г. Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А41-45765/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей: Игнахиной М.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания Терещенко П.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сервис-М" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2021 года по делу N А41-45765/21 по исковому заявлению МУП городского округа Балашиха "Балашихинский Водоканал" к ООО "Сервис-М" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - Можаева Н.А., доверенность N 1 от 24.12.2021, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
МУП городского округа Балашиха "Балашихинский Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Сервис-М" о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N 311 от 01 октября 2015 года в размере 2 860 852 рублей 47 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ООО "Сервис-М", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между МУП городского округа Балашиха "Балашихинский Водоканал" (далее - истец, теплоснабжающая организация) и ООО "Сервис-М" (далее - ответчик, потребитель) заключен договор теплоснабжения N 311 от 01 октября 2015 года (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, - теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (для систем отопления и подогрева воды в системах горячего водоснабжения (далее - ГВС) от котельной N 30 на теплоснабжение объектов, расположенных по адресам: деревня Черное, улица Агрогородок, дом 18, дом 19, дом 20, дом 32.
Потребитель обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию в установленные настоящим договором сроки, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором и законодательством Российской Федерации режим потребления тепловой энергии, обеспечивать надежность, исправность и безопасность эксплуатации находящихся в его собственности, хозяйственном ведении или на ином законном основании тепловых сетей и теплопотребляющих установок.
Тарифы установлены разделом 3 договора.
Согласно пункту 5.4 договора, - потребитель производит оплату за полученную тепловую энергию за расчетный месяц до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
В силу пункта 6.8 договора, - ответственность теплоснабжающей организации ограничивается подачей тепловой энергии, теплоносителя необходимых параметров до границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон, согласно акту разграничения.
Пунктом 7.1.2 договора установлено, что истец обязуется поддерживать параметры теплоносителя для целей отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с температурным графиком работы котельной (приложение N 3 к договору), а также поддерживать параметры теплоносителя для целей ГВС в соответствии с СанПин 2.1.4.2496-09 (пункт 7.1.3 договора.)
Истец указал, что за период с ноября 2020 года по май 2021 года отпустил ответчику тепловую энергию на общую сумму 3 871 680 рублей 24 копейки, что подтверждается представленными в материалы дела актами об отпуске тепловой энергии за спорный период.
В результате неисполнения обязательств по договору образовалась задолженность ответчика перед истцом за поставку тепловой энергии за спорный период в сумме 3 871 680 рублей 24 копейки.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N 10888 от 17 сентября 2021 года, которая оставлена без удовлетворения.
Поскольку ответчик не погасил задолженность в срок, а урегулирование спора в претензионном порядке положительного результата не принесло, истец обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", - потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", - единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, - правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, - по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, - оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указано в абзаце первом статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как указано в части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы ответчика о поставке коммунального ресурса ненадлежащего качества с пониженной температурой, которая не соответствует температурному графику, несостоятельны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 24 Правил N 808, - показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
При этом, пунктом 25 Правил N 808 установлено, что показатели качества теплоносителей, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать соответствие физико-химических характеристик требованиям технических регламентов и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Поскольку отношения сторон сложились по поводу поставки коммунального ресурса в жилые дома, к рассматриваемым правоотношениям подлежат также применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354), а также Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") (далее - Правила N 124).
Согласно подпункту "д" пункта 22 Правил N 124, - в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности.
В то же время в силу требований Правил N 354, коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг и параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги.
Следовательно, в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга.
Пунктом 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в Приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно пункту 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг", - качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 градусов); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 градус и выше) - в жилых помещениях - не ниже +20 градусов (в угловых комнатах - +22 градуса).
При этом допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 градусов, снижение в ночное время - не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.
Таким образом, качество тепловой энергии оценивается по температуре воздуха внутри помещения.
В пункте 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (Приложение N 11).
Пунктом 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы за коммунальную услугу отопления за такой расчетный период снижается на 0,15 % размера платы, определенного в соответствии с Приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Разделом X Правил N 354 определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354, - при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
После установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества ответчик обязан снизить ее стоимость для граждан после чего, представив истцу документы, подтверждающие установление факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также доказательства снижения стоимости коммунальной услуги ненадлежащего качества для граждан имеет право требовать от истца снижения стоимости коммунального ресурса (тепловой энергии).
