город Томск |
|
4 февраля 2022 г. |
Дело N А27-18093/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-12569/2021) на решение от 06.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18093/2021 (судья Власова В.В.) по заявлению Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Мускат - Кемерово", г. Кемерово (ОГРН 1174205012520, ИНН 4205355114) о взыскании штрафа в размере 53 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мускат - Кемерово" (далее - ООО "Мускат - Кемерово", общество, страхователь) о взыскании штрафа в размере 53 000 рублей.
Решением от 06.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено частично, с ООО "Мускат - Кемерово" в пользу Пенсионного фонда взыскано 52 000 рублей штрафа по требованиям от 31.05.2021 N 052S01210007603, от 31.05.2021 N 052S01210007604, от 08.06.2021 N 052S01210008031, а также 2 080 (две тысячи восемьдесят) рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета. В остальной части заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что представление сведений на застрахованное лицо, сведения о котором не были представлены в отчете СЗВ-М (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от общества не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направили. От Пенсионного фонда представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в обжалуемой части с учетом доводов, приведенных в ней, по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, следуя положениям части 5 статьи 268 АПК РФ, пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должник зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и является плательщиком взносов по данному виду страхования.
26.02.2020 страхователем ООО "МУСКАТ - КЕМЕРОВО" по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью (почтовым отправлением) в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ территориальным органом ПФР проведена сверка представленной 26.02.2020 страхователем ООО "МУСКАТ - КЕМЕРОВО" формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год и представленных в 2019 году форм СЗВ-М.
В результате сверки выявлено, что отсутствуют данные на 1 (одно) застрахованное лицо в формах СЗВ-М за январь, февраль 2019 года.
27.02.2020 Пенсионный фонд в связи с выявлением несоответствий в представленных страхователем сведениях по форме СЗВСТАЖ за отчетный период 2019 года и сведений представленных в 2019 году по форме СЗВ-М, в адрес страхователя ООО "МУСКАТ - КЕМЕРОВО" по телекоммуникационным каналам отправлено уведомление об устранении несоответствий.
27.02.2020 страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил формы СЗВ-М за январь, февраль 2019 года на 1 (одно) застрахованное лицо.
В связи с этим Пенсионный фонд пришел к выводу о недостоверности первоначально представленных сведений, составлены акты камеральной проверки от 10.03.2020. 20.05.2020 Пенсионным фондом приняты решения N 052S19200004108, N 052S19200004107 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением страхователь привлечен к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в общем размере 1 000 руб.
Должнику выставлены требования об уплате назначенного штрафа, которые в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании штрафных санкций в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за январь, февраль 2019 года на 1 (одно) застрахованное лицо, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины общества в допущенном нарушении, о принятии страхователем необходимых мер для исполнения обязательств в установленный срок и в установленном порядке, что исключает возможность привлечения к ответственности.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В пункте 37 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии вины у заявителя в допущенном нарушении с учетом того, что страхователем в пределах пятидневного срока была представлена форма СЗВ-М, в связи с чем основания для привлечении его к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отсутствовали.
Принятый судом подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в своевременном устранении допущенных ошибок, а не к пассивному поведению при позднем получении уведомления, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях, страхователь реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период, откорректировав их путем представления в пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности; формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для привлечения общества к ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Право установления и оценки обстоятельств, исключающих ответственность, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковыми обстоятельства, установленные им в ходе судебного разбирательства.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины как обязательного элемента состава правонарушения.
Привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления им сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.
Согласно правовому подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.12.2021 по делу N А27-18092/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18093/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: ООО "МУСКАТ-КЕМЕРОВО"
Третье лицо: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области