г. Самара |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А65-14390/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2021 года по делу N А65-14390/2021 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г.Зеленодольск
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Зеленодольского отдела, г.Зеленодольск
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Центрального территориального управления, г. Казань
об отмене постановления о назначении административного наказания от 04.06.2021 года N 53,
с участием в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представителя Ахметшина А.А. (доверенность от 21.12.2021),
от Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - представителя Нечаевой Ю.Н. (доверенность от 15.04.2021),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Зеленодольского района, исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Зеленодольского отдела (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 53 от 04.06.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2021 по делу N А65-14390/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Исполком Зеленодольского района в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению исполкома, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление Росреестра по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.05.2021 государственным инспектором Республики Татарстан по использованию и охране земель Каримовым И.Р. проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 16:20:140502:21, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:20:000000:124, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, СХПК им.Ленина, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, которое находится в государственной собственности.
В ходе административного обследования объекта земельных отношений административным органом установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 16:20:140502:21 осуществлялась разработка карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых, а именно: глины на площади 4004 кв.м (0,4 га).
По итогам проверки административный орган пришел к выводу о том, что Исполком Зеленодольского района в результате разработки общераспространенных полезных ископаемых привел земельный участок с кадастровым номером 16:20:140502:21 сельскохозяйственного назначения площадью 4004 кв.м (0,4 га) в непригодное для использования состояние. Работы по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению не проведены.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте административного обследования объекта земельных отношений от 18.05.2021 с приложением фотоматериалов.
02.06.2021 в отношении исполкома составлен протокол об административном правонарушении N 53, которым его деяние квалифицировано по части 4 статьи 8.8 КоАП РФ.
04.06.2021 административным органом вынесено постановление N 53, которым Исполком Зеленодольского района привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, исполком обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований указал, что спорный земельный участок находится в собственности Исполкома Зеленодольского района и относится к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14, статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Со ссылкой на статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции указал, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Доводы исполкома об отсутствии доказательств его вины, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 16:20:140502:21 плодородный слой почвы восстановлен, на данной территории произрастает растительность, что также подтверждается представленным актом о естественной рекультивации от 2018 года, судом первой инстанции отклонены как недоказанные и противоречащие фотоматериалам, произведенные административным органом в ходе обследования спорного земельного участка от 18.05.2021.
При этом, суд первой инстанции сослался на нарушения пункта 9 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.02.2012 N 171 "Об утверждении Порядка использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а также строительства подземных сооружений на территории Республики Татарстан" в соответствии с которым собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков при использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и строительстве подземных сооружений в соответствии с настоящим Порядком обязаны, в том числе:
5) после прекращения использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых или строительства подземного сооружения в установленном законодательством порядке рекультивировать нарушенные земельные участки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и представить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан акт рекультивации земель в 15-дневный срок со дня его утверждения.
Доводы исполкома о невозможности выполнения биологического этапа рекультивации ввиду того, что на спорном земельном участке произрастает многолетняя растительность разных видов, не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку не освобождают исполком от выполнения мероприятий, направленных на устранение последствий разработки общераспространенных полезных ископаемых на площади 4004 кв.м (0,4 га), восстановление плодородного слоя почвы и создания защитных насаждений в соответствии с проектом рекультивации земель.
Суд первой инстанции указал, что сам факт естественного произрастания растительности на разработанном карьере площадью 4004 кв.м. (0,4 га) земельного участка с кадастровым номером 16:20:140502:21 не означает самовосстановление плодородного слоя на землях сельхозназначения, а предполагает сохранение негативного воздействия на земли и причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.
По мнению суда первой инстанции, обязанность по соблюдению земельного законодательства, в том числе в части охраны земель, недопущения негативного воздействия на земли и почвы, лежат на Исполкоме Зеленодольского района, в распоряжении которого находится земельный участок с кадастровым номером 16:20:140502:21 как лица, осуществляющего управлением имуществом, находящегося в муниципальной собственности района.