При этом ответчик обязан доказать, что предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества возникло по вине истца.
Ответчиком в материалы дела представлены температурные графики и объемы поставленной тепловой энергии за спорный период, произведенные на основании показателем ОДПУ.
Из позиции ответчика следует, что ненадлежащее качество теплоносителя подтверждается распечатками ОДПУ, который фиксирует на вводе в дом температуру, которая не соответствует температурному графику, обозначенному в приложении к договору и технических условиях застройщика. В связи с указанным конечные потребители коммунальной услуги на границе балансовой и эксплуатационной ответственности получают теплоноситель ненадлежащего качества.
Истец с доводами ответчика не согласился, представил возражения на отзыв и возражения на дополнение к отзыву, и указал на следующее.
МУП "Теплосеть" является ресурсоснабжающей организацией для деревни Черное, города Балашиха (микрорайон Агрогородок города Балашиха), где расположены многоквартирные дома под управлением истца.
Все многоквартирные дома (далее - МКД), входящие в договор теплоснабжения N 311 от 01 октября 2015 года, оборудованы индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП) для приготовления внутридомового теплоносителя систем отопления МКД и общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии.
Следовательно, истцом по договору теплоснабжения N 311 от 01 октября 2015 года жителям МКД не поставляется ни коммунальная услуга "отопление", ни коммунальная услуга "горячее водоснабжение", ни поставка теплоносителя для внутридомовых систем отопления, а поставляется только тепловая энергия в точку поставки, которая находится на границе зон разграничения эксплуатационной ответственности. Эту энергию ответчик использует для приготовления теплоносителя, циркулирующего во внутридомовых системах отопления, с целью оказания коммунальных услуг по отоплению. Для приготовления теплоносителя, циркулирующего во внутридомовых системах отопления, используется общедомовое инженерное оборудование (теплообменники).
В соответствии со СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", системы отопления многоквартирных домов проектируются в интервале параметров теплоносителя от 95°С до 105°С.
Параметры теплоносителя на вводе в МКД регулируются пунктом 20 Правил N 124.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 124, - объем и качество коммунального ресурса (тепловая энергия) поступающего в МКД, должны позволять обеспечить надлежащее содержание общего имущества в МКД, а также предоставление коммунальной услуги по отоплению в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 15 Приложение N 1).
Значение температур теплоносителя, поступающего на тепловой ввод многоквартирного дома (в точку поставки), не урегулированы ни договором между истцом и ответчиком, ни законодательными актами.
В соответствии с Приложением N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" (V. Газоснабжение) Правил N 354, - за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Учитывая вышеизложенное, доказательством нарушения нормативных параметров поставки тепловой энергии, может являться фактическое изменение температуры воздуха в помещениях МКД (допустимые параметры воздуха в помещении от + 18 до + 24 С).
Доказательством изменения температуры воздуха в помещениях МКД являются акты замеров температуры воздуха в помещениях МКД, составленные в соответствии с Правилами N 354.
В свою очередь в многоквартирном доме предоставление коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества может быть вызвано двумя причинами:
1. нарушения в поставке тепловой энергии, теплоносителя в МКД (в точку поставки);
2. нарушения в работе внутридомовых систем отопления или ненадлежащее состояние теплообменников, относящихся к общедомовому имуществу, в которых исполнителем коммунальных услуг обеспечивается приготовление теплоносителя для внутридомовых систем отопления.
Вышеуказанным договором теплоснабжения предусмотрено условие об обязанности потребителя (ООО "Сервис-М") в случаях поступления обращений от жителей на предоставление некачественных услуг по отоплению, вызывать представителя ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) для выявления этих нарушений и составления двустороннего акта. В этом акте должна быть указана причина предоставления услуг по отоплению ненадлежащего качества и сторона, виновная в этом.
Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 304-ЭС20-22389 - "оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение судебной экспертизы, установив факт поставки компанией коммунального ресурса обществу в заявленном объеме, принимая во внимание, что презумпция надлежащего качества тепловой энергии, использованной для цели отопления многоквартирных домов, не опровергнута ответчиком, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды указали, что отклонение в отдельные периоды параметров теплоносителя на выводах ТЭЦ от утвержденного для источника теплоты температурного графика не свидетельствует о неисполнении обществом обязанности по поставке качественного ресурса".
