город Москва |
|
2 февраля 2022 г. |
дело N А40-134922/21 |
Резолютивная часть постановления от 20.01.2022.
Полный текст постановления изготовлен 02.02.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 28178"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2021
по делу N А40-134922/21,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 28178"
к УФАС России по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Савинков С.В. по доверенности от 19.01.2022; Кудинова Е.А. по доверенности от 14.02.2019;
от заинтересованного лица - Гончаров Д.С. по доверенности от 30.12.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2021 в удовлетворении заявленных Федеральным казенным учреждением "Войсковая часть 28178" требований о признании недействительным решения УФАС России по г. Москве от 20.04.2021 по делу N 077/06/17-6727/2021, отказано.
Учреждение не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители учреждения и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20.04.2021 антимонопольным органом принято решение по делу N 077/06/17-6727/2021 по результатам внеплановой проверки, согласно которой в действиях заказчика - Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 28178" признаны нарушения требований ч. 5 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Посчитав указанное решение незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, мотивируя тем, что срочность и неотложность закупки реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов SARC-CoV-2 у единственного поставщика была единственной разумной мерой в целях выполнения приказа Федерального органа исполнительной власти от 16.03.2021 N 16/ДСП; у учреждения отсутствовал временной период для объявления и проведения конкурентной закупочной процедуры, ввиду чего им выбран способ закупки у единственного поставщика в целях удовлетворения острой и внезапно возникшей потребности в получении указано товара, что, по мнению заявителя, не противоречит положениям ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что режим повышенной готовности введен в г. Москве с 05.03.2020 (Указ Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) и о необходимости соблюдать санитарно-эпидемиологические и профилактические меры заказчику известно заранее, то есть закупка у единственного поставщика наборов реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов SARC-Co-V-2 не является обстоятельством срочной и неотложной потребности закупки ввиду наступления обстоятельств, которые имеют непредсказуемый характер, следовательно, закупка могла быть спланирована и проведена конкурентным способом.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из предмета и целей Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принципов контрактной системы в сфере закупок (ст. ст. 1, 6 Закона N 44-ФЗ), а равно приоритета конкурентных способов закупки (ст. 24 Закона).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, профилактических прививок.
Положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулируют отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статьями 59, 93 Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий и конкретный перечень оснований (случаев) для осуществления закупки у единственного поставщика, отсутствие которых приводит к тому, что закупка осуществляется в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона внесены изменения и указанный пункт изложен в следующей редакции: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно разъяснений Министерства финансов Российской Федерации N 24-06-05/26578, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации N 219-АГ-70, Федеральной антимонопольной службы N МЕ/28039/20, распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, в такой период заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых в связи с возникновением данных обстоятельств. При этом должна быть причинно-следственная связь между объектом закупки и возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Федеральной антимонопольной службой в письме от 18.03.2020 N ИА/21684/20 разъяснено, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между совершением указанных действий и предметом закупки.
Таким образом, при распространении коронавирусной инфекции важным условием для возможности осуществления закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ является наличие причинно-следственной связи между совершением действий, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции, и объектом закупки.
Из материалов дела следует, что предметом спорной закупки являлась закупка наборов реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов SARC-CoV-2 в связи с неотложностью проведения вакцинации личного состава военнослужащих от новой коронавирусной инфекции (Covid-19), которые являются второй по приоритетности категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации с учетом возрастания заболеваемости в регионе.
Необходимость закупки реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов SARC-CoV-2 свидетельствует о том, что такая необходимость носила экстренный характер, что является общеизвестным фактом.
Пунктом 3.1 контракта срок поставки установлен - не позднее 30.06.2021.
Поставка осуществлена 08.04.2021, 21.04.2021, 04.05.2021, из этого следует, что контракт исполнен в полном объеме за месяц.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия учреждения (заключение контракта с единственным поставщиком) обусловлены крайней необходимостью и в сложившейся ситуации не являются нарушением антимонопольного законодательства.
Факт сговора между сторонами контракта (заказчика и единственного поставщика) или злоупотребления в иной форме, что свидетельствовало бы о направленности действий лиц на обход положений законодательства, судом апелляционной инстанции не установлен.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлена необходимая совокупность оснований для признания оспариваемого решения УФАС России по г. Москве от 20.04.2021 по делу N 077/06/17-6727/2021 незаконным, в связи с чем требования Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 28178" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2021 по делу N А40-134922/21 отменить.
Признать незаконным и отменить решение УФАС России по г. Москве от 20.04.2021 по делу N 077/06/17-6727/2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134922/2021
Истец: ФКУ "Войсковая часть 28178"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