "Киструсский", согласно государственному акту на землю на право собственности на землю и чертежу границ земель, находящихся в собственности. Согласно данным о границах исследуемого земельного участка, данным, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости, данным государственного лесного реестра, сведениями государственной информации системы обеспечения градостроительной деятельности Рязанской области, а также согласно материалам дела N А54-4239/2020, земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020107:311 по адресу: Рязанская область, р-н Спасский, вблизи д. Ужалье, общей площадью 833 000 кв.м. не входит в состав земель лесного фонда.
Оценка экспертного заключения произведена судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями правил оценки доказательств, наряду с иными доказательствами по делу (часть 2 статьи 64, часть 3 статьи 86 АПК РФ, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений предполагает его самостоятельность в выборе методов проведения экспертного исследования, которые должны основываться на требованиях законодательства.
Исследовательская часть экспертного заключения является полной, ясной и мотивированной. Оценка методики исследования, способов и приемов, примененных экспертом, не является предметом судебного рассмотрения, поскольку определяется лицом, проводящим исследование и обладающим специальными познаниями для этого.
Результаты экспертизы сторонами не опровергнуты иными доказательствами, о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
Из государственного акта на землю следует, что совхозу "Киструсский" передано в бессрочное пользование 5 506 га земли, в том числе 269 га гослесфонда.
Статьей 37 Лесного кодекса РСФСР 1978 года был установлен порядок перевода лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, который требовал принятия специального акта уполномоченного органа.
В рамках настоящего спора материалы дела не содержат доказательств того, что переданные в бессрочное пользование 269 га земли гослесфонда в последующем в установленном законом порядке были переведены в иную категорию, не связанную с ведением лесного хозяйства.
Согласно статье 4 ЛК РСФСР единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 3, 4, 113 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР) землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В силу статьи 5 ЛК РСФСР в государственный лесной фонд не входят, в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках (статья 2). Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами.
При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза (статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Исходя из положений статей 7, 8, 9, 10, 11, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ), земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в федеральной (государственной) собственности, участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться ими для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, истцу изначально в 2013 году был предоставлен в аренду земельный участок с уже существующим лесом. При этом, указание в кадастровом паспорте категории участка - "земли сельскохозяйственного назначения" не означает, что в его границах не может произрастать лес, так как по смыслу п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, земли, занятые лесными насаждениями.
Гражданам лесные участки предоставляются в порядке, определенном главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации, в аренду, безвозмездное пользование. Запрет на приватизацию гражданами и юридическими лицами земельных участков, занятых лесными насаждениями не зависит от категории земель.
Данный правовой подход изложен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2014 N 308-ЭС14-4396 при рассмотрении аналогичного спора по делу по делу N А53-24181/2012, а также в Определении ВС РФ от 18.04.2016 N 310-КГ16-2510.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Гражданам лесные участки предоставляются в порядке, определенном главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации в аренду, безвозмездное пользование.
При таких обстоятельствах, суд области пришел к правомерному выводу, что у главы КФХ не возникло право приобретения в порядке п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ в собственность спорного земельного участка, фактически являющимся лесным массивом.
Указанное основание является достаточным для принятия решения об отказе в приобретении в собственность спорного земельного участка. Факт использования/неиспользования его по целевому назначению в рассматриваемом случае не имеет правового значения ввиду установленного законом прямого запрета на его приобретение в частную собственность.
Ходатайство ИП Акберова Казыма Нусрат Оглы о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поступившее в суд апелляционной инстанции 27.12.2021, подлежит отклонению, поскольку судебный не акт затрагивает его прав и законных интересов и не порождает для него какие-либо обязательств.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.04.2021 по делу N А54-4239/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4239/2020
Истец: Филатова Маргарита Евгеньевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - СПАССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация муниципального образования - Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области, Государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанское лесничество", Государственное казенное учреждение Рязанской области "Спасское лесничество", ИП Акберов К.Н.о., Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Министерство природопользования Рязанской области, Правительство Рязанской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО "Академия экспертизы" эксперту Кисилеву В. В., Представитель истца Беликова Е.А., Сектор архива Администрации Спасского района Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, ФБУ Рязанская ЛСЭ Минюста России, ФБУ Тульская ЛСЭ Минюста России, ФГБУ "Станция агрохимической службы "Рязанская", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области