Кроме того, законодательством не предусмотрена коммунальная услуга "теплоснабжение". Существует только коммунальная услуга "отопление", которая в рамках отношений истца и ответчика предоставляется ответчиком, так как производится с использованием общедомового имущества (теплообменники) в ИТП самим ответчиком. Истец коммунальную услугу "отопление" не поставляет.
Тепловая энергия, теплоноситель, поставляемые истцом, не поступают непосредственно во внутридомовые системы отопления домов, они используются только в ИТП. Эти ресурсы жители домов никаким образом не получают, эти ресурсы используются только в теплообменниках для приготовления теплоносителя циркулирующего во внутридомовых системах отопления домов.
Ссылка ответчика на то, что последний закупает у истца теплоноситель, несостоятельна, поскольку ответчик самостоятельно готовит теплоноситель для внутридомовых систем отопления и, являясь исполнителем коммунальных услуг по отоплению, предоставляет потребителям коммунальных услуг коммунальные услуги по отоплению.
Учет тепловой энергии, отпущенной по договору теплоснабжения N 311 от 01 октября 2015 года, производится на основании показаний ОДПУ. ОДПУ тепловой энергии учитывают фактически отпущенные объемы тепловой энергии.
Платежные документы, предъявляемые к оплате по вышеуказанному договору, содержат эти фактические объемы потребленной тепловой энергии, определенные ОДПУ исходя из расхода и температуры теплоносителя.
В доказательство поставки некачественного ресурса, ответчик сослался на температурный график источника теплоснабжения (график тепловой сети) на выходе из котельной, которая поставляет тепловую энергию на все объекты микрорайона Агрогородок города Балашиха.
Температурный график источника теплоснабжения (котельной) и температурный график системы отопления многоквартирного дома не является одним и тем же понятием, так как источник теплоснабжения (котельная) вырабатывает и отпускает коммунальные ресурсы для целого микрорайона города. Всего от котельной N 30 подключено более 30-ти объектов теплоснабжения, включая многоквартирные дома, детские сады и школы. В случае, если на источнике теплоснабжения происходят нарушения и сбои в отпуске тепловой энергии, теплоносителя, то все объекты теплоснабжения, подключенные к этому источнику, испытывают перебои в теплоснабжении. В отопительном сезоне 2020 / 2021 годов котельная N 30 обеспечила бесперебойный и безаварийный отпуск тепловой энергии всем потребителям микрорайона.
Кроме того, являясь управляющей организацией, получившей лицензию на управление многоквартирными домами, ответчик должен соблюдать Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и знать, что в водяных системах централизованного теплоснабжения принципиально возможно использовать три метода центрального регулирования.
Первый - качественный. Этот метод заключается в регулировании отпуска теплоты за счет изменения температуры теплоносителя на входе в систему отопления при сохранении постоянным количества (расхода) теплоносителя, подаваемого в регулируемую систему.
Второй - количественный. Он заключается в регулировании отпуска теплоты путем изменения расхода теплоносителя при постоянной температуре его на входе в регулируемую систему.
Третий - качественно-количественный. Заключается в регулировании отпуска теплоты посредством одновременного изменения расхода и температуры теплоносителя.
В современных системах теплоснабжения применяется в основном качественно-количественное регулирование и регулирование пропусками (дискретное).
Качественный метод регулирования, получивший наиболее широкое применение в отечественном теплоснабжении, заключается в регулировании тепловой нагрузки системы теплоснабжения путем изменения температуры (t) сетевой воды при постоянном расходе сетевой воды в подающей магистрали.
В системах централизованного теплоснабжения источник тепла и теплоприемники размещены на значительном расстоянии друг от друга. Увеличение по какой-либо причине расхода сетевой воды у абонентов, расположенных ближе к источнику, приводит к значительному снижению располагаемых напоров и нарушению циркуляции теплоносителя у абонентов, подключенных к концевым участкам теплосети. При качественном регулировании тепловой нагрузки создаются наиболее благоприятные гидравлические условия для всех абонентских установок, что достигается постоянством расхода сетевой воды в системе теплоснабжения.
Эта особенность является основным преимуществом качественного регулирования, благодаря которому оно получило широкое применение в отечественном теплоснабжении.
