г. Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А41-52824/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Семушкиной В.Н., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 по делу N А41-52824/21, принятое судьей Гриневой А.В., по иску АО "Спецнефтетранс" (ОГРН: 5077746962211, ИНН: 7723617944) к Администрации Ленинского городского округа Московской области (ОГРН: 1205000022897, ИНН: 5003138447), третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814) о признании недействительным уведомления о размере арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
АО "Спецнефтетранс" обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Ленинского городского округа Московской области с требованиями:
- Признать недействительным уведомление Администрации Ленинского городского округа Московской области о размере арендной платы на 2021 год по договору аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/ю с кадастровым номером 50:21:0020104:26 в части применения коэффициента, учитывающего вид деятельности арендатора (Кд) равного 3,0;
- Обязать Администрацию Ленинского городского округа Московской области применять в договоре аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/ю 50:21:0020104:26 коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора (Кд) равного - Транспорт равного 1,1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 по делу N А41-52824/21 исковые требования АО "Спецнефтетранс" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
24.01.2022 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Администрации Ленинского городского округа Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель АО "Спецнефтетранс" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, между муниципальным образованием "Ленинский район Московской области" и ЗАО "Славнефть-Центрнефтепродукт" заключен договор аренды от 26.11.2004 N 262-2004/Ю земельного участка с кадастровым номером 50:21:20104:0026.
Договором от 07.12.2006 о передаче прав и обязанностей (перенайме) по договору аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/Ю ЗАО "Славнефть-Центрнефтепродукт" передало, а ООО "ЛУКОЙЛ- Центрнефтепродукт" приняло на себя все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/Ю.
Соглашением от 31.05.2013 о передаче прав и обязанностей (перенайме) по договору аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/Ю ООО "ЛУКОЙЛ- Центрнефтепродукт" передало, а ЗАО ТК "Спецнефтетранс" приняло на себя все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/Ю.
Согласно п. 2.1 дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/Ю размер ежегодной арендой платы за участок и расчетный счет, на который она вносится, установлены в Приложении N 1 к договору.
В соответствии с п. 2.2.1 дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка от 26.11.2004 N 262-2004/Ю размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае изменения (введения) базового размера арендной платы, коэффициентов полномочным органом государственной власти Московской области и органов местного самоуправления, без согласования с арендатором и без внесения изменений и дополнений в договор путем направления соответствующего уведомления арендатору. Стороны считают размер арендной платы измененным со дня введения нового базового размера арендной платы, а также с даты принятия соответствующего распорядительного акта об изменении административно-территориального устройства Московской области, категории, вида разрешенного использования участка, коэффициентов в соответствии с законодательством Московской области.
Как указывает заявитель, Администрацией Ленинского городского округа Московской области в адрес АО "Спецнефтетранс" направлено уведомление о размере арендной платы на 2021 г. по договору аренды земельного участка от 26.11.2004 г. N 262-2004/ю, согласно которому арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 50:21:0020104:26 площадью 8 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Видное, г. Видное, промзона, уч. N 124ю, арендуемый ЗАО "Спецнефтетранс" установлена в размере 1 720 512,00 руб., базовый размер арендной платы равен 65,92 руб. за 1 кв. м, коэффициент, учитывающий местоположение (Км) участка равен 1,0 коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора (Кд) равен 3,0. корректирующий коэффициент (Пкд) равен 1,0
Считая вышеуказанное уведомление незаконным и необоснованным, нарушающим его права как арендатора земельного участка в части применения коэффициента (Кд) = 3,0, АО "Спецнефтетранс" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Далее - АПК РФ) одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ (Далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Вместе с тем, избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" закреплено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В Московской области установление порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется положениями статьи 14 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон МО N 23/96-ОЗ).
Статьей 14 Закона N 23/96-ОЗ определен порядок расчета арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по формуле Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
При этом базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.
Значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, (Кд) устанавливаются в соответствии с Приложением к Закону.
Корректирующие коэффициенты (Пкд) применяются только к коэффициентам, учитывающим вид разрешенного использования земельного участка, установленным Приложением к Закону и частью 3.1 ст. 14 Закона МО N 23/96-ОЗ.
В случаях, когда Кд = 1; 1,1 корректирующий коэффициент равен 1.
Пкд устанавливается в пределах от 1 до 3.
Коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, (Км) - коэффициент, учитывающий:
1) близость к административным центрам поселений, к объектам производственной деятельности и объектам транспортной инфраструктуры, к коммунальным, инженерным, электрическим и другим линиям и сетям;
2) историческую и ландшафтную ценность территории;
3) состояние окружающей среды;
4) инженерно-геологические условия;
5) рекреационную ценность территории.
Км устанавливается в пределах от 1 до 10.
Коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.
Пкд и Км не могут носить индивидуального характера и пересматриваться чаще одного раза в год.
Исходя из материалов дела, Администрация Ленинского городского округа Московской области производит расчет арендной платы за 2021 год используя следующие значения коэффициентов: Аб = 65,92, Кд = 3, Пкд= 1,0, Км = 1,0, S= 8700.
Согласно п. 1 договора аренды земельного участка от 26.11.2004 г. N 262-2004/ю данный земельный участок относится к категории земель - земли поселений, и предоставлен в аренду для размещения автохозяйства.
