г. Ессентуки |
|
04 февраля 2022 г. |
Дело N А61-3123/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Россельхозбанк" и Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.12.2021 по делу N А61-3123/2020, принятое по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания о включении в реестр требований кредиторов должника Дзагоева Германа Гацировича (ИНН 772870305235) требования в сумме 1 864 557,75 руб., в том числе основной долг - 1 620 500,32 руб., пеня - 244 057, 43 руб., в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Дзагоева Германа Гацировича (ИНН 772870305235), при участии в судебном заседании представителя АО "Россельхозбанк" - Лосева А.В. (доверенность от 15.03.2017); в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" Ставропольский региональный филиал оперативный офис N 3349/6/4 г.Владикавказ обратилось в суд с заявлением о признании Дзагоева Германа Гацировича несостоятельным (банкротом).
Решением суда от 23.12.2020 в отношении Дзагоева Германа Гацировича введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника назначен Дзеранов Батраз Константинович.
Сведения о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества размещены в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (Федресурс) 30.12.2020 номер публикации 5985162 и в газете "Коммерсантъ" 16.01.2021 N 6 номер сообщения 77231467971.
В рамках дела о банкротстве должника в суд обратилась Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - ФНС, налоговый орган) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 1 864 557,75 руб., в том числе основной долг - 1 620 500,32 руб., пеня - 244 057, 43 руб. Сведения о получении указанного требования размещены финансовым управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (Федресурс) 23.03.2021, номер публикации - 6376530.
Определением от 01.12.2021 суд включил требования налогового органа в реестр требований кредиторов должника в размере 973 244, 44 руб., в том числе налог - 863 817, 16 руб., пеня - 109 427,28 руб. В остальной части отказал.
Не согласившись с принятым определением, АО "Россельхозбанк" и налоговый орган обратились с апелляционными жалобами на определение суда.
Банк просит отменить определение суда в части удовлетворённых требований и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на пропуск срока налогового органа на обращение.
Налоговый орган в своей апелляционной жалобе просит отменить определение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на ошибочный вывод суда о пропуске срока по судебным приказам.
Налоговый орган и банк направили отзывы на апелляционные жалобы.
В судебном заседании представитель банка, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу налогового органа.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителя банка и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 392 490,85 руб., пени в сумме 69 007,81 руб., по транспортному налогу с физических лиц в сумме 32 513,29 руб., пени в сумме 8 007,56 руб., по земельному налогу в сумме 1 258 496,18 руб., пени в сумме 167 042,06 руб.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Требования кредиторов о включении в реестр требований кредиторов должника рассматриваются в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона о банкротстве.
На основании статьи 4 Закона о банкротстве, размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с общими положениями, установленными в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и при-меняемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 257) таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (в последующей редакции) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и вправе предъявлять требования о включении в реестр, как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Таким образом, в деле о банкротстве включение в реестр возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
Порядок и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам, пени и штрафам регламентированы статьями 69, 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 45 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено статьей 70 НК РФ, а в соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (заместителя) руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.
Частью 6 статьи 21 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Частью 6.1 статьи 21 Закона N 229-ФЗ дополнительно предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Из материалов дела следует, что службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства на основании судебных приказов о взыскании с должника Дзагоева Г.Г. задолженности по обязательным платежам: по делу N 2а-637/2018 от 18.06.2018, по делу N 2а-855/2020-17 от 13.04.2020, по делу N 2а-134/2020-17 от 17.01.2020, по делу N 2а-1039/2019-17, по делу N 2а-1013/2017-17, по делу N 2а-643/2017-17 от 01.06.2017.
Судебные приказы не были исполнены, исполнительные производства, возбужденные на основании перечисленных судебных приказов, окончены 29.12.2020 и 31.12.2020 соответственно.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что срок для предъявления судебных приказов по делам N 2а-1013/2017-17 и N 2а-643/2017-17 от 01.06.2017 истек.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (части 1 - 3 статьи 22 Закона N 229-ФЗ).
Изучи материалы дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что срок по судебным приказам N 2а-1013/2017-17 и N 2а-643/2017-17 от 01.06.2017 не истек.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о пропуске срока является ошибочным, а требования налогового органа в данной части подлежащими удовлетворению.
Требования в части включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по налогам в размере 863 817, 16 руб., пеня в размере 109 427,28 руб. правомерно удовлетворены судом по следующим основаниям.
По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - Постановление N 45) разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете "Коммерсантъ" 16.01.2021 N 6(6968), на сайте Единого государственного реестра сведений о банкротстве - 23.12.2020.
Налоговый орган, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091758978907, предъявила к должнику требование посредством почтовой связи. Согласно отчету трек-номер почтовой корреспонденции присвоен 16.03.2021.
Таким образом, налоговый орган предъявил свои требования в установленный пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срок. Доказательств обратного банк не представил.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, в удовлетворении апелляционной жалобы банка следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы - удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.12.2021 по делу N А61-3123/2020 изменить в части включения в реестр требований кредиторов Дзагоева Германа Гацировича (ИНН 772870305235.
Требование Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы в сумме 1 864 557, 75 руб., в том числе 1 620 500, 32 руб. и пеня в сумме 244 057,43 руб. включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В остальной части определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россельхозбанк" без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Россельхозбанк" 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 23 от 01.12.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3123/2020
Должник: Дзагоев Герман Гацирович
Кредитор: АО "Россельхозбанк" в лице Ставропольского регионального филиала, Джиоева Алла Руслановна
Третье лицо: Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Ассоциация "МСРО АУ", Дзеранов Б. К., Калоева Алина Алановна, ПАО Сбербанк России, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ, УФНС РФ по РСО - Алания, УФССП России по РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4156/2021
15.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2829/2022
09.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-79/2022
04.02.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4156/2021
24.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4156/2021
23.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3123/20