03 февраля 2022 г. |
Дело N А83-20715/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Яковлева А.С.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания : до перерыва - Голышкиной Ю.С., после перерыва - Волковой О.Л.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест" - Завацкой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 октября 2021 года по делу N А83-20715/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест"
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
- Администрация г. Ялта Республики Крым
- Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный",
- ТСН "Испанская деревня",
- Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта,
- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым,
- Совет министров Республики Крым,
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
05.12.2020 по почте общество с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест" (ОГРН: 1149102067300, ранее с 24.12.2003 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН: 32752843 - л.д. 28-39 т. 1, далее - ООО "Черномор-Инвест" или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление (с уточнением) о признании незаконным бездействия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН: 1149102017404 - л.д. 51-57 т. 1, далее - Госкомрегистр) в непогашении неактуальных сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования "Санаторная деятельность" земельного участка КН: 90:25:090104:181, расположенного по адресу: г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29 (л.д. 6-11, 87 т. 1, 122-124 т. 2).
Требования мотивированы тем, что отпало основание, по которому в ЕГРН внесены изменения о первоначально определенном по законодательству Украины виде разрешённого использования земельного участка "Курортная деятельность", постановление Администрации города Ялта (ОГРН: 1149102101609 - л.д. 40-49 т. 1, далее - Администрация) N 1439-п от 10.08.2018 об установлении вида разрешённого использования "Санаторная деятельность" в судебном порядке признано недействительным; Администрацией направлено Госкомрегистру межведомственное информирование о таких обстоятельствах и копия решения суда, но Госкомрегистром ни по этому информированию, ни по обращению заявителя действий по исключению из ЕГРН неактуальной информации о виде разрешённого использования земельного участка "Санаторная деятельность" не принято.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным оспоренное бездействие Госкомрегистра; на Госкомрегистр возложена обязанность восстановить положение, существовавшее до внесения в ЕГРН сведений на основании признанного незаконным постановления Администрации о виде разрешенного использования земельного участка; с Госкомрегистра в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 61-70 т. 3).
Судебный акт мотивирован тем, что в судебном порядке постановление Администрации о виде разрешённого использования земельного участка "Санаторная деятельность" признано недействительным, о чем Госкомрегистр информирован; до внесения сведений о таком виде разрешенного использования в государственном кадастре значились сведения о земельном участке с видом разрешенного использования "Курортная деятельность", эти сведения подлежат восстановлению.
Госкомрегистром подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 84-95 т. 3).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласен с ее доводами, так как вступивший в законную силу судебный акт обязателен для исполнения, Госкомрегистр незаконно не восстановил в ЕГРН ранее внесенные сведения о виде разрешенного использования земельного участка (л.д. 116-117 т. 3).
В судебном заседании (с перерывом с 20 января 2022 г. по 27 января 2022 г.) представитель заявителя просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители иных участников в судебное заседание не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда неявившиеся участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 18.11.2021, копии которого (за исключением ТНС "Испанская деревня") получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 79-82 т.2).
Заказная корреспонденция, направленная по адресу ТНС "Испанская деревня" почтой, указанному в ЕГРЮЛ, возвращена за истечением срока хранения (л.д. 102-104 т.2).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации этот участник считается извещенным надлежащим образом о пересмотре решения суда в апелляционном порядке.
19.11.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 21.01.2022 о перерыве в судебном заседании с 20.01.2022 по 27.01.2022 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 83, 158 т.2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц и их представителей.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
01.02.2016 Госкомрегистром выдан кадастровый паспорт, который свидетельствует о постановке на государственный кадастровый учет Российской Федерации как ранее учтенного земельного участка площадью 7.438кв.м., расположенного по адресу: г. Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29 (участок N 1), КН: 90:25:090104:181, с видом разрешенного использования "Курортная деятельность" (л.д. 79-81 т. 1).
Этот земельный участок предоставлен до 16.03.2014 заявителю в аренду по законодательству Украины, о чем 17.09.2004 подписан договор аренды сроком на 49 лет (до 17.09.2053), вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания корпусов санатория-профилактория (л.д. 107-124 т. 1).
19.05.2020 вступило в законную силу решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2019 по делу N А83-15851/2018 о признании недействительным постановления Администрации города Ялта N 1439-п от 10.08.2018, которым для земельного участка КН: 90:25:090104:181 определен (соотнесен) вид разрешенного использования - код 9.2.1 "Санаторная деятельность" (л.д. 58-59 т. 1). В апелляционном и кассационном порядке этот судебный акт оставлен без изменений, что подтверждается судебными актами (л.д. 15-21, 60-67 т. 1).
В разъяснении судебного решения по делу N А83-15851/2018 определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.07.2020 отказано; в апелляционном порядке это определение оставлено без изменений (л.д. 1-9 т.4).
21.08.2020 Администрацией города Ялта в адрес Госкомрегистра направлена межведомственная информация о признании судебным актом недействительным вышеназванного постановления Администрации о виде разрешенного использования земельного участка, что подтверждается ответом Администрации в адрес заявителя (л.д. 74 т. 1).
