г. Москва |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А40-26950/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.
судей Бондарева А.В., Савенкова О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года по делу N А40-26950/21, принятое судьей Дружининой В.Г. (11-168), по иску АО "Межотраслевое инвестиционное агентство" (ИНН 7714925893, ОГРН 1147746055863) к ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина"
(ИНН 7702038150, ОГРН 1027700096280) об обязании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Галанцев Д.А. по доверенности от 10.02.2021 г.;
диплом номер БВС 0894703 от 20.06.2000,
от ответчика: Швец А.О. по доверенности от 31.05.2019 г.;
диплом номер 105718 0199346 от 04.07.2014,
УСТАНОВИЛ:
АО "Межотраслевое инвестиционное агентство" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ответчик) об обязании ответчика согласовать график погашения задолженности по Договорам N 7767м от 31.10.2016, N 1265м от 21.02.2018, исходя из факта предоставления отсрочки и требований п.3 постановления Правительства РФ N 439: задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды; штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности по причине несоблюдения арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года по делу N А40-26950/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, между АО "МИА" и ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - Московский метрополитен) были заключены Договоры N 7767м от 31.10.2016, N 1265м от 21.02.2018 на размещение нестационарных торговых объектов на территории Московского метрополитена. Период размещения объектов: круглогодично.
В период пандемии на фоне снижения пассажиропотока в Московском метрополитене и сокращения покупательской способности потребителей у АО "МИА" сложилась тяжелая экономическая ситуация - обороты компании сильно упали.
В соответствии с постановлением Правительства г.Москвы от 31.03.2020 N 273 -1111 "О внесении изменения в постановление Правительства г.Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы на период действия на территории г.Москвы режима повышенной готовности предписано обеспечить заключение Московским метрополитеном в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений, предусматривающих уменьшение на 50% платы по договорам на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключенным в соответствии с приложением 5 к постановлению Правительства г.Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в г.Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
Во исполнение мер поддержки субъектов предпринимательской деятельности, между сторонами были заключены:
- дополнительное соглашение N 10 от 29.10.2020 к Договору N 7767м от 31.10.2016 о внесении изменений в п.5.2., согласно которым с 05.03.2020 ежемесячная плата на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Московского метрополитена устанавливается в размере 5 147 800, 04 рублей, в том числе НДС 20% -857 966, 67 рубля, ежемесячно, до даты отмены режима повышенной готовности в городе Москве, установленного Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N N 12-УМ;
- дополнительное соглашение N 4 от 29.10.2020 к Договору N1265-м от 21.02.2018 о внесении изменений в п.5.2., согласно которым с 05.03.2020 ежемесячная плата на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Московского метрополитена устанавливается в размере 1 097 784, 11 рублей, в том числе НДС 20% -182 964, 02 рубля, ежемесячно, до даты отмены режима повышенной готовности в городе Москве, установленного Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ.
По состоянию на 01.09.2020, задолженность АО "МИА" перед Московским метрополитеном составляла:
- по Договору N 7767м от 31.10.2016 - 19.022.506,50 руб.;
- по Договору N 1265м от 21.02.2018 - 4.686.356,89 руб. (далее - задолженность).
Договор N 7767м от 31.10.2016 в соответствии с письмом ГУП "Московский метрополитен" от 23.09.2020 N УД-25-26449/20 был расторгнут с 02.11.2020.
Правительством РФ был принят ряд дополнительных мер по поддержке субъектов МСП, одной из которых стало Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 439, предполагающее отсрочку платежей по долгам, возникшим в период с 05.03.2020 по 01.10.2020.
Дата предоставления отсрочки - с даты введения режима повышенной готовности. С момента введения режима повышенной готовности и до завершения данного периода отсрочка предоставляется в полном объеме и в размере 50% до 01.10.2020.
Исходя из указаний, изложенных в Указах Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, от 08.06.2020 N 68-УМ (с учетом изменений, внесенных Указом Мэра Москвы от 22.06.2020 N 74-УМ), действие режима повышенной готовности на территории г. Москвы не прекращено.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
АО "МИА" осуществляет деятельность, согласно ОКВЭД 47.99.2, и попадает в перечень наиболее пострадавших отраслей.
Договоры N 7767м от 31.10.2016, N 1265м от 21.02.2018 на размещение нестационарных торговых объектов на территории Московского метрополитена фактически являются договорами аренды части нежилого помещений и содержат все характерные признаки:
- объект аренды, которым могут быть только непотребляемые вещи (движимое и недвижимое имущество), четко определен в договорах;
- предметом договора аренды недвижимого имущества может являться: здание, сооружение, нежилое помещение или его часть;
- в договорах отражается существенное условие - арендная плата;
- договорами определены порядок, сроки и условия ее внесения;
- договора заключены в письменной форме, если срок его действия превышает год или стороной в сделке выступает юридическое лицо.
Аналогичным образом следует квалифицировать договоры N 7767м от 31.10.2016, N 1265м от 21.02.2018, предметом которых является предоставление возможности размещать торговые нестационарные объекты в нежилом помещении.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ) установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта РФ в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, содержащее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам предоставления такой отсрочки установлены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 (далее -Требования N 439). Из положений этого нормативного акта вытекает, что отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020 начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ при соблюдении требований п. 1 - 3 N 439.