Установив, что земельный участок, где осуществлялась разработка карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых, в результате которого земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 4004 кв.м. (0,4 га) приведен в непригодное для использование состояние, находящийся в границах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и исполкомом не организованы работы по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, суд первой инстанции согласился с позицией административного органа, что бездействие исполкома образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.8 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении норм земельного законодательства Российской Федерации и судом допущено несоответствие выводов, изложенных в решении, установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Частью 4 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что Исполком Зеленодольского района является лицом, чья деятельность привела к ухудшению качества земельного участка или лицом, которое осуществляло добычу общераспространенного полезного ископаемого для собственных нужд (административный орган указывает на предполагаемую добычу глины).
Между тем, в соответствии с представленным самим исполкомом актом приемки естественно рекультивированных земель от 24.12.2018 следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 16:20:140502:21 расположен карьер-уступ размером 60х30 м. Высота уступа 10 м. В настоящее время не разрабатывается. Использовался для добычи полезных ископаемых для отсыпки дорог. Карьер не используется с 2003 года (т.1, л.д.41-42).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает доказанным тот факт, что ранее до 2003 года на указанном земельном участке находился карьер для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Кроме того, административный орган ссылается на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29.08.2016 по делу N 2а-4236/2016, которым признано незаконным бездействие исполнительного комитета Мамадыш-Акиловского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по рекультивации нарушенных земель и сохранению почв и их плодородия. На исполнительный комитет Мамадыш-Акиловского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность провести рекультивацию нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 16:20:140502:85 (т.1, л.д.56-60).
Между тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что указанное решение вынесено в отношении иного земельного участка, хоть и расположенного смежным с земельным участком с кадастровым номером 16:20:140502:21 (т.1, л.д.66).
Исполкому вменяется нарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.8 КоАП РФ. Указанная норма предусматривает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В то же время, в качестве наказуемого бездействия, административный орган, в оспариваемом постановлении, указывает на то, что исполком, как собственник земельного участка, не исполнил обязанность по приведению земель в состояние пригодное для использования, после разработки общераспространенных полезных ископаемых.
Однако, за совершение указанного нарушения, КоАП РФ предусматривает специальную норму - ч.1 ст.8.7 (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры).
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию вменяемого исполкому бездействия, что также согласуется с выводами изложенными в решении Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29.08.2016 по делу N 2а-4236/2016.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 стать 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Кроме того, административный орган, вменяя исполкому нарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.8 КоАП РФ не представил доказательств невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 16:20:140502:21 для его целевого назначения, т.е. для сельскохозяйственного производства.
Административный орган не представил надлежащих доказательств и обоснований по каким признакам и критериям он установил, что земельный участок с кадастровым номером 16:20:140502:21 не пригоден к использованию для сельскохозяйственного производства.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" непригодность земельного участка сельскохозяйственного назначения к использованию для ведения сельского хозяйства определяется в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" по результатам обследований, предусмотренных указанным федеральным законом.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Исполком Зеленодольского района указывает, что сотрудники Управления Росреестра по Республике Татарстан не обладают познаниями в сфере оценки плодородия почвы земель сельскохозяйственного назначения и ее пригодности к использованию. Между тем, административный орган не привлек при рассмотрении административного дела специалиста способного дать оценку пригодности к использованию земельного участка с кадастровым номером 16:20:140502:21, какие либо исследования в данной сфере ими не проводились.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно указанному документу земельный участок с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства (ведение сельского хозяйства, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка - 1.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 -1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, данный вид разрешенного использования не ограничивается возделыванием земельного участка и выращиванием культурных растений.
Таким образом, вывод административного органа о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:20:140502:21 не пригоден для использования по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, что образует диспозицию ч.4 ст.8.8 КоАП РФ, не доказан материалами дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу Исполкома Зеленодольского района Республики Татарстан, отменяет обжалуемое судебное решение в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (пункты 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Республике Татарстан N 53 от 04.06.2021 о привлечении Исполкома Зеленодольского района к административной ответственности по ч.4 ст.8.8 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 200000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2021 года по делу N А65-14390/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Зеленодольского отдела N 53 от 04.06.2021 о привлечении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности по ч.4 ст.8.8 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 200000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14390/2021
Истец: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г.Зеленодольск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Зеленодольск
Третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов РТ в лице центрального территориального управления, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление Росреестра по РТ, Арбитражный суд Республики Татарстан