В Методических указаниях по проведению энергоресурс аудита в жилищно-коммунальном хозяйстве МДК 1-01.2002, утвержденных Приказом Госстроя России от 18 апреля 2001 года N 81, говорится следующее:
"Системы отопления, работающие при постоянном расходе и регулировании температурой теплоносителя (качественное регулирование), имеют недостатки по сравнению с системой регулирования подачи воды (количественное регулирование). Система инерционна, изменение температуры в системе затягивается на несколько часов. Система имеет большое значение постоянной времени переходных процессов, плохо отслеживает потребности в тепле на отопление при резких колебаниях наружной температуры воздуха, которое иногда бывает более десяти градусов за сутки. Температура иногда регулируется только несколько раз; в сутки. Особенно большая проблема в обеспечении экономичных режимов больших городов, тепловые сети которых характеризуются большой протяженностью и инерционностью".
Эффективное решение в ликвидации "перетопов" и, соответственно, снижения затрат заключается в применении устройств погодного регулирования, осуществляющих не качественное (по температуре теплоносителя на входе), а количественное регулирование (по расходу теплоносителя).
Осуществляя деятельность по надлежащей эксплуатации и обслуживанию МКД, ответчик должен иметь проектную документацию на каждый МКД и знать, на какую максимальную проектную температуру теплоносителя запроектированы системы отопления каждого МКД (95 или 105° С). На основании этих данных, в соответствии с Приложением N 11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27 сентября 2003 года, ответчиком должны быть составлены температурные графики систем отопления по каждому многоквартирному дому.
В соответствии с пунктом 5.2.6 указанных Правил, в помещении эксплуатационного персонала управляющей организации должны быть размещены температурные графики сети (котельной) и температурные графики систем отопления домов. Основываясь на этих нормативных параметрах, осуществляя надлежащую эксплуатацию систем отопления МКД, ответчик обязан производить регулировку систем с целью соблюдения параметров теплоносителя во внутридомовых системах отопления, а также своевременно производить ревизию теплообменников, обеспечивая "тепловой съем" в соответствии с паспортными данными теплообменников (если теплообменник "забит" накипью, шлаками или грязевыми отложениями, "съём" тепловой энергии будет затруднен).
В Российской Федерации источники теплоснабжения (котельные) могут быть запроектированы на различные температурные графики тепловой сети: 95 - 70; 115 - 70; 130 - 70; 150 - 70, а системы отопления МКД в соответствии со СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" проектируются в интервале параметров теплоносителя: 95 - 70 или 105 - 70. Таким образом, если, например, котельная работает по температурному графику 130 - 70, то это не означает, что системы отопления объектов теплоснабжения также работают по этому графику.
Следовательно, ответчик не предоставил проектную документацию в отношении систем отопления домов, а также температурные графики систем отопления МКД, составленные в соответствии с Приложением N 11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27 сентября 2003 года, что не позволяет проанализировать работу систем отопления.
Оценка качества коммунальных услуг по отоплению (качественные или некачественные) возможна только путем проведения соответствующих замеров параметров воздуха в помещениях МКД в порядке, изложенном в Правилах N 354.
Пунктом 108 Правил N 354 установлено, что в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги является акт проверки о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленный сторонами по результатам проверки на основании заявления потребителя, где указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также причина нарушения поставки горячего водоснабжения и сторона, виновная в этом (пункты 105 - 112 Правил N 354).
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что для расчета снижения платы за некачественную услугу отопления необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в жилом помещении, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Применение расчета изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества в отношении ресурсоснабжающей организации возможно при условии доказанности факта отклонения температуры воздуха внутри жилых помещений от указанных в пункте 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 по вине ресурсоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, приведенные ответчиком в обоснование расчета нормы Правил N 354 применяются к перерасчету в случае предоставления некачественных услуг по отоплению в отношениях между исполнителем коммунальных услуг (ответчик) и непосредственно получателями коммунальных услуг (жителями).
При отсутствии соответствующих актов, подтверждающих предоставление некачественных услуг по отоплению, и устанавливающих, что это связано с нарушениями теплоснабжения со стороны РСО, вышеуказанная формула не может быть применена в настоящем споре к отношениям между поставщиком коммунального ресурса (истец) и потребителем коммунального ресурса (ответчик).