Письмом от 03.11.2020 N 0311-2020, АО "МИА" обратилось к Московскому метрополитену о предоставлении отсрочки по оплате задолженности по Договорам N 7767м от 31.10.2016, N 1265м от 21.02.2018, возникшей за период с 05.03.2020 по 01.10.2020.
Ответным письмом от 03.12.2020 Московским метрополитеном в предоставлении отсрочки было отказано, поскольку фактически Московский Метрополитен оказывает АО "МИА" услуги по предоставлению права на осуществление определенной торговой деятельности, а не сдает в аренду торговые места.
Департамент планирования территориального развития Минэкономразвития России рассмотрел обращение АО "МИА" о разъяснении положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" в части возможности предоставления отсрочки уплаты арендных платежей по договорам на размещение нестационарных торговых объектов (НТО)
Согласно письма от 19.10.2020 N Д27и-34453, принимая во внимание схожую правовую природу договора аренды недвижимого имущества и договора на размещение НТО, Департамент планирования территориально развития Минэкономразвития России полагает, что к отношениям, связанным с предоставлением отсрочки уплаты арендных платежей по договорам на размещение НТО могут применяться положения статьи 19 Закона N 98-ФЗ и Постановления N 439, если это не противоречит существу таких отношений.
В "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020), разъяснено, что если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом N 98-ФЗ (пункт 3 статьи 307 ГК РФ). В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований.
Таким образом, в отсутствие информирования арендодателем арендатора о наличии у него права на предоставлении отсрочки, отсрочка считается предоставленной.
Исходя из вышесказанного, истец полагает, что фактически отсрочка, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 в отношении задолженности АО "МИА" по Договорам N 7767-м от 31.10.2016, N 1265-м от 21.02.2018, ввиду отсутствия уведомления со стороны Московского метрополитена, была предоставлена, в связи с чем заявлен настоящий иск.
Исследовав обстоятельства и дав оценку представленным в материалы дела доказательствам суд первой инстанции с доводами истца согласил, придя к выводу о факте предоставления арендатору отсрочки.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Для того чтобы получить отсрочку во внесении арендных платежей арендатор недвижимости не обязан доказывать, что он не может использовать арендуемое имущество по причине введенных на территории региона ограничительных мер (см. вопрос 4 Обзора N 2). Достаточными условиями являются заключение договора аренды до введения в 2020 году на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или ЧС и осуществление арендатором деятельности, в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса (что арендодатель может установить самостоятельно по общедоступным сведениям ЕГРЮЛ и ЕГРИП, размещенным на сайте ФНС России, без дополнительного документального подтверждения со стороны арендатора).
Также необходимо отметить, что ч. 1 ст. 19 Закона N 98-ФЗ и постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 не предусматривают исключений или особых правил для договоров аренды недвижимости, срок действия которых оканчивается в 2020 году, в том числе в период, когда на территории субъекта РФ действует режим повышенной готовности или ЧС. Учитывая, что по общему правилу окончание срока действия договора не влечет прекращение неисполненных обязательств (п. 3 ст. 425 ГК РФ), арендодатель обязан предоставить отсрочку аренды в соответствии с Требованиями и в том случае, если окончание срока действия договора аренды приходится на 2020 год.
В связи с ограничениями, введенными Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", с 28 марта 2020 г. Арендатор не имел возможности использовать Помещение по назначению, вести торговую деятельность и соответственно получать доход.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 г. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования).
Доводы о незаключенности договора отклоняются.
Согласно п.3 3 ст.607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. При этом следует учитывать правовую позицию, сформулированную в п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которой договор аренды может быть заключен в отношении части вещи, поскольку ГК РФ не ограничивает право сторон заключить договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Договоры N 7767м от 31.10.2016, N 1265м от 21.02.2018 на размещение нестационарных торговых объектов на территории Московского метрополитена фактически являются договорами аренды части нежилого помещений и содержат все характерные признаки:
- объект аренды, которым могут быть только непотребляемые вещи (движимое и недвижимое имущество), четко определен в договорах;
- предметом договора аренды недвижимого имущества может являться: здание, сооружение, нежилое помещение или его часть;
- в договорах отражается существенное условие - арендная плата;
- договорами определены порядок, сроки и условия ее внесения;
- договора заключены в письменной форме, если срок его действия превышает год или стороной в сделке выступает юридическое лицо.
- договор заключен по результатам проведения торгов (согласно п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов).
Аналогичным образом следует квалифицировать договоры N 7767м от 31.10.2016, N 1265м от 21.02.2018, предметом которых является предоставление возможности размещать торговые нестационарные объекты в нежилом помещении.
Ссылка ответчика на отсутствие государственной регистрации договора аренды является несостоятельной.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.
Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.
Согласно буквальному толкованию п. 2 ст. 431.1 ГК РФ, а также положений п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 г., если договор фактически исполнялся, стороны не вправе ссылаться на его незаключенность или недействительность.
В силу ст. 166 ГК РФ, сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Таким образом, в силу ст. 10 ГК РФ, ответчик, оспаривая заключенность сделок, которые им фактически исполнялись и были одобрены, злоупотребляет правом.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2021 года по делу N А40-26950/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26950/2021
Истец: АО "МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ АГЕНТСТВО"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА"