г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А21-10778/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41579/2021) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021 по делу А21-10778/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-883/2021
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (ОГРН 1023900764832; далее - Общество, АО "Янтарьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, Калининградское УФАС) от 23.07.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-883/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.11.2021 в удовлетворении заявления АО "Янтарьэнерго" отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на ограничительные мероприятия, принятые в Калининградской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которые значительно повлияли на сроки выполнения работ для осуществления технологического присоединения по договору от 30.11.2020 N 6681/11/20. Податель жалобы полагает, что в данном случае имеются основания для снижения размера административного штрафа до 300000 рублей в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Управлением отзыв на апелляционную жалобу в установленный определением суда апелляционной инстанции от 15.12.2021 срок не представлен.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между АО "Янтарьэнерго" и гражданином Чернышевым О.В. был заключен договор от 30.11.2020 N 6681/11/20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства индивидуального жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: 238325, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Рыбное, ул. Живописная 15 - почтовый адрес ориентира, на земельном участке с кадастровым номером 39:03:090503:158 (далее - Договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-6681/20.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения Договора. Таким образом, датой окончания исполнения обязательств со стороны Общества является 30.05.2021.
05.07.2021 в Управление поступило обращение Чернышева О.В. (вх. N 4928) на невыполнение Обществом условий Договора, в связи с чем определением от 03.08.2021 возбуждено дело N 039/04/9.21-883/2021 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество письмом от 30.07.2021 N ЯЭ/5/3381 представило в Управление письменные пояснения о мероприятиях, проведенных АО "Янтарьэнерго" в рамках исполнения Договора, согласно которым Обществом разработаны и утверждены технические задания по двум взаимосвязанным титулам строительства:
- "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 025-25 (инв. N 5116472) в п. Рыбное, ул. Живописная Гурьевского района" 29.04.2021 разработано и утверждено техническое задание N Z-СЭРС/014779/2021-20 на выполнение проектных и изыскательных работ; заключен договор от 19.07.2021 N 233/СП на выполнение работ по разработке рабочей документации с победителем закупочной процедуры - АО "Янтарьэнергосервис", срок выполнения работ по договору 15.11.2021;
- "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 025-25 в п. Рыбное, ул. Живописная Гурьевского района" решается вопрос о заключении договора на выполнение работ с АО "Янтарьэнергосервис".
Общество также пояснило, что в связи с отсутствием электросетевых объектов в месте расположения земельного участка заявителя, АО "Янтарьэнерго" для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанного объекта необходимо выполнить значительный комплекс мероприятий, включающий разработку технических решений по строительству сетевых объектов, инженерные изыскания, разработку и согласование проекта строительства, оформление акта выбора трасс, получение согласований в организациях-владельцах инженерных коммуникаций, государственных органах, получение разрешений на право пользования земельными участками под сетевые объекты, выполнение строительно-монтажных работ, а также проведение закупочных процедур на привлечение для работ и услуг сторонних организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В ходе административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств в срок, установленный Договором (6 месяцев с даты заключения договора).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 18.08.2021 N 039/04/9.21-883/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.09.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-883/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000 рублей.
Не оспаривая наличие состава правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и изменении указанного постановления в части назначенного Обществу наказания, полагая, что в данном случае имеются достаточные основания для снижения размера назначенного административного штрафа.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для снижения размера штрафа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 16.11.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения Договора.
Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции, датой окончания исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является 30.05.2021, однако к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что техническое задание N Z-СЭРС/014779/2021-20 на выполнение проектных и изыскательных работ по титулу: "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 025-25 (инв. N5116472) в п. Рыбное, ул. Живописная Гурьевского района" разработано и утверждено АО "Янтарьэнерго" только 29.04.2021 (за месяц до истечения срока на технологическое присоединение). При этом, договор N 233/СП на выполнение работ по разработке рабочей документации с АО "Янтарьэнергосервис" подписан 19.07.2021, то есть уже за пределами конечного срока исполнения обязательств по Договору.
Таким образом, из всех мероприятий по осуществлению технологического присоединения, возложенных на сетевую организацию Правилами N 861, на дату исполнения обязательств по Договору - 30.05.2021, АО "Янтарьэнерго" было только утверждено техническое задание N Z-СЭРС/014779/2021-20 на выполнение проектных и изыскательных работ по титулу "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 025-25 (инв. N5116472) в п. Рыбное, ул. Живописная Гурьевского района".
При этом, на установленную Договором дату исполнения Обществом обязательств по технологическому присоединению (30.05.2021) сетевой организацией не определен способ выполнения строительно-монтажных работ, не проведены конкурентные процедуры по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ, не заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ.
Утверждение Обществом 29.04.2021 технического задания N Z-СЭРС/014779/2021-20 на выполнение проектных и изыскательных работ по титулу "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 025-25 (инв. N5116472) в п. Рыбное, ул. Живописная Гурьевского района" и заключение договора от 19.07.2021 N233/СП на разработку рабочей документации с дочерней организацией АО "Янтарьэнергосервис" с конечной датой исполнения обязательств 15.11.2021, не могут быть признаны достаточными мерами для исполнения Обществом своих обязанностей по Договору в установленный срок.
Ссылки подателя жалобы на ограничительные мероприятия, принятые в Калининградской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которые значительно повлияли на сроки выполнения работ по строительству для осуществления технологического присоединения по Договору, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами. Нерабочие дни, установленные Указами Президента Российской Федерации N 206 от 25.03.2020, N 239 от 02.04.2020, N 294 от 28.04.2020, завершились 08.05.2020; перевод в дальнейшем части работников Общества на удаленный режим работы не является основанием для приостановления обязательств по технологическому присоединению потребителей. Кроме того технологическое присоединение объекта по Договору не осуществлено Обществом даже после снятия ограничительных мер ни на дату вынесения оспариваемого постановления (23.07.2021), ни на дату рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции (16.11.2021).
Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных Правилами N 861 требований по технологическому присоединению объекта гр. Чернышева О.В., и своевременно выполнить необходимые мероприятия по Договору.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая значительное нарушение Обществом срока технологического присоединения, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Наказание в виде административного штрафа в размере 600000 рублей назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы Общества о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного правонарушения и чрезмерности размера административного штрафа, оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку Обществом не подтверждено наличие оснований для снижения штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что на момент рассмотрения дела в суде нарушение срока технологического присоединения составило более 5 месяцев и технологическое присоединение объекта по Договору не осуществлено (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
В рассматриваемом случае Управлением назначен штраф в размере 600000 рублей с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно неоднократное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ. Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оснований считать назначенное Обществу наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению суд не усматривает.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения назначенного Обществу оспариваемым постановлением штрафа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 16.11.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы АО "Янтарьэнерго" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 ноября 2021 года по делу N А21-10778/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10778/2021
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: УФАС по К/О