31 января 2022 г. |
А43-18553/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "53 арсенал" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.11.2021 по делу N А43-18553/2021,
принятое по заявлению акционерного общества "53 арсенал" (ОГРН 1105249001120, ИНН 5214010100) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27.05.2021 N 052/04/7.32.4-1110/2021.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "53 арсенал" - Абрамова О.А. по доверенности от 25.06.2020 N 1 сроком действия 2 года.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя акционерного общества "53 арсенал", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокурором Володарского района 31.03.2021 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества "53 арсенал" (далее - Общество) по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Обществу вменено совершение административного правонарушения, выразившегося в неправомерном допуске претендентов к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного и муниципального имущества (номера электронного аукциона: N SALEEOA00002807).
Указанное постановление в соответствии со статьей 23.83 КоАП РФ направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) для рассмотрения.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, должностное лицо административного органа 27.05.2021 вынесло постановление N 052/04/7.32.4-1110/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 27.05.2021 N 052/04/7.32.4-1110/2021.
Решением от 23.11.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, выразившегося в неправомерного допуска претендентов к участию в обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации о торгах продаже государственного и муниципального имущества. По мнению Общества, лицензию на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов, должен иметь покупатель, а не претендент на участие в аукционе.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 178-ФЗ следует, что одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Управлением установлено, что сведения о проводимых торгах в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 размещаются Обществом на официальном сайте https://torgi.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки акционерного общества "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" по адресу: https://sale.zakazrf.ru.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ установлено, что претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.
Частью 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 513 "О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации" (далее - Постановление N 513), установлено, что организации-производители заключают договоры с потребителями взрывчатых материалов промышленного назначения на основании выписки из баланса и соответствующей лицензии на распространение взрывчатых веществ.
В рассматриваемом случае информационное сообщение о проведении аукциона с идентификационным номером N SALEEOA00002807 было размещено Обществом на сайте электронной торговой площадки акционерного общества "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан".
Информационное сообщение носит типовой характер.
Пунктом 4.2 части 4 вышеуказанного информационного сообщения установлена необходимость наличия у покупателя действующей лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, полученной в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N 1102 "О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения" (далее - Постановление N 1102).
Пунктом 4.3 части 4 рассматриваемого информационного сообщения установлена необходимость соблюдения покупателем требований Постановления N 513 (а именно - включение покупателя в Баланс производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий, установленный Минпромторгом России).
Пунктом 10.3 части 10 информационного сообщения установлено, что претендент не допускается к участию в аукционе в случае если представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, из протокола о признании претендентов участниками аукциона по продаже имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, от 30.07.2020 N SALEEOA00002807-1-RT следует, что аукционная комиссия Общества допустила всех претендентов к участию в аукционе, а именно акционерное общество "Брянский химический завод имени 50-летия СССР", общество с ограниченной ответственностью "ПРВ", общество с ограниченной ответственностью "ПироСхрон".
В ходе анализа заявок участников установлено, что в заявке акционерного общества "Брянский химический завод имени 50-летия СССР" отсутствует лицензия на распространение и применение взрывчатых веществ, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов и выписка из баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
Без соответствующих документов участник не может быть покупателем взрывчатых материалов промышленного назначения, следовательно, не может заключить договор с организацией-производителем в рамках вышеуказанного аукциона.
Следовательно, допуск участника, не представившего выписку из баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения и лицензию на распространение и применение взрывчатых веществ, противоречит требованиям части 8 статьи Федерального закона N 178-ФЗ.
Кроме того, в соответствии пунктом 3.1.2 информационного сообщения лицо, желающее приобрести выставляемые на аукцион продукты утилизации, в установленном порядке подает заявку по форме, утвержденной в информационном сообщении, одновременно с полным комплектом требуемых для участия в аукционе документов (Приложение N 1 к информационному сообщению).
Из формы заявки, представленной в приложении N 1 к информационному сообщению, следует, что принимая решение об участии в аукционе по продаже продуктов утилизации, участник должен указать характеристики имущества, являющегося предметом аукциона, а также дату проведения аукциона.
Должностным лицом Управления установлено, что в заявке акционерного общества "Брянский химический завод имени 50-летия СССР" вышеуказанная информация отсутствует, что противоречит требованиям пункта 3.1.2 информационного сообщения и части 8 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ.
Установленные нарушения образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции правильно установили, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Довод Общества о требованиях наличия лицензии у покупателя, а не претендента, отклоняется как основанный на неверном толковании действующего законодательства. Отсутствие у лица права стать покупателем взрывчатых веществ лишает его права быть участником аукциона.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается. Уплаченная по платежному поручению от 24.11.2021 N 1480 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.11.2021 по делу N А43-18553/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "53 арсенал" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "53 арсенал" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, неверно уплаченную по платежному поручению от 24.11.2021 N 1480.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18553/2021
Истец: АО "53 арсенал"
Ответчик: ВРИО заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области Швецова О.Ю., УФАС по Нижегородской области