г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А56-37019/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: В.В. Новоселовой
при участии:
от истца: Фоминых В.Н. по доверенности от 24.11.2021
от ответчика: Гольмакова В.И. по доверенности от 12.04.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41569/2021) ООО "Ренессанс-С" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2021 по делу N А56-37019/2021 (судья Рагузина П.Н.), принятое
по иску ООО "Ренессанс-С"
к ЗАО "Невская оптика холдинг"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-С" (196084, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 92, литер А, помещение 16Н ком 18, ОГРН: 1167847340320; далее - ООО "РЕНЕССАНС-С") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "НЕВСКАЯ ОПТИКА ХОЛДИНГ" (198216, Санкт-Петербург, Ленинский проспект, д. 140, ОГРН: 1027802739910; далее - ЗАО "НЕВСКАЯ ОПТИКА ХОЛДИНГ") об обязании ответчика демонтировать настенную вывеску "НЕВСКАЯ ОПТИКА" с фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 148, корп. 1, в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика с жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.11.2020 между ООО "РЕНЕССАНС-С" и Совет МКД "ВЕТЕРАНОВ 148" заключен договор поручения N 15 в соответствии с которым Совет МКД "ВЕТЕРАНОВ 148" поручает, а ООО "РЕНЕССАНС-С обязуется совершать от имени и за счет Доверителя в объеме, оформленном решением Председателя Совета МКД "ВЕТЕРАНОВ 148", следующие юридические и фактические действия:
- заключать в интересах собственников МКД договоры пользования общим имуществом МКД на возмездной основе, договоры аренды общего имущества МКД (в т.ч. объектов недвижимости)договоры на размещение линий связи, договоры на обеспечение доступа к общему имуществу многоквартирного дома и агентские договоры с третьими лицами;
- заключать в интересах и с согласия собственников МКД договоры со снабжающими и обслуживающими организациями, в том числе договоры на установление телекоммуникационного оборудования и иные услуги;
- зачислять денежные средства от поступивших платежей, по заключенным договорам, на субсчет МКД "ВЕТЕРАНОВ 148", созданный в рамках расчетного счета ООО "РЕНЕССАНС-С", а также отражать поступление, перемещение и расходование указанных денежных средств, за вычетом вознаграждения;
- производить перечисления денежных средств с субсчета МКД "ВЕТЕРАНОВ 148" в сторону третьих лиц по оформленному решению, после заключения трехсторонних договоров;
- Предпринимать все возможные действия в целях получения с лиц по договорам, заключенным Сторонами на пользование общим имуществом МКД и за фактическое пользование имуществом без договора, соответствующих сумм платежей, а именно: проводить претензионную и судебную работу на всех стадиях процесса, сопровождать исполнительное производство;
В ходе осмотра выявлены нарушения со стороны Ответчика, выразившиеся в отсутствии согласования на установку элемента благоустройства: одной настенной вывески "НЕВСКАЯ ОПТИКА" на Фасаде жилого многоквартирного дома между первым и вторым этажом по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 148, корп. 1 с собственниками жилого дома и разрешения Комитета по печати и взаимодействию со СМИ в порядке, установленном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 сентября 2012 года N 1002 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку и перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге" ("с изменениями на 17 июля 2020 года).
Указанным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга определен порядок получения разрешения на размещение различных объектов, в том числе и конструкций на фасады многоквартирных жилых домов, для последующего размещения на них информации.
Полагая, что размещенные Ответчиком на фасаде многоквартирного дома конструкции (элементы) не являются рекламой, а также не являются информацией, которую необходимо размещать в связи с требованиями, содержащимися в п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей", 23.12.2020 Истец направил в адрес Ответчика через ФГУП "Почта России" предписание исх. N 402 от 21.12.2020 с требованием о предоставлении согласия собственников многоквартирного дома и разрешительной документации на размещение указанных элементов благоустройства, а в случае отсутствия указанных документов - произвести демонтаж.
03.03.2021 Истец в адрес Ответчика направил досудебную претензию исх. N 02 от 20.01.2021 с требованием оформить согласие собственников помещения многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством либо произвести демонтаж оборудования.
Поскольку Ответчик предписание не исполнил, согласия собственников многоквартирного дома и разрешительных документов на установку оборудования не представил, демонтаж оборудования не произвел, Истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что вывеска "НЕВСКАЯ ОПТИКА" не является рекламной конструкцией и носит информационный характер, а потому у ответчика отсутствуют основания для согласования ее размещения с собственниками общего имущества многоквартирного дома, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд, изучив материалы дела оценив в доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником здания, к которому присоединена рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом названные положения Закона о рекламе не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункт 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" разъяснено, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте его нахождения не является рекламой.
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" также разъяснено, что, согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе. При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона N 2300-1, пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
При этом закон не устанавливает такого критерия отнесения вывесок к рекламным как их размер.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что размещенная на фасаде жилого многоквартирного дома между первым и вторым этажом по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 148, корп. 1 вывеска "НЕВСКАЯ ОПТИКА" содержит наименование ответчика и направлена на информирование потребителей о месте, где осуществляется им предпринимательская деятельность.
Поскольку указанная вывеска не может считаться рекламной конструкцией, то суд первой инстанции правомерно в удовлетворении иска отказал.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2014 N 11-АД13-18 и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7517/11 и от 22.05.2012 N 15805/11, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 304-ЭС16-21, от 22.08.2016 N 307-ЭС16-10288, от 29.09.2016 N 307-ЭС16-12307, от 23.06.2017 N 301-КГ17-6940.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2021 по делу N А56-3719/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37019/2021
Истец: ООО "РЕНЕССАНС-С"
Ответчик: ЗАО "НЕВСКАЯ ОПТИКА ХОЛДИНГ"