г. Киров |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А17-10892/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый Дом "Перекресток"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.11.2021 по делу N А17-10892/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области (ОГРН 1053701042449; ИНН 3702068140)
к акционерному обществу "Торговый Дом "Перекресток" (ОГРН 1027700034493; ИНН 7728029110)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Крылов Владимир Борисович
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (далее - ответчик, АО "ТД "Перекресток", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Крылов Владимир Борисович (далее - третье лицо, Крылов В.Б.).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.11.2021 заявленные требования удовлетворены, АО "ТД "Перекресток" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТД "Перекресток" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда в части размера штрафа, снизив его до половины суммы, предусмотренной санкцией части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно апелляционной жалобе применение в отношении Общества административного штрафа в размере 700 000 рублей несоразмерно допущенному нарушению, ответственность за соблюдение сроков годности реализуемой пищевой продукции несет директор магазина в соответствии с его должностной инструкцией. Возложив на директора магазина обязанность по отслеживанию сроков годности продукции, Общество полагает, что тем самым предприняло все возможные меры по недопущению реализации продукции с истекшим сроком годности. Ввиду указанных обстоятельств заявитель жалобы считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Более подробно позиция ответчика изложена в апелляционной жалобе.
Управление и третье лицо отзывы на жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы, а также в порядке статьи 123 АПК РФ участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.04.2021 в Управление поступило обращение гражданина Крылова В.Б. с приложением фото- и видеоматериалов, содержащих сведения о факте нарушения АО "ТД "Перекресток" требований технических регламентов при реализации пищевой продукции (л.д.22-23).
При рассмотрении обращения административным органом установлено, что 24.03.2021 в магазине "Перекресток" по адресу: г.Иваново, ул. 8 Марта, д. 32, Общество допустило реализацию пищевой продукции с истекшим сроком годности, а именно 8 упаковок детского питания "ФрутоНяня" пюре банан 1/90 гр., изготовитель ООО "Прогресс", дата изготовления 22.02.2020, срок годности 12 месяцев. К обращению также были приложены кассовый чек от 24.03.2021 о факте продажи в 13 ч. 15 мин. 8 упаковок указанного продукта на общую сумму 575 рублей и кассовый чек от 24.03.2021 на возврат товара, видеозапись (л.д.24).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.03.2021 по делу N А17-262/2021 АО "ТД "Перекресток" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2021 по делу N А12-6989/2021 привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д.26-44).
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Управления 29.07.2021 составило протокол N 012661 об административном правонарушении (л.д.9-14).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статей 203, 204 АПК РФ протокол и иные материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Обосновывая заявленные требования, Управление указало на наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Обществом пункта 4 статьи 5, пунктов 7, 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), а также пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в деянии АО "ТД "Перекресток" события и состава вменяемого административного правонарушения, не выявив существенных процессуальных нарушений при производстве по административному делу, привлек ответчика к административной ответственности, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 рублей. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ арбитражный суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 700 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, что влечет или создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Обязательные требования безопасности к пищевой продукции, а также связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации установлены ТР ТС 021/2011.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 срок годности пищевой продукции представляет собой период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным ТР ТС 021/2011 и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
В силу пункта 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Исходя из пункта 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней ТР ТС 021/2011 и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 16 Закона N 29-ФЗ сроки годности пищевых продуктов устанавливаются в отношении таких продуктов, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ установлено, что запрещается обращение пищевых продуктов, срок годности которых истек (абзац третий).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона N 29-ФЗ пищевые продукты, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Материалами настоящего дела подтверждено и ответчиком по существу не оспаривается, что Общество, осуществляя розничную реализацию продовольственных товаров, отступило от требований ТР ТС 021/2011, допустив 24.03.2021 реализацию пищевой продукции с истекшим сроком годности (8 упаковок детского питания - пюре "ФрутоНяня" банан 1/90 гр., изготовитель ООО "Прогресс", дата изготовления 22.02.2020, срок годности 12 месяцев.
Из существа изложенных нарушений следует, что они создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, прежде всего детей, возможность возникновения пищевых отравлений, что свидетельствует о доказанности события вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
АО "ТД "Перекресток, осуществляющее розничную продажу пищевой продукции потребителям, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая им, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней; предпринимать действия по контролю качества, сроков годности в отношении реализуемой пищевой продукции. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, не установлено.
Ссылки заявителя жалобы на предпринимаемые им меры, направленные на предупреждение нарушений (назначение ответственных за контроль соблюдения законодательства в области реализации продукции) не привели к предупреждению и недопущению совершения административного правонарушения, следовательно, не могут быть признаны необходимыми и достаточными. Отклоняя соответствующие доводы ответчика, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны Общества за действиями своих работников. Операции по продаже товаров, осуществляемые юридическим лицом, производятся от его имени, и, соответственно, принимая на работу сотрудника, юридическое лицо несет ответственность за выполнение им своих обязанностей, в том числе в части надлежащего исполнения требований действующего законодательства. При этом юридическое лицо самостоятельно решает организационные вопросы и определяет способы контроля за выполнением работниками своих функций.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного правонарушения.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следует из материалов настоящего дела, решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.03.2021 по делу N А17-262/2021, вступившим в законную силу 16.03.2021, Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей. Поскольку вменяемое правонарушение совершено ответчиком 24.03.2021, то есть в период, когда последний считался подвергнутым административному наказанию, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в деянии ответчика квалифицирующего признака состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ. Оснований для квалификации рассматриваемого деяния Общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ не имеется.
При изложенных обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, в деянии ответчика установлен и доказан.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, право привлекаемого к административной ответственности лица на защиту не нарушено.
Оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного из имеющихся материалов дела апелляционным судом не усматривается. Исключительных обстоятельств, которые свидетельствовали бы о малозначительности правонарушения, не установлено. Ответчик при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона, допустил к реализации значительное количество продовольственного товара, не отвечающего требованиям безопасности.
Поскольку совершенное Обществом административное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, Общество некоммерческой организацией, субъектом малого и среднего предпринимательства не является, оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение по правилам взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
В жалобе ответчик просит применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Оценив представленные в материалы настоящего дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обстоятельства рассматриваемого дела не позволяют прийти к выводу о необходимости снижения административного штрафа. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ по настоящему делу не имеется. Перечисленные в жалобе обстоятельства (назначение ответственного за соблюдение сроков годности реализуемой продукции) таковыми не являются. Соблюдение требований, предъявляемых к реализации пищевой продукции, относится к сфере контроля АО "ТД "Перекресток", принимающего на себя обязательства по надлежащему исполнению обязательных требований Технических регламентов при реализации пищевой продукции населению (пункт 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Мера наказания (административный штраф) определена судом исходя из конкретных обстоятельств дела. В рассматриваемом случае назначенный Обществу штраф в минимальном размере санкции статьи соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Доказательства карательности назначенного штрафа, а также тяжелого имущественного положения ответчика в деле отсутствуют.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.11.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.11.2021 по делу N А17-10892/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-10892/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области
Ответчик: АО "Торговый Дом "Перекресток"
Третье лицо: Крылов Владимир Борисович