г. Самара |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А55-20594/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Департамента градостроительства г.о. Самара - представитель не явился, извещено,
от Общества с ограниченной ответственностью "Самарская Электросетевая Компания" - представителя Козлова Я.И. (доверенность от 03.10.2023 N 37),
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 ноября 2023 года по делу N А55-20594/2023 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Самарская Электросетевая Компания"
к Департаменту градостроительства г.о. Самара,
с участием третьего лица - ИП Багдасарян Артура Вазгеновича,
о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарская Электросетевая Компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать ответ Департамента градостроительства г.о. Самара (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 31.05.2023 (исх. АПЗ-251-0-1) незаконным; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара подготовить и выдать АПЗ на проектирование и строительство ВЛ-0.4 кВ опоры N 1 от опоры N 1 ВЛ-0,4 КВ ТП-6543 10/0,4 кВА 2x1600 кВА до опоры, расположенных на расстоянии до 15 м от границы земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, Кировский район, СДТ "Мачта-2", ул. Тувинская, уч. 49, кадастровый номер 63:01:0213002:49.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен ИП Багдасарян Артур Вазгенович (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 ноября 2023 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 06.02.2024) заявленные требования удовлетворены. Распоряжение Департамент градостроительства г.о. Самара от 31.05.2023 (исх. АПЗ-251-0-1) признано незаконным. Суд обязал Департамент градостроительства г.о. Самара выдать АПЗ на проектирование и строительство ВЛ-0.4 кВ опоры N 1 от опоры N 1 ВЛ-0,4 КВ ТП-6543 10/0,4 кВА 2x1600 кВА до опоры, расположенных на расстоянии до 15 м от границы земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, Кировский район, СДТ "Мачта-2", ул. Тувинская, уч. 49, кадастровый номер 63:01:0213002:49.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 16 ноября 2023 года по делу N А55-20594/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители Департамента и третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Департамента и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.01.2022 г. между ООО "СамЭСК" и Багдасаряном А.В. был заключен договор N ДГ-012/16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. По условиям данного договора ООО "СамЭСК" обязано осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя жилого дома по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, СДТ "Мачта-2", ул. Тувинская, участок 49.
В соответствии Федеральным законом N 169-ФЗ от 17.11.1995 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и в рамках осуществления мероприятий по вышеуказанному договору ООО "СамЭСК" направило в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара заявление (исх. N 990 от 26.04.2023 г.) о подготовке архитектурно-планировочного задания (далее - АПЗ) на проектирование и строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры N1 ВЛ-0,4 кВ ТП-6543 10/0,4 кВА 2x1600 кВА до опор, расположенных на расстоянии до 15 м от границы земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, СДТ "Мачта-2", ул. Тувинская, уч. 49, кадастровый номер: 63:01:0213002:49.
Ответом от 31.05.2023 г. (исх. N АПЗ-251-0-1) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал в выдаче АПЗ. Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил об отсутствии у него оснований для подготовки вышеуказанного архитектурно-планировочного задания в связи с тем, что земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), размещение индивидуального жилого дома в данной зоне относится к перечню условно разрешенных видов использования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 26 указанного закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1).
В настоящее время действует порядок технологического присоединения, определенный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила).
Как указано в пункте 2 Правил, их действие распространяется, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
В соответствии с п.3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (п.6 Правил).
Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным.
ООО "СамЭСК" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей транспортировку электроэнергии по электрическим сетям и технологическое присоединение потребителей к обслуживаемым электросетям на территории Самарской области.
Как указано выше 12.01.2022 г. между ООО "СамЭСК" и Багдасаряном А.В. был заключен договор N ДГ-012/16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. По условиям данного договора ООО "СамЭСК" обязано осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя жилого дома по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, СДТ "Мачта-2", ул. Тувинская, участок 49.
В соответствии Федеральным законом N 169-ФЗ от 17.11.1995 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и в рамках осуществления мероприятий по вышеуказанному договору ООО "СамЭСК" направило в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара заявление (исх. N 990 от 26.04.2023 г.) о подготовке архитектурно-планировочного задания (АПЗ) на проектирование и строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры N1 ВЛ-0,4 кВ ТП-6543 10/0,4 кВА 2x1600 кВА до опор, расположенных на расстоянии до 15 м от границы земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, СДТ "Мачта-2", ул. Тувинская, уч. 49, кадастровый номер: 63:01:0213002:49.
Департамент градостроительства г.о. Самара письмом от 31.05.2023 г. исх. N АПЗ-251-0-1 отказал в выдаче АПЗ.
Права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчиков (застройщиков), подрядчиков, собственников (владельцев) архитектурных объектов определены Федеральным законом N 169-ФЗ от 17.11.1995 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об архитектурной деятельности).
В соответствии со статьей 2 Закона об архитектурной деятельности под АПЗ понимается комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с АПЗ (часть 1 статьи 3 Закона об архитектурной деятельности).
Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В свою очередь, подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом на основании пункта 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок кадастровый номер: 63:01:0213002:49 принадлежит Багдасарян А.В. на праве собственности.
Для исполнения договора об осуществлении технологическом присоединении и подключения объектов Багдасарян А.В., Обществу необходимо выполнить проектирование и строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры N 1 ВЛ-0,4 кВ ТП-6543 10/0,4 кВА 2x1600 кВА до опор, расположенных на расстоянии до 15 м от границы земельного участка.
АПЗ выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Закона об архитектурной деятельности).
В качестве такового выступает орган местного самоуправления - местная администрация (ее структурное подразделение) или иной уполномоченный орган местного самоуправления в сфере архитектуры и градостроительства в соответствии с уставом муниципального образования.
Законом определен перечень представляемых документов в соответствующий орган местного самоуправления на получение архитектурно-планировочного задания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.
В выдаче архитектурно-планировочного задания может быть отказано, если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения. Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком (застройщиком) в суд (абзац 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ).
Иные основания для отказа в выдаче архитектурно-планировочного задания данным законом не предусмотрены.
Какого-либо несоответствия намерений заявителя требованиям действующего законодательства, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения, на что указано в пункте 3 статьи 3 Федерального закона N 169-ФЗ от 17.11.1995, Департаментом не установлено, а судом при рассмотрении дела не установлено.
Общество обязано принять меры к исполнению условий договора о технологическом присоединении и осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств обратившегося к нему лица, которому принадлежат права владения и пользования вышеуказанным земельным участком.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к верному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Департамента повторяют доводы оспариваемого отказа и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ для отмены обжалуемого судебного акта.
Оспариваемый отказ ответчика в выдаче заявителю АПЗ препятствует в осуществлении последним, как сетевой организацией, его деятельности и в выполнении в отношении обратившегося к ней лица мероприятий по технологическому присоединению.
Выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 ноября 2023 года по делу N А55-20594/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20594/2023
Истец: ООО "СамЭСК"
Ответчик: Департамент градостроительства городского округа Самара
Третье лицо: ИП Багдасарян Артур Вазгенович