15.09.2020 заявитель письменно обратился в Госкомрегистр с заявлением о восстановлении в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельных участков, в том числе КН: 90:25:090104:181, - "Курортная деятельность" (л.д. 75-76 т. 1).
На это обращение Госкомрегистром 22.10.2020 дан письменный ответ N 63679/26 о том, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка КН: 90:25:090104:181, который внесен в ЕГРН - "Санаторная деятельность", заявителю необходимо обратиться в МИЗО Крыма (л.д. 77 т. 1).
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 06.12.2021, далее - Закон N 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - виде разрешенного использования земельного участка.
Статья 13 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что в ЕГРН сведения вносит орган регистрации прав (в том числе):
1) в результате государственного кадастрового учета - при внесении основных сведений об объекте недвижимости;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно пункта 12 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (приложение N 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (в ред. от 03.12.2019, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в кадастре недвижимости статус "актуальная" присваивается записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении кадастрового учета и внесении таких сведений в кадастр недвижимости.
При этом, пункт 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Как установлено, основания изменения дополнительных сведений кадастрового учета земельного участка отпали, о чем Госкомрегистр в порядке межведомственного информирования получил сведения и документы, а потому обязан был внести в государственный кадастровый реестр актуальные сведения о виде разрешенного использования земельного участка, не совершение таких действий нарушает права заявителя.
Доводы Госкомрегистра о внесении изменений в государственный кадастровый учет земельного участка только на основании решения МИЗО об изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствуют требованиям закона и возникшим обстоятельствам исходя из следующего.
Как установлено, земельный участок до 16.03.2014 предоставлен заявителю в аренду по действовавшему на момент предоставления в аренду земли законодательству Украины с определением вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (в ред. от 04.02.2019, далее - Классификатор N 540).
Согласно Классификатора N 540 использование для лечения и оздоровления человека природных лечебных ресурсов (в том числе, особого климата и иных природных факторов и условий, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека), а также охрана лечебных ресурсов от истощения и уничтожения в границах первой зоны округа горно-санитарной или санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курорта, относится к виду разрешенного использования - код 9.2 "Курортная деятельность".
Такие же положения законодательства действуют на момент рассмотрения дела в судебном порядке, что следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (в ред. от 16.09.2021).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. от 01.07.2021, далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Часть 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусматривает, что до 01.01.2023 на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такие особенности на территории Республики Крым установлены, в частности:
- Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 (в ред. от 28.08.2018) "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", согласно подпункта 9 пункта 1 которого к документам, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимые для государственной регистрации, отнесены заключенные до 16.03.2014 договоры аренды земли (земельного участка);
- Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков и Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденными Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (в ред. от 29.11.2021) (далее - Положение N 378 и Таблица N 378), согласно которым устанавливаемые ранее учтенным земельным участкам виды разрешенного использования должны соответствовать Классификатору N 540 и Таблице N378, по которой ранее предоставленный земельный участок для других оздоровительных целей (земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей) относится к виду разрешенного использования - код 9.2 "Курортная деятельность" по Классификатору N 540.
Таким образом, сложившиеся правоотношения свидетельствуют о том, что ни заявитель, ни Администрация не имели намерений изменить установленный вид разрешенного использования земельного участка; такой вид был установлен по законодательству Украины при заключении до 16.03.2014 года договора аренды земли; этот вид подлежал соотнесению с видом разрешенного использования земельного участка по законодательству Российской Федерации. Поставив на государственный кадастровый учет земельный участок, Госкомрегистр внес в этот реестр дополнительные сведения о земельном участке - вид разрешенного использования земельного участка с кодом 9.2 "Курортная деятельность", правомерно соотнесенного с соблюдением вышеназванных норм законодательства. Изменение этих сведений на основании постановления Администрации подлежит исключению из кадастрового учета, так как постановление Администрации признано недействительным, а сведения ЕГРН должны быть достоверны.
Доводы Госкомрегистра о том, что судебным актом по делу N А83-15851/2018 на Госкомрегистр не возложено обязанностей внести изменения в кадастровый учет суд апелляционной инстанции во внимание не принимает, так как сведения ЕГРН (кадастровый учет) должны быть достоверными, основанными на действительных документах, поводом для внесения сведений в ЕГРН является (в том числе) межведомственная информация.
Совокупность собранных доказательств свидетельствует о том, что Госкомрегистр незаконно бездействовал, что привело к нарушению прав заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться указание на признание оспариваемых бездействия незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Суд первой инстанции в соответствии с требованиями закона признал бездействие Госкомрегистра незаконным и возложил на него обязанность совершить определенные действия, что соответствует предмету оспаривания и направлено на восстановление прав заявителя.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, иных (в том числе безусловных) оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 октября 2021 года по делу N А83-20715/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20715/2020
Истец: ООО "ЧЕРНОМОР-ИНВЕСТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ "ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ", Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ТСН "Испанская деревня"