Согласно п. 11 ст. 34 Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Как указывалось ранее, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0020104:26 имеет вид разрешенного использования - для размещения автохозяйства.
Судом первой инстанции установлено, что при расчетах арендной платы за указанный земельный участок в 2019-2020 применялся коэффициент Кд = 1,1 (для размещения объектов транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно Приказу Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" имеются следующие виды разрешенного использования:
- Транспорт - (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка -7.0)- размещение различного рода путей сообщения и сооружений, используемых для перевозки людей или грузов либо передачи веществ. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.1 - 7.5
- Автомобильный транспорт - (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка -7.2) - размещение зданий и сооружений автомобильного транспорта. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.2.1 - 7.2.3
- Стоянки транспорта общего пользования - (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка -7.2.3) - размещение стоянок транспортных средств, осуществляющих перевозки людей по установленному маршруту
Согласно п. 2 Приложения 2 к Санитарным правилам для автотранспортного предприятия с топливозаправочным пунктом, осуществляющего заправку и эксплуатацию автомобилей на диметиловом эфире СП 2.2.1.2263-07 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2007 N 62), автохозяйство - это первичное предприятие автомобильного транспорта для перевозки грузов и пассажиров, обеспечивающее хранение, техническое обслуживание и текущий (эксплуатационный) ремонт транспортных средств, снабжение их эксплуатационными материалами.
В материалах дела имеется акт предварительного обследования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020104:26 от 23.09.2021, согласно которому установлено, что земельный участок по периметру огражден бетонным забором. На участке расположен металлический ангар ориентировочной площадью 400 кв. м. Также на участке расположены 3 строения, используемые под офисы и технические помещения и бытовка, для дежурства охранной смены. Также на участке хранятся около двадцати грузовых прицепов-рефрижераторов и около 20 грузовых автомобилей-тягачей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования - для размещения автохозяйства, тождественен виду разрешенного использования 7.0. транспорт Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, с учетом содержания видов разрешенного использования с кодами 7.1 - 7.5.
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка имеет значение 1,1.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что вид разрешенного использования - для размещения автохозяйства не тождественен виду разрешенного использования 7.0. Транспорт Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, с учетом содержания видов разрешенного использования с кодами 7.1 - 7.5., а при расчете арендной платы за спорный земельный участок за 2021 г. им правомерно был применен коэффициент -Кд -3 (для размещения иной коммерческой деятельности).
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, поскольку Земельный участок с КН 50:21:0020104:26 предоставлен в аренду истцу для размещения автохозяйства. При расчетах арендной платы за данный земельный участок в 2019-2020 годах ответчиком был применен коэфффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка Кд-1,1 (для размещения объектов транспорта и дорожного хозяйства), который в редакции действующего на 01.01.2021 г. Приложения к Закону Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 отсутствует.
Ответчик не учитывает, что в вышеуказанной редакции данного Приложения есть п. 29 с кодом вида разрешенного использования земельного участка -Транспорт Кд = 1,1, который соответствует п. 7.0. (Транспорт) Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом N П/0412 от 10.11.2020 г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии., включающий в себя содержание вида разрешенного использования с кодом 7.2. Автомобильный транспорт с описанием вида разрешенного использования: Размещение зданий и сооружений автомобильного транспорта Термин "автохозяйство" тождествен термину "Транспортная деятельность", для целей которой фактически и используется земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что земельный участок фактически используется ООО "ПЛМД" и помещения, расположенные на нем, используются для проведения ремонта и технического обслуживания парка автомобилей ООО "ПЛМД" и поэтому подлежит применению коэффициент - Кд -3 (для размещения иной коммерческой деятельности) поскольку, спорный земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимого и движимого имущества фактически используется ООО "ПЛМД" (ИНН: 7733275087), с 01 января 2021 г. по 31 мая 2021 г. по договору субаренды N 04/20 от 01.10.2020 г., а с 01 июня 2021 г. по договору субаренды NАТП-73/2021 от 01 июня 2021 г.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на ООО "ПЛМД" основным видом деятельности указанной организации является Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (ОКВЭД: 49.4.). Факт сдачи АО "Спецнефтетранс" спорного земельного участка в субаренду третьему лицу не меняет функционального назначения и вида разрешенного использования земельного участка, установленного Договором аренды (для размещения автохозяйства) и фактического использования земельного участка, так как на земельном участке размещено только автохозяйство, а не иные объекты коммерческой деятельности.
Согласно п. 2 Приложения 2 к Санитарным правилам для автотранспортного предприятия с топливозаправочным пунктом, осуществляющего заправку и эксплуатацию автомобилей на диметиловом эфире СП 2.2.1.2263-07 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2007 N 62), автохозяйство - это первичное предприятие автомобильного транспорта для перевозки грузов и пассажиров, обеспечивающее хранение, техническое обслуживание и текущий (эксплуатационный) ремонт транспортных средств, снабжение их эксплуатационными материалами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также полагает необходимым указать, что спорное увеличение арендной платы по сравнению с 2019-2020 гг. противоречит Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2021 года по делу N А41-52824/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52824/2021
Истец: АО "Спецнефтетранс"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