Составленный ответчиком расчет содержит столбец с наименованием "температура теплоносителя по договору", тогда как договор теплоснабжения N 311 от 01 октября 2015 года таких данных не содержит. Указанный договор теплоснабжения содержит температурный график котельной - Приложение N 3, в котором приведены параметры теплоносителя на выходе из котельной, а не на входе в МКД.
Значения температур теплоносителя, поступающего на объекты теплоснабжения, регулируются только температурным графиком тепловой сети на выходе из источника теплоснабжения. Договор теплоснабжения не содержит конкретных цифровых значений параметров расхода (G, т/час) и температуры ГС) теплоносителя на входе в объект теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 124, - объем и качество коммунального ресурса, поступающего в МКД, должны позволять обеспечить надлежащее содержание общего имущества в МКД, а также предоставление коммунальной услуги по отоплению в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг.
С учетом отсутствия в договоре конкретных цифровых значений параметров температуры (С) теплоносителя на входе в объекты теплоснабжения в приведенном ответчиком расчете столбец "разница (договорная минус фактическая = недопоставка)" указан необоснованно.
Кроме того, приведенный ответчиком расчет не содержит количественных параметров теплоносителя, поступающего в МКД (G, т/час).
Поскольку ответчиком не предоставлена теплотехническая часть проектной документации по каждому МКД, не представляется возможным установить нормативные (запроектированные) параметры расхода теплоносителя по каждому МКД и сравнить их фактическими данными.
Таким образом, обстоятельства, на которые ответчик ссылается в обоснование своей позиции, не подтверждают факт поставки истцом тепловой энергии ненадлежащего качества.
Ответчик не представил в материалы дела каких-либо доказательств, подтверждающих отпуск некачественной тепловой энергии.
Проверка качества коммунальной услуги в соответствии с требованиями Правил N 354 и предусмотренными условиями договора теплоснабжения не производилась, актов проверки качества коммунальной услуги, оказанной в спорный период, не представлено, тогда как указанные акты являются единственным допустимым доказательством оказания услуги теплоснабжения ненадлежащего качества.
Заявляя о предоставлении тепловой энергии на нужды отопления ненадлежащего качества, ответчиком в нарушение указанной нормы права не представлены замеры температуры воздуха в жилых помещениях, а также иные доказательства, свидетельствующие о заниженной температуре внутри жилых помещений (анализ качества тепловой энергии; заявления жителей о перерасчете в связи с низкой температурой в квартирах и акты о предоставлении услуги ненадлежащего качества, подписанные жителями квартир, представителем управляющей организации и двумя незаинтересованными лицами; акты по результатам замеров температур в жилых помещениях).
Ответчик приобретает тепловую энергию для целей отопления многоквартирного жилого дома, следовательно, качество тепловой энергии должно соответствовать государственным стандартам, а также санитарным нормам и правилам, определяющим требования к температуре воздуха в жилых помещениях.
Доказательств того, что полученная управляющей компанией в спорный период тепловая энергия не могла быть использована по назначению, и температура в жилых помещениях была ниже установленной соответствующим стандартом не представлено, равно как и не доказан факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Потребление ответчиком поставленного ресурса и предоставленных услуг за спорный период подтверждается актами и счетами.
Доказательств оплаты задолженности либо оказания услуг ненадлежащего качества ответчиком в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обоснованно им отклонены, в связи с чем во внимание апелляционного суда принят быть не могут.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, на которые ответчик ссылается в обоснование своей позиции, не подтверждают факт поставки истцом тепловой энергии ненадлежащего качества.
Материалы дела также не содержат доказательств того, что тепловая энергия не могла быть использована по назначению и температура в жилых помещениях была ниже установленной соответствующими стандартами
Истцом не представлены доказательства перерасчета стоимости услуг по отоплению гражданам, проживающим в МКД.
Таким образом, в связи с отсутствуем доказательств оплаты задолженности исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что на момент вынесения решения суда задолженность составляла 590 431 рубль 69 копеек, остальной долг был погашен.
Между тем документальные доказательства, подтверждающие частичное погашение долга, в материалах дела отсутствуют.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60.01 за 23 ноября 2020 года, 23 ноября 2021 года не является допустимым доказательством оплаты задолженности в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2021 года по делу N А41-45765/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45765/2021
Истец: МУП "ТЕПЛОСЕТЬ Г. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА "БАЛАШИХИНСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "СЕРВИС-М"